Неожиданно, в карантинный год, украинский авторынок выбился в европейские лидеры: продажи авто снизились ненамного. Следующий год для продавцов может стать еще удачней. «Минфин» разбирался, что будет с отечественным авторынком в 2021 году и какие машины подешевеют.
Какие авто и почем будут покупать украинцы в 2021 году
Почему наш авторынок легко отделался
По данным Укравтопрома, в ноябре регистрация новых авто в Евросоюзе в годовом исчислении снизилась на 12% (до 897,7 тыс штук). В некоторых странах падение побило все рекорды. Скажем, во Франции — «минус» 27%, а в Испании — «минус» 18,7%.
Зато отечественный авторынок перенес карантин на удивление легко. «В этом году показатели у нас будут одними из лучших в Европе. Правда, пока не по объему продаж, а по динамике. По итогам 2020 года в Украине будет реализовано порядка 83−85 тысяч новых авто. Это на 5% меньше, чем в 2019 году. Но в Европе падение по итогам года будет 15−30%», — говорит руководитель компании Autoсonsulting Олег Омельницкий.
По его словам, причин таких успехов несколько. Во-первых, в Украине не так жестко, как в той же Европе, действую карантинные ограничения. То есть, и салоны, и авторынки, как минимум, открыты, и машину есть где купить.
«У людей не было ограничений на передвижение, а дилерские центры наладили продажу в режиме онлайн с возможностью адресной доставки автомобилей клиентам», — рассказывает менеджер по коммуникациям компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.
Во-вторых, далеко не у всех наших сограждан снизились доходы. А некоторые даже сумели поправить свое материальное положение, поэтому готовы пересаживаться на новые авто.
Читайте также: Главные везунчики и лузеры-миллиардеры в 2020 году
В-третьих, в карантинном 2020 году украинцы пересмотрели свое отношение к автомобилям. «Еще пару лет назад у нас продвигались идеи, что, мол, пора пересаживаться на общественный транспорт. Плюс — стал развиваться каршеринг и появилось дешевое такси. Из-за этого стала формироваться тенденция отказа от личных авто, особенно среди молодежи. Но карантин все изменил. Люди на волне транспортных ограничений осознали, что автомобиль — это свобода передвижения», — говорит Омельницкий.
Смена потребительских настроений подтолкнула рост спроса на б/у авто. Люди собирали последние сбережения, чтобы купить недорогую машину и не зависеть от транспортных ограничений на волне карантина.
«В сегменте подержанных авто продолжается бум. Ежемесячно продается до 40 тысяч авто, что намного больше, чем в салонах (7−8 тысяч штук в месяц). Поэтому доля б/у рынка продолжает расти», — констатирует Омельницкий.
У продавцов самые радужные планы и на следующий год. Однако покупателей дождутся не все.
Электрокары выходят из моды
Хоть автомобильная статистика и выглядит «спокойной», структура продаж машин в Украине заметно изменилась.
«В этом году украинцы еще больше полюбили кроссоверы. Особенно B и C класса. Можно предположить, что в следующем году этот тренд будет усиливаться», — говорит Владимир Иванов из «Ниссан Украина».
А вот электрокары так и не стали популярными. «Хотя по электрокарам действуют беспрецедентные льготы — нулевые ставки по акцизу, НДС, ввозной пошлине, рекордного роста их продаж не наблюдается. В прошлом году в салонах было реализовано порядка 670 таких авто, в этом — до тысячи. Доля электрокаров — всего до 1% рынка. Ожидаемого прорыва не произошло», — констатирует Олег Омельницкий.
Продаются в Украине, в основном, б/у электрокары, а салоны по-прежнему не делают на них ставку. Это превращает Украину в кладбище подержанных электрокаров. Что может стать проблемой как для собственников таких авто, так и для страны в целом. Ведь придется решать вопрос с утилизацией аккумуляторных батарей, а это не дешевый и «грязный» для экологии проект.
Одна из главных причин — слабое развитие инфраструктуры. Зарядные станции и сервис для электрокаров появляются, но не так активно, как того требует рынок. Простой пример: по трассе Киев-Одесса в районе Умани открылся большой комплекс для электрокаров. Но летом там выстраивались очереди на 3−4 часа. В итоге, путь в Одессу вместо 5 часов растягивался на восемь.
«На волне снижения цен на автогаз оказалось, что электрокары не такие уж и выгодные. Если считать все первоначальные вложения и остаточную стоимость авто, то электромобиль выгоднее разве что при очень больших пробегах. То есть, первая волна моды на электрокары прошла, а когда подключился рациональный подход, бум закончился», — отмечает Омельницкий.
Спрос на электрокары держится со стороны жителей частных домов, которые устанавливают зарядки прямо во дворах и дешево заряжают авто по ночному тарифу на электроэнергию.
В очередь за автохламом
Еще одна тенденция, которая определяет развитие отечественного авторынка — смещение спроса в сторону совсем дешевых авто. Речь идет о б/у машинах стоимостью до $ 5 тыс.
За такие деньги можно купить старые (2000-х годов выпуска) Volkswagen, Renault, Peugeot и др. Спрос на них подстегнул карантин, когда люди лихорадочно собирали последнее деньги, чтобы купить хоть какое-то средство передвижения. И, пока бушует эпидемия, спрос на такие машины будет стабильно высоким.
Читайте также: Схема с евробляхами закрыта: как теперь сэкономить на ввозе авто
На этой волне в Украине увеличилось предложение недорогих б/у авто, которые сейчас поставляют уже не только из Европы и США, но и, к примеру, из Канады (с которой у нас действует таможенный безвиз и есть льготы по ввозным пошлинам).
А вот бум в сегменте элитных авто, который наблюдался еще несколько месяцев назад, под конец года пошел на спад.
Читайте также: Спрос на подержанные авто в ноябре вырос на 12%
В итоге, если брать годовую статистику, то, к примеру, продажи Lexus, по данным ассоциации «Укравтопром», в ноябре ушли в «минус» на 10,5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Mercedes — на 28,4%, Porsche — на 45,7%. А вот продажи относительно недорогих Ford, наоборот, выросли на 102,4%, а еще более доступных по цене Ravon — почти на 300%.
Когда появятся отложенные новинки
Продавцы надеются, что спрос на авто будет расти по мере восстановления экономики. «Покупателям предложат новинки, запуск которых так и не состоялся в этом году из-за локдауна и карантинных ограничений. Наша компания, например, представит абсолютно новый Nissan Juke, дебют которого изначально планировался в этому году», — рассказал Владимир Иванов.
Впрочем, мутирующий коронавирус ставит под сомнение перспективы роста экономики. Если в следующем году будут новые локдауны, мировой автопром также пострадает. «Могут быть задержки с поставками и выпуском новинок», — уточняет Олег Омельницкий.
Правда, как отмечает экономист Алексей Кущ, мировой автопром уже извлек карантинные уроки, и пытается диверсифицировать бизнес-риски. «Производители стараются уходить от сложных цепочек, когда запчасти выпускаются в разных странах и их буквально приходится собирать по миру. Что является проблемой в периоды локдаунов», — поясняет он.
Но быстро перестроить схемы автопроизводства и логистики вряд ли получится. Поэтому любителям автомобильных новинок стоит запастись терпением и деньгами. Возможно, новинки также вырастут в цене, что связано с дополнительными затратами на производство и логистику в карантинных условиях.
А вот цены на б/у авто в следующем году будут снижаться. Во-первых, на рынке сложился избыток предложения, что заставляет продавцов идти на уступки (реальный торг на авто стоимостью до $ 5 тыс — порядка $ 300−500).
Во-вторых, если в 2021 году в Украине вернут обязательный техосмотр (а такие планы есть), причем по европейским стандартам, многие украинцы начнут выставлять свои старые машины на продажу. «Чтобы пройти такой ТО, придется или по крупному вложиться в автомобиль, или вовсе его продать. До 30% нашего автопарка может стать «непроходным», — прогнозирует Олег Омельницкий.
Комментарии - 12
интересно для кого єто они совсем дешевые? Раскажите поляку что за 5к это совсем дешевое авто.
А какие нормы проходные для 40 летнего таза или 20 летнего ланоса ?
Так что наверняка больше половины авто будут такими.
Конечно! В салонах продаются только Hyundai Kona и какой-нибудь Jaguar I-Pace… А народ хочет покупать Tesla или хотя бы Nissan Leaf, самые популярные электромобили, которые в страну официально не поставляются (