Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 октября 2020, 15:51 Читати українською

Почему граждане богатых стран не так уж богаты

Авторитет ВВП как главного индикатора экономического развития в очередной раз пошатнулся. Новое сравнение цен указывает на все больший разрыв между оценкой ВВП стран и материальным достатком их граждан.

«Раздуть» индекс банально могут интеллектуальные активы корпораций, перенесены на территорию страны. Впрочем к благосостоянию населения или доходов граждан это не имеет никакого отношения. Об этом пишет Униан со ссылкой на Financial Times.

Недооценены данные

В марте как раз перед тем, как мир начал погружаться в водоворот пандемии, международная программа сравнения (ICP) закончила свои самые свежие расчеты. Эти сухие статистические цифры говорили о ценах в 176 странах, используя для вычисления уровней покупательной способности людей в разных уголках планеты.

СМИ не обратили на это внимание. И это стало напоминанием, что оценки экономической активности отходят на второй план, если они напрямую не угрожают жизни, — пишет Financial Times. Однако, даже во времена чумы сравнение международных успехов нужно для важных оценок включительно с определением ВВП, стандартов жизни и уровня бедности и неравенства. И последние расчеты, опубликованные в марте, свидетельствуют о важных вещах.

Читайте также: Как пережили полгода пандемии разные страны мира

Хорошие новости

Собственно, они несут в себе хорошие и не очень хорошие новости. Хорошие новости в том, что новые данные касаются 2017 года. И в них особо нет ничего такого, что могло бы привлечь внимание. Например, экономики США и Китая были примерно такого же размера, как и в 2011-м. То есть китайская экономика равна двум третям американской.

Не очень хорошие новости

Не очень хорошие новости заключаются в том, что глобализация и оборот интеллектуальной собственности все больше отрывает оценки ВВП от традиционной взаимосвязи между этим показателем и материальным благосостоянием людей.

Издание поясняет, что «не очень хорошие новости» происходят из списка самых состоятельных стран мира, если верить показателям их ВВП. В этом списке Люксембург, Катар, Сингапур, Ирландия, Бермудские острова, Каймановы Острова, Швейцария, АОЕ, Норвегия, Бруней, США и Гонконг. О чем бы еще ни говорил этот список, вряд ли все эти страны — это те, где люди пользуются самыми высокими материальными стандартами жизни.

Читайте также: Fitch изменило прогноз по снижению мирового ВВП в 2020 году

Ирландия может послужить хорошим примером. Из-за привлекательности низких корпоративных налогов, несколько крупных международных корпораций перенесли свои интеллектуальные активы на территорию страны. Так что прибыль, получаемая благодаря этим активам, теперь «раздувает» ВВП Ирландии. В 2015-м это стало причиной роста ВВП страны на 26% за год. Для сравнения, доход на душу населения вырос «лишь» на 4,6%. Издание отмечает, что второй показатель лучше отражает, насколько улучшилась жизнь ирландцев, чем оценка ВВП их страны.

Природа разрыва между показателями

Но почему появляется такой большой разрыв между показателями? 11 из 12 стран из списка, приведенного выше, — это инвестиционные узлы или зависимые от ресурсов страны. В обоих случаях на потребление приходится очень небольшая доля от общего ВВП. Зачастую так происходит потому, что корпоративные прибыли составляют большую часть национальных доходов, чем зарплаты.

Конечно, со временем эти деньги все же улучшают благосостояние отдельных домохозяйств в определенной степени. Но в любой конкретный момент ВВП на душу населения включает цифры, которые никак не касаются благосостояния населения или доходов граждан.

Этот факт, конечно, не означает, что нужно отказаться от оценки ВВП. Потому что он все равно важен. Однако, стоит более разумно подходить к его использованию, понимая, чего он на самом деле не говорит.

Читайте также: Государство, которое отменит налог на доходы, получит джокер в новой экономике

Комментарии - 23

+
+49
Андрей Иванов
Андрей Иванов
6 октября 2020, 17:50
#
Уровень ВВП страны не всегда определяет качество жизни конкретных людей. К примеру то, что я знаю - преподаватель в Португалии может позволить себе снимать 4-х комнатные аппартаменты рядом с работой, а такой же препод в Швейцарии ездит за 20 км от Люцерны на работу и может позволить себе комнату на чердаке,  при этом имея зарплату 4000 евро. Португалия беднейшая страна Западной Европы, Швецария наоборот.
+
0
stas12345
stas12345
7 октября 2020, 0:02
#
Посмотрел среднюю зарплату учителя в Швейцарии - 6.5 тысяч франков (видимо грязными). Аренда 2-3комнатной квартиры в Люцерне 1.5-2 тысячи франков
+
+9
Андрей Иванов
Андрей Иванов
20 октября 2020, 16:53
#
Подоходный налог не потрудитесь посмотреть. Не удивлюсь если останется 3-3.5 тыс на руки.
+
+101
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
7 октября 2020, 10:16
#
Дуже яскравий приклад. Але висновок не вірний. Препод в Швейцарії може зняти квартиру в Люцерні, але їздить за 20 км. Я можу купити новий айфон останньої моделі щомісяця, але не купив ще жодного. Але є один знайомий, який живучи на зйомній квартирі, купив б.у.шний Бентлі в кредит... тому тут більше причин в голові, ніж в гаманці.
+
0
Kanarej
Kanarej
7 октября 2020, 12:00
#
Там нижче казали про українську ментальність :). Так от, переконання, що обов'язково треба мати власне житло - це вже українська ментальність (не можу сказати що це негативна риса в наших умовах). А нерозуміння, що не всім такий варіант може підходити - це теж українська ментальність, але вже не дуже позитивна :). На заході є дуже багаті люди, які володіють масою в тому числі нерухомості, але живуть у готелях або орендованій нерухомості. Чому? А тому що їм так зручніше. Вони не прив'язуються до однієї точки, а вільно пересуваються туди, де їм треба. Власний дім - це якір, який тримає в одному місці. Я не любитель всяких Бентлі, але на відміну від власного будинку - Бентлі може пересуватись :). Тут швидше питання, наскільки співрозмірні доходи цього знайомого до ціни Бентлі. А питання, де він живе - це вже його особисті питання.
+
0
Roma41
Roma41
8 октября 2020, 12:36
#
А можливо вони з дітьми не розмовляють вже 10 років, і живуть в готелі. Але в очах пересічних людей — це прогресивна поведінка.
+
+52
Артур М.
Артур М.
7 октября 2020, 10:58
#
4000 євро в Швейцарии це мінімально дозволена зарплатня. Вчитель має від 6000-8000. 
Для європи 20км це не відстань.
І там, і там вчитель живе добре.  Насправді діло не в самій зарплаті, і в Україні можна заробляти 4000 євро, але ви житимете з українською медициною, матимете справу з українськими ментами, сбушниками, їздити будете по українським дорогам. Країна та ВВП це значно ширше поняття ніж зп.
+
0
Maleficarum
Maleficarum
7 октября 2020, 17:06
#
«4000 євро в Швейцарии це мінімально дозволена зарплатня. »  Это  только   для  Женевы  так  постановили  Я  так  понял   для  разных  кантонов-  разные  параметры  определения  минзарплаты..  Ну  и  ещё   При    карантине-  даже в  благополучной   Швейцарии  очереди  за  бесплатной  хавкой  выстраивались..  Продуктов  всем  не  хватало...  Вопрос  Если  же   все  там   все   обеспечены  и  социально  защищены-  кто  ж   выстраивается  в  очереди  за     бесплатными  продуктами ?
+
0
BeTheMusic
BeTheMusic
21 октября 2020, 11:30
#
Странно, работал в Гамбурге и видел зарплату вьетнамского повара в 800 евро.  А Гамбург - один из самых богатых городов Европы. Неужели в Швейцарии прямо 4000? Или кто-то просто не жил в Европе и слухи распускает? ))
+
0
BeTheMusic
BeTheMusic
21 октября 2020, 11:33
#
Недавно, смеху ради рассматривал предложение а работу в Швейцарии, нет не в Цюрихе, где аренда зашкаливает, по-моему в Люцерне. После того, как взвесил то, что останется на руки и сколько буду платить за жилье, даже не стал подаваться. А вы говорите - богатая Швейцария!
+
+52
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
7 октября 2020, 10:23
#
Якщо ви маєте 50 баксів і не маєте кредитів, то ви багатші, ніж 75% громадян США. Чому відбуваються банкротства домогосподарств в боагополучних країнах? Десь так, людина ходить на роботу, бере будинок в іпотеку за 500 тис баксів, платить 2 тис в місяць, пів зарплати і все ОК. Але стається кака, втрата доходу і ось вже будинок відібрали, продали і виявилося, що позичальник все ще торчить банку пару десят тисяч, бо будинок продали швидко по не найкращій ціні. А коли відбувається криза, іде масова втрата доходу, нерухомість дешевшає і весь кредитний картковий будиночок валиться. А кризи бувають регулярно, раз в 10 років, тому іпотека на 30 років несе загрози, навіть якщо вона під 1%. Тому більшість американців потенційні жебраки.
+
+10
Артур М.
Артур М.
7 октября 2020, 11:05
#
Якщо ви не маєте кредитів, то ви дурень :) Це виключно українська ментальність, шо кредит то є зло. В сучасному світі без кредитної лінії навіть ларьок з шаурмою не відкриє ніхто. Кредит це фінансування, гроші це кров бізнесу та економіки.
+
+152
Kanarej
Kanarej
7 октября 2020, 11:46
#
Якщо Ви думаєте, що така ментальність — це погано, то помиляєтесь. Людей на заході за кілька поколінь привчили жити в борг. І вони вже не відчувають, що є по суті у рабстві і залежать від дяді, який може дати ще грошей, а може і ні, і будуть проблеми. А привчили ті, хто на цьому заробляють величезні гроші. Зробили це кнутом і пряником. У борги загнали не тільки людей, а й практично усі держави. Вище пояснили, чому це погано власне для людей. Але у Вас також чисто українська ментальність. Яка передбачає що те що в нас — це погано, а те що в них — обов'язково все добре. Але у всього є і темна сторона, про яку переважна більшість не думає доки не відчує її на собі.

І ще, яке відношення мають споживчі кредити та іпотека до бізнесу? Для бізнесу — так, згоден, це може бути корисним. Бізнес створюється для того щоб заробляти. І кредит для відкриття чи розвитку бізнесу — це варіант партнерства з банком, по суті отримання фінансування взамін на частину майбутніх прибутків. І це здоровий підхід. А кредити на речі як правило не першої необхідності — зло, оскільки роблять людину біднішою і вразливішою для будь-яких проблем Те саме з іпотекою. В більшості випадків без неї можна обійтись. Часто можна купити щось скромніше (я зараз про захід). Але іпотека не тільки робить людей боржниками на десятиліття, а й роздуває попит, а отже і ціни на нерухомість, що ще більше заганяє людей в іпотеку і борги.

Але так, це бізнес, тільки бізнес не тих хто бере в борг :)
+
+52
Артур М.
Артур М.
7 октября 2020, 12:01
#
В Україні найбільша проблема бізнесу це не корупція, чи податки, а саме відсутність доступу до капіталу.  Доступні кредити це один з варіантів вирішення цієї проблеми.  
75% американців мають не тільки кредити, а ще інвест портфель, при тому дуже часто і в акціях, і в бізнесі.
25% - це я підозрюю, ті кому не дають кредит з якихось причин.

Кредит це є абсолютно нормальний інструмент для тих, хто вміє планувати, контролювати та розпоряджатись коштами. 
А у нас понабирають кредитів під заставу житла, туди бігом понавписують дітей неповнолітніх, і потім починається, як погані колектори викидають сім"ю надвір з шоу і концертами. :)

+
+73
Kanarej
Kanarej
7 октября 2020, 12:24
#
1) Ще раз, не плутайте бізнес і споживчі кредити
2) Не все в нашому житті піддається контролю і можна запланувати. І навіть в тих, в кого ніби все під контролем - рано чи пізно приходить момент, коли цей контроль втрачається (а варіантів маса). І ось тут приходить розуміння, що краще б боргів не було.
+
0
vipost
vipost
8 октября 2020, 15:00
#
Погоджуюсь з Артур М, відсутність доступу до капіталу величезна проблема країн, що розвиваються, а це часто є наслідком поганого законодавства щодо власності. Чудову книгу читав «Загадка капіталу, Е. Де Сотто, саме там добре розкривається ця тема.
Цікаво, що я маю вищу фінансову освіту доволі пристойного університету по мірках України, але 10 років назад коли я там навчався, ніхто не тільки не рекомендував цю книгу, а навіть не пояснював цю теорію про відсутність доступу до капіталу звичайним людям. Хоча книзі вже 20 років
+
+113
Sage05
Sage05
7 октября 2020, 13:23
#
У меня магазины- свои, купленные не в кредит, офис- также. Когда начались приколы 2014 и дальше- те кто был в кредите или в  аренде- ушли с рынка, их просто унесло, ведь продажи везде упали, и они не смогли себе позволить ни аренду, ни поддержание кредитов. Вот же я глупый какой, не знал что деньги- кровь экономики и надо брать в кредит. Кредиты- это удобство очень богатых людей. Не богатый человек- не лезь. Вот правда пользования. Ну, есть ещё прослойка тез рисковых ребяток, которые: горит хата- гори и сарай. Но то такое, нюансы.
+
0
Kanarej
Kanarej
8 октября 2020, 12:35
#
Да у нас вообще такие приколы регулярно происходят уже 30 лет. И все резко поменяться может хоть завтра... Поэтому расчитывать, какие будут доходы и что-то планировать невозможно даже на несколько месяцев вперед. Какие тут кредиты? А человек рассказывает, что это «інструмент для тих, хто вміє планувати, контролювати та розпоряджатись коштами». Что у нас можно контролировать и планировать? :)
Тут разве что крупный бизнес может пользоваться без проблем, потому как если они одолжили много денег, то это уже не их проблемы :)
+
0
Sage05
Sage05
8 октября 2020, 12:41
#
Я себе представил людей, которые планировали расширение в 2013ом и открыли торговые точки на Донбассе и в Крыму :D оказывается- просто не умели пользоваться кредитными средствами, и планировать.
+
+9
mphet26
mphet26
8 октября 2020, 11:30
#
Это так, знакомая пара в США разводится и женщина мне сообщила (она американка), что ей адвокат посоветовал открыть счёт и собрать на время 5к долларов, чисто для поддержки штанов до решения суда «Gather all of those documents and about $5000.00 in emergency cash, and put them in a safety deposit box.»
я уточнил 50к? не, именно 5… у неё спустя 20 лет брака дажа 5 тысяч свободных нет, но при этом торчат по ипотеке.
вот же нелепая формула счастья: куча кредитов, а на руках ноль и чуть что на улице окажутся.
предложил ей без суда договорится, что б ещё на адвокатов не тратится, но куда там! бракоразводный процесс это целая философия в сша.
+
0
Roma41
Roma41
8 октября 2020, 18:06
#
Це не тільки з нерухомістю — але і зі звичайним бізнесом.
Коли криза — то перший прошарок суспільства завжди винний гроші другому. І тут залежить від того, чи другий не винний третьому, а кредитував на свої і може почекати з виплатами. На свої мало хто зараз розвивається.
На фінансових ринках справи також не кращі((.
Питання лише в тому, щоб закладати ризики в свою стратегію, а не брати все що пережують і покладуть вам в рот. Або ще й заштовхають як гусці під фуа-гру.
І кредитна історія тут ні до чого. Вона завжди вища того, що ви можете собі дозволити. Яка кредитна історія в людей які беруть гроші до зарплатні? Яка ймовірність, що вони вчасно виплатять?
+
+13
laa1999
laa1999
7 октября 2020, 20:06
#
Стоимость кредиту тоже очень важна
+
0
BeTheMusic
BeTheMusic
19 октября 2020, 16:32
#
А что раньше об этом никто не знал, что ВВП не отражает уровня жизни людей? Даже ВВП по ППП не отражает. Вон, Газпром торгуется на бирже из-за санкций с рентабельностью 60% годовых, а Эксон Мобил с рентабельностью в 3%. И соотв. ВВП тоже так же считают. ))
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться