15 сентября 2021, 14:13 Читати українською

Как изменит жизнь водителей новый закон об «автогражданке»

На этой сессии депутаты вернутся к рассмотрению законопроекта об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Что ждет водителей в случае его принятия, рассказал ЭП Владимир Шевченко, генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). «Минфин» выбрал главное.

Закон, автоцивилка, авто, страховая выплата, водитель
фото: 5.ua

О самых болезненных проблемах

Уже в следующем году страховщики и автовладельцы смогут жить по новым, более современным правилам. Модернизировать законодательство нужно прежде всего для повышения уровня защиты пострадавших в ДТП, чтобы он постепенно приближался к европейским стандартам.

Самые болезненные проблемы, о которых страховщики ОСАГО слышат чуть ли не каждый день, — это выплаты с учетом так называемого «износа запчастей» автомобиля и выплаты за страховщиков-банкротов. Действующий закон содержит устаревшие и несправедливые нормы по этим вопросам.

В Украине средний возраст автопарка, по разным оценкам, составляет от 19 до 24 лет. То есть значительная часть пострадавших получает выплаты за вычетом износа на запчасти в 50−70%.

Читайте также: Продажи легковушек в марте показали безумный рост: что и почем покупали украинцы

Размера компенсации не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль, и возмущение людей таким фактом можно понять. То, что мы называем «отмена износа», в новом законе означает восстановление автомобиля до состояния, в котором он был до аварии. Сейчас работаем над тем, как правильно это сформулировать юридически.

Вторая проблема — выплаты за страховщиков-банкротов и компании, которые прекратили деятельность, не выполнив своих обязательств перед потерпевшими.

Несмотря на достаточность средств в фондах МТСБУ, чтобы полностью сделать выплаты за таких страховщиков, получения возмещения людям приходится ждать годами, поскольку банкротство или ликвидация компании являются достаточно длительными юридическими процедурами.

Когда новый закон будет принят, Бюро сможет осуществлять регламентные выплаты за компании, которые не выполнили свои обязательства по выплате страхового возмещения пострадавшим, через некоторое четко определенный срок, независимо от формальных процедур банкротства.

Читайте также: Почему автомобили подорожали и исчезли из салонов

1 млн грн за одного пострадавшего

Законопроект также предусматривает постепенное увеличение размеров страховых сумм (максимального размера выплат по ОСАГО) до европейского уровня.

Сейчас мы ограничены тем, что по закону повышать страховые суммы можно только в соответствии с показателями инфляции. Хотя по инициативе страховщиков регулятор постоянно увеличивает страховые суммы, нужно в корне менять подход, особенно в части выплат за вред жизни и здоровью.

В первый год после принятия нового закона страховые суммы должны составить:

  • за вред, причиненный жизни и здоровью, — 1 млн грн на одного потерпевшего (5 млн грн на один страховой случай)
  • за вред, причиненный имуществу, — 500 тыс. грн на одного потерпевшего (2,5 млн грн на один страховой случай).

Особенно важно увеличение страховых сумм за вред жизни и здоровью. Действующие страховые суммы значительно ограничивают размер реального возмещения, установленного в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины.

Средств может не хватить, скажем, в случае смерти или инвалидности кормильца семьи. Представление о масштабе проблемы дает статистика ДТП: ежегодно в Украине в результате аварии травмируется около 32 тыс. человек, погибает — более 3,5 тыс.

Иногда участники ДТП, в которых травмированы люди, даже не обращаются в страховую компанию за возмещением, потому что виновники хотят избежать уголовного наказания, а пострадавшие — не верят, что получат сумму, которая действительно компенсирует расходы на лечение.

Увеличение страховых сумм вместе с декриминализацией нанесения телесных повреждений средней тяжести, причиненных в результате ДТП, может сделать страховую помощь более эффективной.

Также в законе планируется пересмотреть механизм предоставления страховой защиты по ОСАГО для льготных категорий граждан.

Читайте также: Мировое производство автомобилей сократится на 7−9 миллионов единиц. Причина — дефицит чипов

90 дней на страховые выплаты

Меня часто спрашивают, нужно ли в новом законе установить более сжатый срок урегулирования страховых событий. Сейчас он определен как 90 дней с момента, когда потерпевший подал страховщику заявление на выплату и все необходимые документы к ней.

Я считаю, что нам нужно ориентироваться на положения Евродирективы (статья 22), где указывается, что выплата должна быть осуществлена в течение трех месяцев. За превышение этого срока начисляется пеня.

Надо развивать механизмы стимулирования страховщиков, чтобы они сами были заинтересованы выплачивать быстрее.

Хорошим примером является прямое урегулирование: в рамках этой системы срок выплат почти в два раза короче, чем в среднем на рынке, поскольку компании хотят качественно все урегулировать, чтобы их клиент остался с ними.

Я считаю целесообразным обсудить перспективу введения нового закона или обязательного прямого урегулирования, или таких условий работы системы, чтобы она стала привлекательной для каждого страховщика, который работает по ОСАГО.

Читайте также: MotorTrend протестировал новую Tesla Model S Plaid: что не так с машиной

Какие шансы у законопроекта

Мы давно настаиваем на быстрой разработке и принятии нового закона. Уверен, на этот раз цель будет достигнута. НБУ, как регулятор страхового рынка, и профильный Комитет В Р по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики разделяют наш взгляд на социальную значимость реформирования сферы ОСАГО.

Автор:
Шевченко Владимир
Генеральный директор Шевченко Владимир
Моторное транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ)

Комментарии - 20

+
+85
bonv
bonv
15 сентября 2021, 14:45
#
Відновлення автомобіля до стану, в якому він був до аварії - так і має бути.
+
+15
BEZE
BEZE
15 сентября 2021, 14:53
#
Так і є якщо вибрана правильна страхова;) Плюс нове авто;)
+
+15
niko 555
niko 555
15 сентября 2021, 20:38
#
Постраждала сторона не обирає страхову, яка виплачуватиме компенсацію. Тут вже як повезе, винуватець може купити найдешевший поліс, а там і виплати розтягнуть на півроку, і сума компенсації вдвічі, а то і втричі нижче вартості ремонту.
+
0
m0ps
m0ps
16 сентября 2021, 9:25
#
Есть страховые, которые предлагают опцию (понятное дело что платно) прямого урегулирования даже если у второй стороны не было страховки совсем, или страховая банкрот, или не учавствует в прямом урегулировании. После дтп обращаешься в свою страховую за возмещением, а дальше уже она сама выбивает деньги с виновника. Так что для тех кто не сильно жадный — опции (без необходимости каску покупать) есть.
+
+55
alexodessa
alexodessa
15 сентября 2021, 18:45
#
Учитывая, что средний возраст автомобиля 20 лет, как можно помятое ржавое ведро восстановить до состояния просто ржавого ведра?
+
0
Три літри
Три літри
15 сентября 2021, 19:23
#
Отриховать?

Цель страховки — компенсировать убытки пострадавшего. В идеале компенсировать в ноль, но в реале это конечно не всегда так.

В достраховые времена пострадавший долго судился с виновником ДТП, тратил свои деньги не ремонт потому что не мог годами держать поломанный автомобиль, тратил деньги на адвокатов и судебный процесс. Страховка всё это исправила — ремонт оплачивает не сам виновник, а страховая компания. Точно так же как она это делает когда например кто-то застраховал свой дом от пожара, а дом бац — и сгорел.
+
0
observer72
observer72
16 сентября 2021, 17:40
#
Саме так. Але за умови, що і вартість такої страховки європейського\американського… автомобіля має бути такою як в Європі\Америці.
+
+88
bonv
bonv
15 сентября 2021, 14:48
#
За чий рахунок банкет? За рахунок водіїв. Збільшать розцінки на автоцивілку.
+
+129
Три літри
Три літри
15 сентября 2021, 16:09
#
Продай машину чтобы не платить за причинённые ей проблемы. Всё просто.
+
+30
emil7
emil7
15 сентября 2021, 21:50
#
Он на осле ездит в селе своём) откуда там машины)
+
+59
bonv
bonv
15 сентября 2021, 21:57
#
Запис у медичній картці еміла номерного: «психічних захворювань немає. Просто дурень.
+
+6
emil7
emil7
16 сентября 2021, 7:06
#
Вот это ты юморнул. Прям как наш президент — клоун от Бога)
+
+15
bonv
bonv
16 сентября 2021, 9:26
#
Хіба я запитував у тебе поради, що мені робити з моїми машинами?
+
+14
Три літри
Три літри
17 сентября 2021, 0:36
#
Хіба в тебе хтось питав поради щодо автоцівілки? Але ж тобі це не заважає тут писати.

Страхування це забеспечення від хітрожопих порушників ПДД яки крім того що зневажають сусідів по дорозі ще й намагаються уникнути відповідальності. Тож краще страхування, ніж кількарічне намагання вибити з порушника гроші.
+
+15
bonv
bonv
17 сентября 2021, 10:51
#
Я пишу не під твоїми постами. Тому зі своїми порадами проходи стороною. Де я написав що не потрібно страхуватись??? Спочатку вчися читати уважно, а потім сунутися зі своїми порадами.
+
+79
malfar
malfar
16 сентября 2021, 10:33
#
КМК, действующий закон об ОСАГО ущербный в плане гарантий пострадавшей стороны… Один человек осознанно выбирает СК и покупает в ней полис, другой человек покупает дешевый мутный полис в придорожной машине, коих у бордюров много… После потенциального ДТП этих участников первый (невиновный) должен обращаться в СК другого (виновного), если она еще будет существовать, или в МТСБУ со всеми негативными последствиями. На мой взгляд после ДТП стороны должны обращаться в СК, где они покупали полисы. Это увеличит гарантии и ответственность страхователей. Новый закон это исправит? А увеличенные страховые суммы это хорошо…
+
0
observer72
observer72
16 сентября 2021, 17:38
#
Это и называется «Прямое урегулирование».
+
0
malfar
malfar
17 сентября 2021, 9:53
#
С точки зрения страхователей было бы удобнее и логичнее прямое урегулирование определить как «базовое», а не придумывать «костыли» для решения раз уж закон затеялись менять…
+
0
Игорь Петров
Игорь Петров
18 сентября 2021, 21:17
#
Согласен что нынешнюю опцию «прямое урегулирование» надо сделать базовой. Чтоб всякие «лафорты» даже не выходили на рынок. Купил страховку дешёвую- сам себе буратино)). Сегодня страховая покрывает ущерб пострадавший стороны максимум на 50%, остальные деньги через суд с виновника требуй ((вопрос нахиба такая страховка надо? А то в нынешнем виде автоцивилка просто доя ментов бумажка.
+
0
Ranet
Ranet
20 сентября 2021, 11:12
#
Только прямое урегулирование спасет этот рынок, но оно работает только в том случае, если и второй (третий) участник тоже застрахован в компании с прямым урегулированием. Что мешает уважаемому директору МТСБУ принять подзаконный акт, затрудняющий получение лицензии страховой не являющийся таким участником? А то поют про евроценности, где надо и не надо, а тут воды в рот набрал.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться