Все больше украинцев выбирают онлайн-шопинг как удобный способ приобретения товара — почти 40% пользователей покупают в интернете ежемесячно, а 70% - тратят более 500 грн за одну покупку. Однако большинство украинцев, а именно 57% опрошенных, не знают ни одного способа защиты своих аккаунтов и платежных данных. Такие сведения приводит аналитическая служба OLX согласно результатам опроса 11 360 пользователей интернета в марте 2021 года.
57% украинцев не знают, как защитить свои платежные данные и избежать мошенничества в интернете
В то же время большинство украинцев не знают, как защитить свои платежные данные, а каждый третий готов перевести деньги на карту незнакомому человеку. В киберполицию в случае преступления обращается только каждый пятый.
Читайте также: Топ-3 популярные схемы финансовых мошенников
Тенденции онлайн-шопинга украинцев
Ежемесячно онлайн покупают 40% украинских интернет-пользователей, а раз в квартал — каждый четвертый (23,4%). Доля тех, кто заказывает товары раз в полгода или раз в год, составляет 15% и 11% соответственно.
Подавляющее большинство — 62% украинцев покупают на крупных онлайн-платформах, а в небольших интернет-магазинах и соцсетях — еще по 24% и 22% соответственно.
Больше всего при этом обращают внимание на отзывы о продавце (56%), надежность сайта (54%), метод оплаты (47%) и дешевизну товара (37%). А вот скорость доставки является приоритетной только для 10% покупателей.
Обычно украинцы тратят в интернете за раз суммы, превышающие 500 грн:
- до 100 грн — 4%;
- до 500 грн — 27%;
- до 1000 грн — 36%;
- на 1000 грн и больше — 33%.
Весомая часть покупателей (71%) предпочитает наложенный платеж, но каждый третий готов сделать предоплату — перевести всю сумму за товар на счет незнакомому продавцу и после этого ждать покупку.
Мошеннические тренды украинского онлайн-шопинга
Что такое социальная инженерия (психологические манипуляции, когда мошенник притворяется продавцом/покупателем или сотрудником полиции/банка/службы поддержки) понимают только 13% пользователей интернета. 52% опрошенных украинцев не знают, что такое фишинг (кибератака с применением сайтов-подделок).
«Поэтому в условиях растущей популярности онлайн-шопинга, украинцам необходимо всегда быть внимательными, своевременно реагировать и знать базовые правила кибербезопасности», — объясняет Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украины.
По данным Ассоциации ЕМА, в 2020 году с помощью социнженерии интернет-мошенники обманули украинцев на 252 млн грн, а главными методами преступников стали фишинговые атаки, размещение несуществующих товаров и телефонное мошенничество.
С 2020 года количество фишинговых атак на обычных пользователей только растет, но процент украинцев, которые считают, что могут стать жертвой преступников, уменьшился с 75% до 61%. В то же время нежелание обращаться в службу поддержки и к правоохранителям создает большое поле для мошеннических маневров.
«Каждый третий украинец, который столкнулся с фишингом в интернете, теряет свои деньги. При этом пользователи отдают свои платежные данные самостоятельно — поверив мошеннику, который притворяется другой стороной в осуществлении онлайн-сделки и убеждает перейти по ссылке в постороннем мессенджере. По нашему опросу, 31% респондентов попадали на мошеннический сайт-копию именно по ссылке, направленной в мессенджере (Viber, Telegram, WhatsApp). Также люди теряют средства, переходя по ссылке с SMS, которые «гарантируют им призы за участие в конкурсах», — подчеркивает эксперт
Читайте также: Социальная инженерия и интернет: мошенники обогатились на 271 миллион
При этом в случае мошенничества лишь 2 из 10 человек обращаются в киберполицию, в банк — 3 из 10, а в службу поддержки — половина респондентов. Около 40% участников опроса попытаются решить проблему самостоятельно или же расскажут о ней родным.
Как защититься от мошенников
В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников — это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности:
- Всегда знакомиться с правилами платформ, где планируете что-то покупать.
- Не переходить по сторонним ссылкам, которые присылают незнакомцы в мессенджерах.
- Отказываться обсуждать детали сделки в сторонних мессенджерах — только чат платформы может точно гарантировать защиту.
- Не разглашать свои персональные/платежные данные.
- Сообщать о нарушениях в киберполицию и службы поддержки. В случае разглашения платежных данных — обратиться в банк.
Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, OLX объявил 2021-й «Годом безопасности» и запустил образовательный проект Онлайн [по] талант
Контекст
OLX — один из крупнейших онлайн-бизнесов в Украине. База ресурса насчитывает почти 13 млн объявлений и ежемесячно пополняется на 4 млн новых предложений. Каждый второй украинский онлайн-пользователь заходит на OLX минимум раз в месяц.
Комментарии - 15
«А может сделать Мурку гимном?» — я вже і не здивуюся, якщо таке станеться…
Телефон и приложения запаролены отпечатком.
особенно в свете того, что на этом сайте самое большое
количество мошеннических случаев с клиентскими средствами.