Популярность онлайн-кредитов на карту обусловлена прежде всего простотой их оформления и удобством получения необходимых средств прямо на банковскую карту. Например, при оформлении кредита онлайн в Мoney4You современная скоринговая система позволяет рассмотреть заявку клиента и провести его идентификацию за 3−5 мин и в течение 10−15 мин перевести деньги на его карту. Если учесть, что вероятность одобрения займа довольно высокая — до 98%, то такая финансовая услуга все более востребована населением.
Как мошенники оформляют онлайн-кредиты?
Однако за простотой получения займа кроется проблема мошенничества с целью оформления липового кредита на чужое имя. Согласно законодательству, ответственность за заем несет лицо, на которое этот кредит оформлен.
Что же делать, если пришло уведомление о непогашенном кредите, которого вы не брали? Как избежать моральных и материальных потерь?
Позиция кредитора
По статистике среди всех кредитов микрофинансовых организаций (МФО) до 6% имеют признаки мошенничества, а среди первичных обращений эта цифра возрастает до 30%. Мошенников привлекает прежде всего, то, что все операции осуществляются удаленно через Интернет. Создается впечатление доступности и безнаказанности. Понятно, что МФО не готовы мириться с подобными нарушениями, поскольку невозврат займов достигает 25%.
По мнению Олега Кузьминова, директора финансовой компании Мoney4You, только внедрение современных моделей скоринга позволит существенно снизить уровень рисков, связанных с невозвратом займов. Компания успешно пресекает попытки мошенничества благодаря системе верификации данных заемщика, а также профессионализму сотрудников. Это напрямую влияет как на репутацию и доходы компании, так и защищает добросовестных клиентов от финансовых потерь и проблем с законом.
Помимо этого МФО привлекают надежные платежные системы, ужесточают правила внутренней безопасности, совершенствуют алгоритмы удаленной идентификации клиентов. Эта процедура включает анализ кредитоспособности заемщика по сотням параметров. Основные из них: копии паспорта и ИНН; карта украинского банка или учетная запись платежной системы; финансовый номер телефона (привязан к банковской карте); кредитная история; электронная почта и анализ профилей в сети Интернет. Новые правила идентификации клиента по системе BankID и КЭП (квалифицированная электронная подпись) предполагают передачу личных данных от банка кредитору в зашифрованном виде. Широко применяется также система удаленной фотоидентификации заемщика в режиме реального времени.
Понятно, что чем тщательней происходит проверка данных заемщика, тем меньше возможностей у киберпреступников обмануть МФО.
Как возникает проблема?
В последнее время похищение и торговля персональными данными превратилась в бизнес для киберпреступников. Несмотря на закон Украины «О защите персональных данных», реализовать его на практике довольно сложно. К сожалению, доступ к площадкам, где хранятся личные данные гражданина, часто бывает незащищенным. Например, для оформления поездок, покупок в кредит, трудоустройства, участия в тендерах
Желание и умение манипулировать психологией человека позволяет мошенникам завладеть персональными данными, используя самые разные схемы.
1. Создание фальшивых сайтов (как правило, подделка под легальные), цель которых завладеть и личными данными (для оформления кредита на чужое имя), и деньгами жертвы. Через эти сайты мошенники:
а) обещают за определенный процент удалить данные о заемщике из базы данных кредитора и бюро кредитных историй (БКИ), представляясь сотрудником какой-либо кредитной финансовой компании;
б) предлагают за небольшие комиссионные возврат НДС за покупку иностранных товаров, обещая при этом, что сумма составит не менее 20 тыс. грн;
в) проводят от имени фейковой финансовой организации акцию с предложением получить бонус в виде денег;
г) выступают от имени факторинговой компании и в официальном письме сообщают клиенту о смене кредитора и необходимости сообщить свои данные и срочно погасить задолженность.
2. Фейковые вакансии на сайтах бесплатных объявлений. Преступники предлагают работу в удаленном режиме за приличные деньги. Для этого претендент должен сообщить все личные данные, ему также предлагают изменить финансовый номер телефона. Через некоторое время клиент узнает о задолженности по кредиту.
3. Телефонное мошенничество. Киберпреступник звонит от имени известного мобильного оператора и сообщает, что номер клиента будет заблокирован, например, вследствие кибератаки, и нужно срочно сообщить личные данные жертвы и пароль из SMS. Цель преступника — взломать онлайн-банкинг клиента и пройти верификацию, далее в личный кабинет можно привязать другую карту, изменить пароль, взять кредит и похитить средства жертвы.
Основные схемы обмана с онлайн-кредитами
Несовершенство законодательства и эволюция методов похищения личных данных граждан приводят к разнообразию методов онлайн-мошенничества с кредитами.
- Использование подставных лиц. Мошенник оформляет кредит на другое лицо, используя его персональные данные, а деньги пытается перевести на свою банковскую карту. Либо открывает дополнительную карту на это лицо и при получении кредита быстро уводит с нее деньги. Нередко оказывается, что заем взяли родственники, имеющие доступ к документам жертвы. Иногда этой схемой пользуются заемщики с испорченной кредитной историей, которая является решающим фактором при рассмотрении заявки на кредит.
- Подделка документов. Преступник похищает личные данные жертвы и вклеивает в чужой паспорт свое фото. При удаленной видеоидентификации довольно сложно определить подделку паспорта.
- Умышленная невыплата задолженности. Оформив кредит, мошенник меняет свои реквизиты вплоть до смены адреса и игнорирует требования МФО. Заем может быть оформлен по реальным документам, о которых заемщик заранее уведомляет полицию, как об утерянных. Получив деньги, требует признать кредит недействительным.
Что делать, если на вас «повесили» чужой кредит?
В случае, если получено уведомление о задолженности по кредиту и звонят от кредитора или коллектора, то необходимо сразу предпринять ряд шагов:
- Связаться с МФО и получить копию кредитного договора. Подать заявление в МФО о непричастности к займу. Как правило, компания идет навстречу клиенту и приостанавливает действие договора.
- Подать заявление в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, в киберполицию (она легко определит IP адрес и номер мобильного телефона преступника) и добиться, чтобы дело о мошенничестве было внесено в Единый реестр досудебных расследований.
- Обратиться в БКИ об изъятии неправдивой информации о задолженности по кредиту.
Можно ли избежать мошенничества с кредитами?
Прежде всего необходимо отметить, что МФО, как правило, заинтересованы в расследовании случаев мошенничества, поскольку несут прямые убытки и рискуют своей репутацией.
С другой стороны, зная о проблеме мошенничества, каждый гражданин должен принимать определенные меры для безопасности своих персональных данных:
- оригиналы документов не должны передаваться в чужие руки;
- номер и код банковской карты должны быть засекречены;
- финансовый номер телефона (тот, который привязан к банковской карте) не стоит сообщать третьим лицам;
- сообщать в полицию об утере документов, а при утере банковской карты — в банк;
- регулярно проверять свою кредитную историю в БКИ;
- блокировать подозрительные сайты и чаты;
- иметь современные антивирусные программы и системы безопасности, отслеживающие вмешательство в компьютер извне.
В целом, чем меньше данных о себе человек сообщает в сетях Интернета и чем выше его грамотность в финансовых вопросах, тем больше он защищен от нежелательного вмешательства в свою жизнь. Если же возникла необходимость в онлайн-кредите, то обращаться нужно только в МФО, имеющую хорошую репутацию и надежную систему безопасности.
Комментарии - 19
Це для входу в інтернет банкінг? Ще не зустрічав такого, зокрема разом так точно…
финансовый номер вместо логина, и пин-код вместо пароля
Поясните, пож, что Вы имели в виду.
Почему это проблема?
Пишем скрипт который перебирает номера телефонов и логинимся.
Вот по этому моно и приват при халатности клиентово являются главной целью мошенников.
Но у меня счета заблокированы — я писал про историю с директором, который, прежде чем уволить как старого пердуна (в рамках борьбы с неугодными и для создания текучки), дожал меня до того, что кредитный лимит потихоньку был исчерпан (просматривая мой домашний интернет, знал о состоянии моих счетов), после чего он и уволил меня как старого пердуна «по соглашению сторон» с долгом перед банком. Долгое время был без работы и без денег, но, как только появилась работа и я начал выплачивать, приматы арестовали мои счета в монобанк и спортбанк — этому сатанинскому банку не нравится, что я им выплачиваю по 666 грн в месяц — они хотят всего и сразу, оставляя меня без средств к существованию. Я работаю неофициально (официально не возьмут по состоянию здоровья), да и каждый месяц работы может оказаться последним…
Как глубоко вы заблуждаетесь. Как раз такую фразу, после кражи денег со счёта и оформления неизвестного пострадавшей кредита с помощью ПриватБанка, она слышит от сотрудников банка.
«если всё же кому то удалось обойти это то после любой проведённой транзакции банк отправляет смс на финансовый номер и если человека всё же обманули и человек сообщит об этом банку то банк приостановит транзакцию и вернёт деньги.»
Вор через банкомат изменил финансовый номер клиента, а Приватбанк при этом не сообщил никаким образом на меняемый «старый» номер и не спросил никакого подтверждения, что позволило преступнику почти две недели беспрепятственно пользоваться чужим банкингом, т.к. пострадавшая пользовалась им очень редко.
Почитайте при желании: https://minfin.com.ua/company/privatbank/review/247723/
Эти ужасы рассказывают полчаса, а в конце бегло, но тем же заумным голосом нам советует: чтоб уберечься- внимательно читайте упаковку и смотрите дату. Серьезно? Это панацея?
Ничего не напоминает?
И поэтому советы «не сообщайте свой номер телефона или номер карты другим лицам» — это всё советы для отвода глаз.