Если бюджет будет принят в таком виде, какой он есть сегодня, государство станет меньше «жить в долг». Об этом говорит заложенный дефицит 3,5% ВВП вместо прошлогодних 5,6% ВВП, заявила заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Если бюджет примут в нынешнем виде, Украина станет меньше жить в долг — эксперт
Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
По ее словам, первый бюджет в рамках трехлетнего планирования вышел без сюрпризов и со сдержанным дефицитом, но он может измениться до неузнаваемости.
«Если бюджет будет принят в таком виде, государство станет меньше „жить в долг“. Об этом говорит заложенный дефицит 3,5% ВВП вместо прошлогодних 5,6% ВВП. „Широкие“ публичные расходы к ВВП, включая соцфонды, хотят снизить с 46% в 2020 году до 42% в 2022 году. Это положительно, и означает меньшее перераспределение средств экономики через государство. Но это не значит, что депутаты не будут пытаться раздуть расходы для субвенций на свои округа между первым и вторым чтением», — комментирует Репко.
Читайте также: Аналитики рассказали, каким будет обменный курс в 2022 году
Ситуация может измениться
В проект заложено, что ВВП вырастет за год на 3,8%, а потребительские цены увеличатся на 6,2%. Но прогноз разрабатывался еще в мае, а на мировом рынке сейчас времена волатильности: взлетают вверх цены на газ, падают цены на руду, страны нервно ждут новых локдаунов.
«Ситуация может измениться молниеносно, и макропрогнозу не помешало бы немного гибкости, в частности уточнения между первым и вторым чтениями, как это происходит, например, в Германии», — отметила эксперт.
По ее словам, в проект государственного бюджета много статей поставили в зависимость от принятия «антиахметовского» закона 5600. По мнению Репко, это шантаж чувствительными вопросами.
Например, перепись населения или реставрация культурных объектов будет под угрозой без принятого закона. Использование бюджетного процесса для лоббирования налоговых изменений — не лучшая практика государственного управления.
«Говорить окончательно о качестве бюджета возможно лишь после второго чтения. Эта версия бюджета может измениться до неузнаваемости до конца осени», — считает Репко.
Узнавай больше о том, куда инвестировать деньги, на конференции «Жить на проценты»
Напомним
Кабмин 15 сентября на заседании утвердил проект государственного бюджета на 2022. Проект госбюджета на 2022 впервые основывается на Бюджетной декларации на 2022 — 2024 годы.
Комментарии - 9
Приводом для цього неофіційно в Офісі Президента називають те, що спікер всупереч вимозі голови фракції «Слуга Народу» Давида Арахамії відправив законопроект про олігархів на оцінку Венеціанської комісії.
https://ukranews.com/ua/news/801788-po-100−000-za-golovu-spikera-yak-zelenskyj-zbyraye-golosy-za-vidstavku-razumkova-zmi
В Україні сьогодні все залежить від однієї людини − від Зеленського. Одноосібна влада має безліч наслідків, серед яких не просто корупція, а втрата державності.
«Неодноразово говорять, що керівник ОП Єрмак тісно пов’язаний з Росією. Відповідно, якщо Росія захоче натиснути на Єрмака або на самого Зеленського, то в Україні не буде жодних інституцій, аби зупинити Президента, які могли б протистояти цьому», — наголосила Загребельська.
В Антимонопольному комітеті нам так і говорять: як скажуть із Банкової, так ми й зробимо. І так відбувається в багатьох інших держорганах.
«Сьогодні на „Великому будівництві“ оточення президента розкрадає мільярди гривень, і Зеленський про це знає. Ці кошти йдуть у партійну касу, а потім використовуються для підкупу депутатів, для зйомки президентських відеороликів і так далі», − зауважила Агія Загребельська.
Вона додала, що, попри таке свавілля, немає куди подавати заяви про це, адже кожен орган контролюється Офісом президента, тому «виходить, що ми скаржимось у Банкову на те, що Банкова краде».
Збільшення вартості електроенергії змушує підприємців підвищувати ціни на товари та послуги.
Зростання цін на оптовому ринку електричної енергії дуже впливає на промислові підприємства, оскільки призводить до подорожчання їх продукції та робить її неконкурентоспроможною на міжнародних ринках.
«Вони закладають доволі суттєвий дефіцит державного бюджету — 188 млрд грн. На мій погляд, це завищений показник і завищені можливості для того, щоб мати можливість профінансувати цей дефіцит державного бюджету», — сказав Кушнірук.
Він зазначив, що має питання до закладеного в документ прогнозу номінального ВВП на 2022 рік.
«Прогноз номінального ВВП на 2022 рік фактично був взятий з даних, які вони обраховували ще у 2020-ому році. Який абсолютно не відповідає тим процесам, які спостерігалися у 2021-ому році. Тому дані виглядають вкрай заниженими з точки зору того, який номінальний ВВП має бути», — додав економіст.
Він висловив сумнів, чи не занижені інші показники, на якому ґрунтується проєкт державного бюджету на 2022 рік.