Американская история уже знает примеры использования частных денег. Чем это закончилось и сможет ли биткоин удовлетворить запросы цифровой экономики, размышлял на портале ЭП Владимир Лепушинский, директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ. «Минфин» выделил главное.
Смогут ли криптовалюты заменить доллар и евро
Период частных денег в США
В США с конца 17 в. и до гражданской войны в 1860-х годах большинство бумажных денег были частными.
Например, в середине 1830-х годов только 17 из более 100 млн долларов бумажных денег, которые использовала американская экономика, были выпущены в обращение Вторым банком Соединенных Штатов, который на это уполномочило правительство.
Остальные деньги были выпущены коммерческими учреждениями (с государственной или частной собственностью). Параллельно в обращении находились квази-деньги, выпущенные муниципалитетами, большими компаниями и просто частными предпринимателями.
Учитывая, что большинство американцев по большей части не имели счетов в банках, именно наличные деньги были основным средством расчета.
У такой системы было лишь одно преимущество — она обеспечивала конкуренцию между деньгами разных эмитентов. А это толчок к частной инициативе и развитию рынка. Однако недостатки, с которыми сталкивалось американское общество, были выразительными.
Читайте также: О чем никогда не расскажут продавцы криптовалютных ферм
Дефицит надежной валюты
Теоретически каждый доллар должен был равняться стоимости доллара, высеченного из драгоценного металла. Но на практике стоимость денег различных эмитентов отличалась, в зависимости от доверия к ним.
Такое доверие — вещь непостоянная: банки иногда отказывались обменивать деньги на монеты (что обязаны были делать), становились банкротами из-за рисковой деятельности, в определенной степени и мошенничества.
Распространение слухов также могло легко обесценить деньги. Как следствие, растущая американская экономика страдала от дефицита надежной валюты.
Казалось бы, как деньги могут быть в дефиците, если право их печатать есть у частного сектора? Есть спрос — будет и предложение.
Однако это было не так: предложения было более чем достаточно, впрочем, не хватало именно качественных денег. Сам по себе выпуск денег в обращение в значительных количествах эту потребность не удовлетворит.
Доверие — вот что имеет значение. В отдельные периоды доверие к деньгам падало настолько, что невозможность расчетов приводила к закрытию бизнеса и росту безработицы.
Читайте также: О самой удачной спекуляции с «эфиром» и провале с призм
Консерватизм против риска
Есть коммерческая логика: банк должен выдавать больше кредитов, желательно под более высокие проценты. Это требует склонности к риску. Каждый кредит — это, по сути, вновь созданные деньги, которые выпускаются в обращение.
Если нет регулятора, который отчасти это ограничивает, тем легче для банка. Но только до поры до времени, пока деньги не обесценятся и банк не обанкротится.
Есть логика обеспечения стабильности денег: их нужно выпускать в обращение так, чтобы они быстро не обесценивались. Это требует консерватизма.
Консерватизм — это черта центробанков, а не бизнеса. Если среда конкурентная и конкурировать нужно сразу по двум конфликтными направлениям, то добиться успеха — сложнейшая задача.
Читайте также: Недвижимость, акции, криптовалюта и бизнес: куда инвестирует гендиректор BlaBlaCar в Украине
Переход к унифицированной государственной системе
В повседневной жизни американцы сталкивались с необходимостью постоянно отслеживать стоимость разных денег и состояние их эмитентов. В большинстве расчетов была сторона, которая выиграла, и сторона, которая проиграла, получив за товары, работу, услуги меньшие по стоимости деньги, чем было оговорено.
Тех, кто выигрывал, по количеству было немного. Это дельцы, которые разбирались в тонкостях денежного рынка, зарабатывая на разнице между номинальной и рыночной стоимостью денег.
К примеру, чем дальше деньги попадали от местности, где их выпустили, тем дешевле, как правило, они становились.
Этим пользовались так называемые «саквояжники» — люди, которые выкупали деньги по цене ниже номинальной, и в саквояжах перевозили их на большие расстояния в банк-эмитент, чтобы обменять на драгоценные монеты 1 до 1.
Но тех, кто проигрывал, по количеству было больше. К примеру, работнику платили за работу оговоренную сумму денег по номиналу, однако фактически эти деньги стоили меньше.
Предприниматели при поставке товаров в другие города могли получить оплату в деньгах локального банка, к которым в его родном городе не было доверия, соответственно они были малостоящими.
Узнавай все об инвестициях в криптовалюту на нашей конференции «Жить на проценты»
Общественность требовала изменений. Иногда достаточно определенно: громя банковские отделения или надписывая на банкнотах проклятия в адрес банкиров.
Наверное этот недостаток был решающим в переходе от частных денег к унифицированной государственной системе. Но это нельзя считать желанием жадных до власти политиков. Несмотря на вызовы гражданской войны, в обращении появилось много денег, эмитированных именно государством.
Стоимость «государственных» денег США также обесценивалась во время долгового финансирования военных расходов.
Однако общественность поддержала новую систему с использованием «государственного» доллара США, потому что она обеспечила удобство и хотя бы относительную стабильность (1 доллар равен 1 доллару).
В частности, для того, чтобы принять к оплате доллар, не надо было скрупулезно изучать, кто его выпустил и какова его цена именно сейчас.
Клиент любит, когда поставщик товара — в этом случае денег, как средства расчетов, — не напрягает его лишней работой. Эту потребность и удовлетворило государство.
Читайте также: Почему для поколения «гамбургеров» важен пассивный доход
Современные частные деньги
Криптовалюты (или «виртуальные активы» в терминах законодательства, которое сейчас разрабатывается в Украине) — это новая реальность в финансовом мире, который развивается впечатляющими темпами.
Для обслуживания расчетов виртуального мира необходимы новые более технологичные деньги. Криптовалюты как средство оплаты будут создавать все большую конкуренцию привычным для человечества электронным (мобильным, карточным
Не говоря уже о наличке, которая непригодна для нужд цифровой экономики. Есть спрос — есть и предложение. Однако всем известный биткоин, как средство расчета, неудобен, ведь цена его подвергается значительным колебаниям.
Случаи расчета ним — скорее способ привлечь внимание потенциальных пользователей к возможностям криптовалют. Для того, чтобы выполнять функции денег, актив должен иметь более или менее стабильную стоимость.
Эти функции способны выполнять стейблкоины — криптовалюты, которые выпускают частные эмитенты, но цена которых привязана к активам реального мира, например, к доллару США.
Стоимость стейблкоинов с привязкой к доллару США в августе 2021 года обновила максимум — $100 млрд, поднявшись с $30 млрд в начале года.
Большинство транзакций с криптовалютами на торговых площадках происходит именно с использованием стейблкоинов. Причин несколько. Во-первых, удобство оставлять активы в «виртуальном мире», а не выводить их в «реальный».
Во-вторых, за «реальным» миром денег следят регуляторы: центральный банк, налоговая, финансовый мониторинг
Рынок стейблкоинов развивается. Однако короткий опыт существования стейблкоинов, как нового формата частных денег, обнаружил и недостатки. И здесь являются наглядными аналогии с существованием системы частных денег в США в 18−19 в.
Читайте также: 20% вложений агрессивного инвестора могут быть провальными
Стабильная стоимость под вопросом
Стейблкоины по определению должны быть стабильными относительно единицы актива/стоимости пула активов из реального мира.
Надежно обеспечить такую стабильность может существование определенного обеспечения или резервов. Но на практике это происходит как и с обеспечением банками США драгоценными монетами в 18 в.
Эмитенты стейблкоинов пока не регулируются. В каком количестве и какого качества активы находятся в обеспечении — зависит от желания и доброй воли эмитента.
К примеру, тезер (tether) — крупнейший по объему стейблкоин (более $65 млн) — попал в поле зрения Генеральной прокуратуры штата Нью-Йорк.
По ее выводам, «расследование выявило, что, начиная не позднее середины 2017 года, у тезера не было доступа к банковскому обслуживанию в любой точке мира, поэтому в течение определенных периодов времени у него не было резервов для поддержания привязки каждого тезера в обращении к одному доллару, вопреки его заявлениям».
Компания Tether позже открыла счета в банках и пыталась доказать признаки наличия обеспечения, однако независимого и надежного подтверждения этому нет до сих пор. Если даже такое обеспечение есть, то оно может состоять из высокорисковых и низколиквидных активов.
Читайте также: Александр Гринчак об аферах с «криптой»: «Мы в этой ситуации бессильны»
Конфликт интересов
Указанная нестабильность стоимости логически вытекает из другой проблемы — конфликта интересов. Генеральная прокуратура Нью-Йорка отмечала в своем отчете «значительный потенциал конфликта между интересами платформ торговли виртуальной валютой, инсайдеров и эмитентов».
Это, как и в случае американских банков 18 в., вполне логично. Предприниматель должен максимизировать свою доходность. Более высокая доходность — более высокие риски. Если одновременно он эмитент валюты — эти риски несет не он, а те, кто эту валюту использует/удерживает. Это явный конфликт интересов деятельности.
Отсутствие унификации
Сейчас большинство стейблкоинов являются нишевыми продуктами, которые обслуживают торговлю на площадках по торговле криптоактивами. Однако спрос на технологичные деньги будет расти для потребностей растущей цифровой экономики: для оплаты в э-коммерции, осуществления микроплатежей, использования в смарт-контрактах и в интернете вещей (ІоТ).
Это потребует увеличения и на те слои населения, у которых не будет особого желания углубляться в нюансы обеспечения стабильности стоимости и устойчивости эмитентов частных денег.
В то же время стейблкоины постепенно будут терять свое преимущество из-за отсутствия надлежащего регулирования и соблюдения требований финмониторинга. Все больше государств и регуляторов задумывается над необходимостью регулирования криптовалют, а особенно — стейблкоинов.
Обеспокоенность по этому поводу уже высказывал Президент Федерального резервного банка Бостона Эрик Розенгрен: «…будущий кризис можно легко спровоцировать, поскольку они (стейблкоины) становятся все более важным сектором финансового рынка, если мы не начнем их регулировать, чтобы быть уверенными, что на самом деле есть намного большая стабильность в том, что продается […] для широкой общественности, чем „стабильная“ монета (стейблкоин)».
Также маловероятно, что страны будут уступать своему монетарному суверенитету, позволяя частным цифровым деньгам вытеснять из экономики собственные валюты. Впрочем, как и цифровым деньгам других государств.
Читайте также: «Драконы» заменили «единорогов»: кто они и где живут
Цифровая валюта центробанков
Решить вышеназванные проблемы и одновременно удовлетворить растущий спрос цифровой экономики в средствах расчета может выпуск цифровой валюты центральными банками CBDC.
CBDC может быть одной из форм денег — цифровым отображением валюты, а, следовательно, не испытывать колебаний в стоимости. У эмитента CBDC нет конфликта интересов касательно необходимости максимизации прибыли и поддержания стабильности денег.
Это, в частности, определено в законодательстве большинства стран, в том числе и в законодательстве Украины: «Получение прибыли не является целью деятельности Национального банка». Также центральные банки могут в перспективе согласовать между собой, как должны действовать расчеты в их цифровых валютах на глобальном уровне.
Сейчас многие центральные банки изучают возможность выпуска CBDC. НБУ также среди них. Однако открытых вопросов по поводу CBDC, их дизайна, функционала, международного обмена остается еще много, поэтому исследования продолжаются.
Комментарии - 7