Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон «О платежных услугах» № 1591-ІХ, который Верховная Рада приняла 30 июня. Об этом сообщает пресс-служба Офиса президента.
Зеленский подписал закон «О платежных услугах»: 4 главных изменения, которые ждут украинцев
Главная цель документа — модернизация и развитие рынка платежных услуг. Он должен способствовать внедрению инноваций в финансовой сфере страны.
Что изменится для украинцев
1. Люди смогут получать платежные услуги не только в банках, но и в небанковских финучреждениях, у почтовых и мобильных операторов.
Почтовые операторы, небанковские учреждения или учреждения по выпуску электронных денег смогут проводить платежи, однако на них не будут распространяться банковские гарантии. То есть все эти структуры не будут членами Фонда гарантирования вкладов физлиц. Потому в случае их закрытия по любой причине человек не сможет получить компенсацию в размере 200 тыс. грн.
2. Мобильные операторы с сетями отделений по всей стране могут стать конкурентами банков.
Номер телефона абонента станет его счетом: деньги на него могут попадать разными способами — и безналично с карточки, и наличными через платежные терминалы или через кассу в отделении мобильного оператора/супермаркета (в магазинах давно можно вносить наличные на телефон).
Но в новом законе есть ограничения: за раз можно перечислить не более 20% минимальной зарплаты, то есть не более 1,2 тыс. гривен, а за месяц — одну минималку (сейчас — 6 тыс. грн).
3. Конкуренция опустит цены на проведение платежей
Чем больше структур будет появляться на платежном рынке, тем скорее будут снижаться комиссии за перечисление денег.
На текущий момент средняя цена банковского платежа колеблется в рамках 0,5−1% суммы.
4. Настоящей революцией для банков и их клиентов может стать внедрение открытого API или «открытого банкинга» (Open Banking).
На практике это значит, что банки будут видеть данные своих клиентов в других финучреждениях. То есть Приватбанк, например, узнает, что у его клиента есть счета, скажем, еще в Монобанке и Укрсиббанке, а также что человек застраховал свою машину в «Альфа-Страховании», и получил кредит в финкомпании «Кредит Маркет».
Приватбанк будет знать все суммы (где/сколько денег клиента вложено/одолжено/потрачено) и операции в других структурах, а все эти структуры «увидят» счет в Приватбанке.
Это делается, чтобы агрегировать всю информацию в одном программном продукте или в мобильном приложении.
Ожидается, что этот подход заработает не ранее 2023 года.
Читайте также: Новый способ скрыться от финразведки и другие новации закона о платежных услугах
Комментарии - 38
Лично я как клиент банка или магазина не вижу для себя приемуществ, в том что мой контрагент автоматически узнает где у меня есть ещё деньги/кредиты, где и что я страхую, что и где покупаю.
Потому если это и революция то разве что для госсударства (тотальный контроль) и бандитов (теперь наводчики не нужны).
2. Мобильные операторы должны заниматься мобильной связью и всем что с этим связано, а не пенсии выдавать. Иначе эти мобильные операторы превратятся в УкрПочту, где в отделении продаётся всё от конвертов до стиральных порошков.
3. Чем больше систем, тем меньше будут комиссии внутри этих систем, но больше при переводе из одной в другую.
А вот п. 4 уникален, если сегодня для этого нужно решение суда, и инфа передастся только конкретному гос.органу, то после «революции», достаточно оплатить шаурму карточкой и инфа доступна всем желающим.
Ведь все финучереждения будут иметь эту информацию о Вас.
Если сейчас банк оберегает эту инфу, дабы не быть обвиненным в её сливе, то после «революции» в этом нет смысла, т.к. все Ваши обвинения будут безосновательными, банк скажет: «мы не сливали, может это приват, может Ваша страховая, может Гиви с чебуречной где Вы карточкой платили, это ж OpenBank, инфа доступна всем»
Та же фигня и ресторанах при оформлении накопительных карт. Как-то с Сушие решил получить такую. Дали анкету для заполнения, а внизу меееелким таким шрифтом написано, что они имеют право передавать заполненную вами информацию третьим лицам. Отказался.
1. Гуглите PII и GDPR/CCPA, узнаете много нового.
2. Номер телефона сам по себе, без привязки к потенциальному уровню дохода и потребностям личности никому не интересен и никто по нему не позвонит, с таким же успехом можно прозванивать номера от 1111111 до 9999999.
каким боком номер телефона. оставленный в анкете на выдачу дисконтной карточки дает информацию о «потенциальном уровне дохода и потребностям личности «- то тайна.
куча людей именно прозванивает номера по порядку (парсит их по газетам обьявлений и т. п.). Собственно прозванивают и рассылают СМС роботы :)
> куча людей именно прозванивает номера по порядку
Повторюсь, в моем случае все было очень даже таргетированно (например, несколько предложений по кредитам после оформления кредитки и заявок на ипотеку). Никто поставить пластиковые окна или помыть полы не предлагал.
повторюсь - несколько лет назад, когда еще в ходу были телефонные справочники — в них печатались номера телефонов, Ф.И.О. и адреса людей. И никто не паниковал по этому поводу.
Если разместить обьявление с телефоном на каком-нибудь ОЛХ — есть куча компаний, групп и просто людей, которые парсят эти номера (даже скрытые) — и продают. И потом людям валится спам таргетированный, нетаргетированный, какой угодно. - https://a-parser.com/resources/47/
но это отдельная проблема и с ней нужно как-то отдельно боротся — на уровне государства.
> каким боком номер телефона. оставленный в анкете на выдачу дисконтной карточки
Давайте не будем в 100-й раз, а? :)
> несколько лет назад, когда еще в ходу были телефонные справочники
Да кому это интересно? «Определение понятия персональных данных приводится в абзаце восьмом статьи 2 Закона „О защите персональных данных“, согласно которому персональными данными являются сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано». GDPR, CCPA в PII с точки зрения информационной безопасности телефонный номер входит однозначно.
> которые парсят эти номера (даже скрытые) — и продают
Вы в курсе значения слова «парсят», кстати? :) И да, это все очень интересно, только какое это имеет отношение к тому, что банки (и конкретные сотрудники) сливают эту информацию с гораздо бОльшими деталями направо и налево?
…
Бороться с неплательщиками надо в других местах, а именно там откуда они попадают к неплательщику, т.к. когда эти суммы обнаруживаются у неплательщиков то это уже постфактум и попробуй собрать доказательства
А поскольку эта информация абсоютно свободна для всех финустанов, то не вижу препьятствий для её публикации для всех.
и что с того?
я категорически против превращения номера телефона в «счет» у мобильного оператора. Это - прямой путь к воровству и мошенничеству. Я плачу 400 гривен оплаты за разговоры, а оператор начинает рассуждать «это он не оплатил разговоры, а пополнил свой счет… а я с этого счета спишу деньги на хз что. А потом отключу ему связь за неуплату… А потом пусть доказывает — платил он или нет, за что и когда».
«То есть Приватбанк, например, узнает, что у его клиента есть счета, скажем, еще в Монобанке и Укрсиббанке, а также что человек застраховал свою машину в „Альфа-Страховании“, и получил кредит в финкомпании „Кредит Маркет“.» — а это вообще прекрасно. Что там с банковской тайной? А если добавить что это будут видеть не только банки, а «участники рынка» — фин компании, коллекторы. страховые компании, нотариусы, в общим все желающие.
наверняка при открытии любого счета будет приписочка — «подтверждаю согласие на передачу всей информации всем желающим». Не согласен — счет не открывается.
Если банки заставят раздавать эту инфу направо-налево — они не будут вникать кто и на что согласился…
А вот как это согласие будут получать — вопрос…
:)
Этому уже все научились…
«Кредитну історію може запитати лише її власник та організації, які мають згоду власника.»
https://www.ubki.ua/credit-history-ua
Стаття 22. Надання кредиту в рамках здійснення платіжних послуг
т. е. непонятная контора может делать платеж от вашего имени выдав «вам» кредит на этот платеж. А вы об этом узнаете через годик. когда придет время гасить, с процентами. В пункте нет ни слова о согласии физического лица получать такой кредит.