Вчера вышло большое интервью изданию LB.ua главы НБУ Кирилла Шевченко, который не так часто общается с прессой. Пожалуй, впервые главного банкира страны не спросили о валютном курсе. Хотя в последние недели на валютном рынке, как минимум, нескучно.
«Минфин» разгадал «депозитную загадку» от главы НБУ
Задачка на внимание
В целом довольно скучный текст зацепил оригинальными мыслями Кирилла Шевченко относительно эффекта от возможной отмены налога на депозитный доход.
Эту инициативу он впервые озвучил почти год назад, но с тех пор реальных шагов в этом направлении так и не было предпринято.
«По нашим оценкам, введение такой налоговой льготы приведет к переориентации населения с 6-месячных депозитов на годовые», — заявил Кирилл Шевченко и привел следующее объяснение.
«Сейчас разница между ставками по депозитам на 6 и 12 месяцев составляет всего лишь 0,6 п.п. После внедрения налоговой льготы разница вырастет до 2 п.п.», — таков неожиданный вывод чиновника.
По его словам вкладчики получат более выгодные условия хранения средств, а банки дополнительный долгосрочный ресурс в размере 25−37 млрд грн для кредитования.
«С этим все понятно!», — резюмировал интервьюер и перешел к следующему вопросу.
А вот автору этих строк совсем не очевидно, как отмена налога может привести к увеличению разницы в ставках между вкладами на 6 и 12 месяцев с 0,6 до 2 п.п.
Давайте считать
Действительно, по данным НБУ на 4 октября значение украинского индекса ставок по депозитам физических лиц (UIRD) составляло:
- 8,07% — по 6-месячным депозитам
- 8,66% — по годовым вкладам в гривне.
То есть, разница действительно — около 0,6 п.п.
За вычетом бюджетных платежей — подоходного налога 18% и военного сбора 1,5% — реальная (чистая) доходность депозита составит:
- 6,5% — по 6-месячным вкладам
- 7,0% — по годовым вкладам.
То есть, сама по себе отмена налога позволит зарабатывать на годовых вкладах всего на 0,1 п.п. больше, чем на полугодовых. Достаточный ли это стимул для «удлинения» вкладов? Вряд ли.
Откуда взялась разница в 2 п.п.
Все просто! Разница, о которой говорит Кирилл Шевченко, возможна, например, в том случае, если от налога будут освобождены только годовые вклады.
Тогда реальная ставка по полугодовым вкладам (за вычетом налога) составит 6,5%, а по депозитам на год останется 8,66% годовых.
Получится разница даже немного больше чем 2 п.п.
Неслучайно в интервью Кирилл Шевченко оперирует фразой «налоговая льгота». Скорее всего, в процессе согласования текста, была упущена эта важнейшая оговорка о дифференцированном подходе к налогообложению депозитов в зависимости от срока. В итоге, получилась загадка.
Вместо послесловия
«Минфин» почти год в очереди на интервью с председателем НБУ.
Автор этих строк знаком с Кириллом Шевченко с 2006 г.
В марте-2020 он обещал «не забывать», когда возглавит Нацбанк.
Во время недавней последней встречи Кирилл Евгеньевич признал, что в вопросах интервью он — «человек подневольный». Мол, договаривайся с пресс-службой.
Что ж, привет пресс-службе регулятора, на компетентность которой так полагается главный банкир.
Комментарии - 5