18 марта 2021, 12:38 Читати українською

Украли деньги с банковской карты: что делать, реально ли вернуть

Аферисты выводят деньги с банковских карт без каких-либо подтверждений или оплачивают товары без согласия клиента

Мошенники, мошенническая схема, банковская карта, украсть деньги, клиент банка
фото: 24gadget.ru

Количество мошеннических схем растет. Аферисты выводят деньги с банковских карт без каких-либо подтверждений или оплачивают товары без согласия клиента. Что делать, если вы стали жертвой подобной ситуации, рассказал НВ адвокат практики безопасности бизнеса Juscutum Игорь Шевчук. «Минфин» выбрал главное.

Пострадавшие часто начинают искать защиты у банковских учреждений, где обслуживаются их счета, однако ожидаемой поддержки не находят. Все потому, что происходит конфликт интересов банка и клиента.

Клиенты хотят переложить ответственность с себя на банк, требуя немедленного возврата. Банк, как правило, оставляет такие требования неудовлетворенными, потому что по своей сути является учреждением, работающим на генерацию прибыли, а не убытков. Так что же делать?

Первые шаги потерпевшего

Большинство современных банковских учреждений имеют полнофункциональные мобильные приложения для управления банковским счетом (мобильный банкинг) или специальные веб-сайты (онлайн-банкинг). С помощью этих инструментов клиент банка осуществляет управление своим банковским счетом, в том числе осуществляет ряд операций с банковскими картами.

Читайте также: Пока ты спал: мошенники воруют деньги с карт ПУМБа

Сразу после обнаружения несанкционированного списания денежных средств с вашего счета, немедленно выполните ряд банальных, но весьма важных действий.

  1. Откройте мобильный или онлайн-банкинг, проверьте, имеете ли вы к нему доступ.
  2. Если доступ имеется, заблокируйте банковскую карту, с которой было осуществлено несанкционированное списание денежных средств.
  3. Обратитесь в службу поддержки банковского учреждения в телефонном режиме или онлайн, сообщите о сложившейся ситуации.

После реализации вышеуказанного перечня действий, банк начнет проверку, а карта станет недоступной для списания средств. Такой порядок действий обезопасит вас от обвинений со стороны банка в несвоевременном блокировании счета с подозрительной активностью. Это требование описано во внутренних правилах предоставления услуг практически каждого банка Украины.

Читайте также: Плати, или заразим коронавирусом: как мошенники выманивают деньги в украинцев

Инструкция, что делать дальше

Не стоит рассчитывать на то, что после выполнения вышеупомянутых действий, банк вернет вам сумму несанкционированного списания.

Не стоит терять время на ожидание, пока банк закончит проверку и предоставит вам официальный отказ в возврате средств. На данном этапе вам необходимо изменить статус вашего дела с внутрибанковского на глобальный, а также инициировать, кроме внутренней банковской проверки, полноценное досудебное расследование в рамках уголовного производства.

Такие намерения можно реализовать посредством следующих шагов:

  1. Обратиться с письменным требованием к банку о предоставлении информации относительно события (место и способ списания, адресат перечисления средств, способ авторизации и т. п.).
  2. Обратиться в правоохранительные органы с заявлением об открытии уголовного производства по факту незаконного завладения денежными средствами.
  3. Обратиться с заявлением о признании потерпевшим в рамках уголовного производства, подготовить проект гражданского иска.

Читайте также: Позвони мне, позвони: какие sms присылают мошенники

На чьей стороне закон

Несанкционированные списание денежных средств — достаточно распространенный способ мошенничества. Однако в каждом конкретном деле все зависит от того, насколько активен пострадавший в части инициирования расследования и отстаивания своих законных прав и интересов.

Большинство жертв мошеннических схем, в силу неосведомленности, жизненных обстоятельств или отсутствия возможностей, останавливаются на этапе проведения внутреннего банковского расследования. То есть информируют банк по телефону и ждут, пока последний проведет соответствующие процедуры.

Как правило, все заканчивается тем, что клиент получает письмо, где указано, что списание денежных средств произошло по вине самого клиента, а денежные средства не могут быть возвращены. Более того, если такое списание произошло с кредитного счета, то банк потребует возврата этих средств с потерпевшего: сначала в рамках досудебных претензий, а затем с помощью судебных процедур.

Впрочем, с точки зрения законодательства не все так фатально.

Во-первых, согласно статье 1073 ГКУ в случае безосновательного списания банком со счета клиента денежных средств с его счета, банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 37.2 статьи 37 Закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», установлена ответственность, которая и заключается в том, что в случае инициации ненадлежащего перевода со счета ненадлежащего плательщика, по вине инициатора перевода не являющегося плательщиком, эмитент обязан перевести на счет ненадлежащего плательщика соответствующую сумму денег за счет собственных средств.

Данная норма позволяет потерпевшей стороне требовать возврата средств за счет банковского учреждения, а не только с лица, этими средствами завладевшего, что значительно увеличивает количество вариантов правового поведения для компенсации ущерба.

Читайте также: 13 мошеннических схем, которые позволили украсть в украинцев 362 миллиона

Стоит ли надеяться на судебную практику

Трудно подобрать судебную практику абсолютно для всех ситуаций несанкционированного списания денежных средств. Однако некоторые моменты, касающиеся ответственности потерпевшего все же определить нельзя.

Во-первых, стоит обратить внимание на Постановление Верховного суда Украины от 13.05.2015 по делу 6−71цс15. В юридическом сообществе это постановление в свое время наделало много шума. Суд твердо отметил, что для возложения ответственности за потерянные средства на самого клиента банковского учреждения необходимо подтвердить, что потерпевший своими действиями способствовал инициированию несанкционированного платежа.

Другой весомый вклад в развитие правовой позиции в пользу потерпевшего клиента банка является Постановление Верховного Суда от 20.06.2021 года по делу 691/699/16-ц. Там было указано, что банком не подтверждено совершение клиентом действий или бездействия, которые способствовали потере, незаконному использованию персонального идентификационного кода или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции по кредитной карте, а клиент, обнаружив безосновательное списание средств, безотлагательно сообщил в банк и правоохранительные органы об этом факте.

Поэтому, учитывая наличие уголовного производства, в рамках которого устанавливается лицо, противоправно завладевшее денежными средствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований банка.

Читайте также: Карты, деньги, телефон: как мошенники крадут деньги с банковских счетов

Каждый владелец гаджета под прицелом мошенников

Мы живем в эпоху цифровых технологий, пользуемся гаджетами, что в той или иной степени сохраняют информацию о нас, в том числе конфиденциальную.

Умные часы знают все о состоянии нашего здоровья, смартфоны — о местонахождении и финансовом состоянии, компьютер — о желаниях и увлечениях. Эта информация может быть использована против вас способом, о котором вы не подозреваете.

Завладение денежными средствами неосторожных украинцев — индустрия, в которой задействованы тысячи мошенников. Почти ежедневно они генерируют новые схемы и способы мошенничества. Не стоит надеяться на то, что вас это не коснется. Если у вас есть смартфон, вы уже находитесь под их прицелом.

Поэтому позаботьтесь о безопасности уже сегодня. Проверьте, насколько ваши банковские счета являются защищенными, а пароли — сложными. Смотрите, где и при каких обстоятельствах вы предоставили доступ к своим платежным картам. Убедитесь верифицирован ли ваш мобильный номер в системе финансового оператора и т. п.

Если уберечься все же не удалось и вы попали в руки мошенников, завладевших вашими средствами, позаботьтесь о формировании правовой стратегии защиты по данному делу. В противном случае ваша бездеятельность может привести к тому, что вы как потерпевший будет признаны единственным виновным лицом.

Комментарии - 13

+
0
Toxa David
Toxa David
19 марта 2021, 8:06
#
Такие намерения можно реализовать посредством следующих шагов:
1, Обратиться с письменным требованием к банку… — понятно,
2. Обратиться в правоохранительные органы с заявлением… — понятно,
3. Обратиться с заявлением о признании потерпевшим в рамках уголовного производства, подготовить проект гражданского иска. — обратиться к кому??? о признании потерпевшим — думаете правоохранительные органы до конца расследования выдадут справку в банк что вы потерпевший (определяется судом)??? подготовить проект гражданского иска — кто будет готовить, правоохранительные органы??? а оно им надо, готовить будете вы с наемным адвокатом для суда.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
19 марта 2021, 9:40
#
Советы юриста конечно интересны, но у нас вопросы возмещения ущерба и возврата украденных средств решаются несколько по-другому…

Пострадавшие клиенты обращались и в банк и в правоохранительные органы — и всё бестолку. Банк говорит, что клиенты сами виноваты, правоохранителям вообще всё по барабану…
Единственный реальный вариант, это поднять шумиху в интернете,
и чем больше шума тем больше вероятность положительного решения…
Как, например, это было сделано с кражей денег у клиентов ПУМБа.
Клиенты ПУМБа кроме выполнения пунктов № 1 и № 2 подняли шумиху в интернете, её подхватили блогеры и интернет-СМИ, а также некоторые телеканалы.
Публичность и поднятая вокруг этих инцидентов шумиха, вынудили банк ПУМБ изменить свое первоначальное мнение о том, что в потере денег виноваты сами клиенты, и также публично пообещать возместить всё украденное…

+
0
Toxa David
Toxa David
19 марта 2021, 11:09
#
То есть адвокат (или вы) предлагает клиенту самостоятельно (сам себе подготовить и выдать справку потерпевшего) подготовить «заявление о признании потерпевшим в рамках уголовного производства» и «проект гражданского иска» и ходить с этими документами по СМИ для поднятия шумихи? а как же закон, хороший совет от адвоката. :-)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
19 марта 2021, 11:21
#
Toxa David

Только не надо приписывать мне ещё и тексты, озвученные адвокатом…

По кейсу кражи клиентских средств с БПК ПУМБа — возврату денег, кроме поданных заявлений в банк помогла шумиха в интернете и СМИ.
Ни полиция с уголовными делами ни адвокаты с умными советами — никто ничем не помог.

Только публичная огласка вынудила банк ПУМБ принять решение возместить украденные клиентские средства за свой счёт…

Всё остальное — беллетристика…
+
0
Toxa David
Toxa David
19 марта 2021, 12:02
#
Ничего личного. Я действительно не понял совет адвоката (думал вы пытаетесь уточнить его позицию) п.3 «Обратиться с заявлением…» — если «обратиться» то должно быть прописано к кому, если «подготовить» то для кого и куда дальше (если это конкретный совет от адвоката). А так для меня не понятно, может к Богу? Вашу позицию обратиться в СМИ и что это поможет я принял во внимание хоть и привык поступать по прописанному в законе алгоритму.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
19 марта 2021, 9:46
#
Антипример можно привести по Укрсиббанку, клиенты которого также пострадали от воровства средств с БПК при пополнении карт Монобанка мошенниками.
Клиенты Укрсиба тоже выполнили п.п. № 1 и № 2, но не подымали шум и не выносили сор из избы на публичное обсуждение.

И как результат, Укрсиббанк никому и ничего не обещает вернуть…

Смею предположить, что и не вернёт…
+
0
juular
juular
19 марта 2021, 12:00
#
На днях стырили с Mono, в пол-первого ночи сделали перевод на easypay*mobile. Сумма смешная, но сам факт. Может хотели остаться незамеченными, «прощупать» и т. д. Сразу сменил карту. Обычно, при покупках в инете карту стараюсь не сохранять (хотя есть сайты на которых «сохраняю», приложение НоваПошта например и еще пара других). Всегда ставлю лимиты (хотя и бОльшие, чем было потрачено). Короче, откуда «утекли» данные, не понятно. В любом случае сокатио кол-во хранимых средств на моно на порядок, почистил сохраненные карты, прикрутил лимиты до неудобных (лучше расширять при каждой покупке) и т. п.
+
+30
Qwerty1999
Qwerty1999
19 марта 2021, 13:31
#
Juular
«На днях стырили с Mono, в пол-первого ночи сделали перевод на easypay*mobile.
Сумма смешная, но сам факт.»


Не поленитесь черкнуть претензию в Монобанк, а то на сегодняшнее утро
у них нет никакой информации о мошенничестве с их БПК…

Пусть не расслабляются…
+
0
juular
juular
19 марта 2021, 14:08
#
Я обратился, зарегестрировал претензию, мне заблокировали карту, я получил новую в течении часа в ближ. пункте выдачи. потом со мной связались, сони создали заявку на «оспаривание», если торговая точка не вернет средства, они будут создавать пакет документов на оспаривание.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
19 марта 2021, 13:58
#
Т. е. выходит:
1. блокируем пластик (приложение + звонок/сообщение…)
2. обращаемся в банк по средствам связи, сообщаем о ошибочном платеже не по вине клиента, требуем свои деньги
3. обращаемся в банк письменно, для подтверждения события по п. 2. (не забываем ограничить время ответа 15 днями согласно ЗУ про обращения граждан)
4. идем в банк и получаем выписку по счету
5. ждем 15 дней для ответа или его игнорирования (по сути у нас нет ничего).
6. обращаемся в полицию с заявлением (при отрицательном ответе или его игнорировании)
7. пинаем следователя, что бы иметь что-то на руках для следующего пункта.
8. подаем иск к банку, требуем возобновить баланс по счету.
Если деньги были кредитными, то:
3.1 переводим все поступления на счет в другом банке
3.2 отключаем все подписки по этому счету
3.3 не лично, пополняем счет на сумму возможных оплат за услуги банка (смс-банкинг, РКО, страховка…)

Ничего не упустил?
+
0
Toxa David
Toxa David
19 марта 2021, 16:07
#
3. https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/393/96-вр#Text З У Про звернення громадян
Стаття 20. Термін розгляду звернень громадян
Звернення розглядаються і вирішуються у термін не більше одного місяця від дня їх надходження, а ті, які не потребують додаткового вивчення, — невідкладно, але не пізніше п’ятнадцяти днів від дня їх отримання…
При цьому загальний термін вирішення питань, порушених у зверненні, не може перевищувати сорока п’яти днів.
Может стоит добавить: Обращаемся в НБУ если ответ банка или его бездействие нас не устраивает.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
19 марта 2021, 19:58
#
Вы сами процитировали часть «не пізніше п’ятнадцяти днів».
«загальний термін вирішення питань» это при условии уведомления от получателя, т. е. официального ответа в срок до 15−30 дней о необходимости дополнительного времени. При этом Вы забыли упомянуть о «На обгрунтовану письмову вимогу громадянина термін розгляду може бути скорочено».
Можно и в НБУ отписать, только вот толку от этого в данном случаи…
+
0
Toxa David
Toxa David
20 марта 2021, 9:42
#
«п'ятнадцяти днів від дня їх отримання — які не потребують додаткового вивчення,», у банка все вопросы (по их заявлению) «потребують додаткового вивчення,» — то есть 30дней. Дополнительная бумажка от НБУ поможет в суде, как доказательство вашего рвения решить вопрос в досудебном порядке и что все ваши попытки были отклонены банком, а вы исчерпали все возможности кроме суда.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться