Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 октября 2020, 11:08 Читати українською

Доллар на грани глубокого обвала. Статус защитного актива его не спасет — американский экономист

Бывший председатель совета директоров Morgan Stanley Asia и преподаватель Йельского университета Стивен Роуч предсказывает коллапс доллара на фоне растущего дефиците текущего счета и сокращения внутренних сбережений. Об этом пишет Profinance.

Бывший председатель совета директоров Morgan Stanley Asia и преподаватель Йельского университета Стивен Роуч предсказывает коллапс доллара на фоне растущего дефиците текущего счета и сокращения внутренних сбережений.
Фото: profinance.ru

Загадка Жискара

Загадка, сформулированная в 1960-х годах бывшим министром финансов Валери Жискаром д’Эстеном, скоро решится. По словам Жискара, Штаты эксплуатируют свое привилегированное положение эмитента мировой резервной валюты и беспрепятственно берут в долг у всего мира, чтобы расплатиться за свою привычку жить на широкую ногу. Но все хорошее когда-то кончается. Закончится и эта привилегия.

По мнению экспертов, доллар рухнет на 35% уже к концу 2021 года.

Идеальный шторм для доллара

Причина известна: резкое сокращение внутренних сбережений на фоне зияющей дыры в бюджете. Во втором квартале 2020 года чистые внутренние сбережения — показатель, учитывающий сбережения домохозяйств, компаний и государственного сектора с поправкой на инфляцию — вышел на отрицательную территорию и достиг −1.2%.

Читайте также: Американский экономист предрекает крах доллара до конца 2021 года

Последний раз такое было во время мирового финансового кризиса. Более того, в квартальном исчислении показатель упал более чем на 4% а такие глубокие просадки фиксировались лишь в послевоенное время, в 1947 году.

Динамика сбережений в США

FIG.2

Стоит ли удивляться, что дефицит текущего счета идет тем же путем. Сбережений нет, а обеспечивать рост экономики как-то надо. Вот и приходится Штатам эксплуатировать свое преимущество и кредитоваться у других стран. В результате дефицит текущего счета достиг −3,5% от валового внутреннего продукта, что на 1.4% ниже первого квартала. Тоже рекордное снижение.

Коронавирус изрядно раздул дефицит федерального бюджета, но он стал лишь искрой под стогом сена. Уже перед пандемией, в период с 2011 по 2019 годы, норма чистых внутренних сбережений составляла всего 2,9% от валового национального продукта. В период с 1960 по 2005 годы она была выше 7%. Такая тонкая подушка безопасности не защитит даже от слабой встряски, не говоря уже про коронавирус.

Читайте также: «США — банкрот». Американский экономист призвал покупать биткоин и золото

Дефицит бюджета накапливался годами, а тающие сбережения и дефицит текущего счета лишь усиливали давление.

По последним оценкам Бюджетного управления Конгресса, в этом году дефицит федерального бюджета составит 16%, а в следующем году резко снизится «всего» до 8,6%. Если же Конгресс согласится на очередной пакет стимулирующих мер, то дефицит продолжит расти.

В этом случае чистая норма сбережений нырнет еще глубже на отрицательную территорию, а это не сулит американской экономике ничего хорошего. Если не принимать в расчет амортизацию недвижимого имущества и инфраструктуры, Штаты, по сути, проедают сбережения, необходимые для стимулирования роста производительности. Если не будет денег извне, не будет и роста. В результате текущий дефицит только усугубится.

Читайте также: Американский бизнесмен прогнозирует «смерть доллара». Во что инвестирует

Точка невозврата

Это та самая точка невозврата, в которой доллар лишается своего особого преимущества. Учитывая то, что позиция Америки в качестве эмитента доминирующей резервной валюты медленно слабеет с 2000 года, кредиторы, скорее всего, потребуют новые условия по своим огромным ссудам. Тут есть два пути: процентные ставки и валютные корректировки. Федрезерв недавно переключился на стратегию, учитывающую среднее значение инфляции, а не конкретную цель. Кроме того, Центробанк пообещал держать ставку около нуля еще несколько лет. Это значит, что повышения доходности по кредитным инструментам не предвидится. Соответственно, остается лишь один путь — через девальвацию доллара.

Динамика дефицита текущего счета

FIG.3

Между тем доллар сильно переоценен, и это делает его особенно уязвимым. Несмотря на снижение, индекс эффективного реального курса все еще на 27% выше минимумов, достигнутых в июле 2011 года. Таким образом, доллар остается самой переоцененной в мире валютой, а экономику США тем временем затягивает в беспрецедентную ловушку сбережений и дефицитов.

Валюты — это отношения цен. Доллар всегда выигрывал от того, что у него нет альтернативы. Однако задумайтесь, 21 июля подписано соглашение о формировании Европейского фонда на сумму 750 млрд евро — это первый шаг на пути к общеевропейской фискальной политике. Недооцененный евро получил шанс проявить себя. Золото, юань и криптовалюты тоже претендуют на статус альтернативы.

Предыстория

В 1970-х и в середине 1980-х индекс доллара падал на 33% в реальном выражении. С 2002 по 2011 годы — еще на 28%. В эти периоды чистая норма внутренних сбережений составляла в среднем 4,9%. Сегодня −1,2%.

Дефицит текущего счета составлял −2,5% от ВВП против −3,5% сейчас. Учитывая то, что Штаты растратили свои преимущества, во время этой коррекции доллар уязвим, как никогда.

Комментарии - 39

+
+209
AleksandrBank
AleksandrBank
6 октября 2020, 11:10
#
Зачастил этот экономист, думаю ему Китайцы еще наливают.
+
+78
Весельчак У
Весельчак У
6 октября 2020, 11:32
#
Криптовалюты претендуют на статус альтернативы доллару.... Да там не наливают, там обкуривают.
+
+52
busypit
busypit
6 октября 2020, 12:28
#
Те самые китайцы, что неоднократно постоянно Америкой обвиняются в преднамеренном занижении стоимости юаня?
Те самые китайцы - держатели наибольшей долей внешнего долга США?
Зачем им это?
Или какие другие китайцы наливают?
+
+45
laa1999
laa1999
6 октября 2020, 12:43
#
В том числе -московские...
+
0
rredrred
rredrred
6 октября 2020, 22:55
#
Не правда, самые большие держатели триджерис это сам фрс и самые богатые лица планеты, и потом только идут страны в такой очередности: япония, китай, англия
+
0
busypit
busypit
7 октября 2020, 12:44
#
ФРС держит внешний долг США?
Максимум внимания при прочтении вопроса на слове «внешний».
То что ФРС самый большой держатель внешнего долга США точно неправда.
По странам, да, за последний год японцы прикупили на полторы сотни ярдов долга и потеснили Китай.
Категории «самые богатые лица планеты» без уточнения их национальной принадлежности на сайте госказначейтсва просто нет, если вы про страны не вошедшие в список основных держателей (All Other) то они занимают третье место, опередив Британию.
В любом случае, основному держателям американского долга (1073.4 млрд из 7087.2, или свыше 1/7 части) вряд ли интересно топить против заемщика.
+
+86
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
6 октября 2020, 13:09
#
Ще пів року тому, коли долар почав падати до євро Роуча з рукава витягли рос ЗМІ типу РБК, ТАСС та іже с німі. Тягали його довго і нудно. Але долар ось уже більше місяця не просто не впав, а дещо пішов на поправку. Ще тоді я писав, що якщо покласти довгу МАшку в 2000 свічок на денному графіку, то отримаємо курс євродолар на рівні 1,18 плюс-мінус... так ми там і товчемося. Тоді ж писали і про золото. Але люди з довгою памяттю не забули, що золото вже коштувало 1900 доларів понад 10 років тому, а потім воно падало до 1100... такого ніхто не прогнозував, тоді кричали, що золото ніколи не впаде, але... те саме і з бітком. Якщо актив за 5 хв здатен втратити 12%, а потім повернутися назад, він навряд чи буде тихою гаванню, бо одне діло, коли ти вкинув штукаря в біток по приколу інше діло, коли ти вклав серйозні гроші і за 5 хв втратив восьму частину... тому поки що доллар є номером один...
+
+30
Vasililiy
Vasililiy
6 октября 2020, 13:35
#
В целом согласен, но когда золото падало 10 лет назад еще не было соглашения Базель 3. А сейчас оно есть и золото банковский актив первого уровня.
+
+90
Viach
Viach
6 октября 2020, 11:29
#
Не можна сказати, що все написане немає сенсу, але статус валюти - це не стільки економіка скільки політика та психологія. Будь-які гроші сьогодні нічого не варті бо уряди першого світу піклуються не про збереження їх вартості, а про те, щоб населенню було, що намазати на хліб, а урядам недорозвиненого світу взагалі байдуже. Євро та юань нічим не кращі за долар, а багато чим в гірші. Валюти стран третього світу навіть їх мешканці не цінують бо влада в цих країнах олігархічно-клептокрптична наволоч, що займається лише грабунком всього до чого може дотягнутися. Тому долар звісно лайно, але в порівнянні з більшістю інших валют - цукерка.
+
0
busypit
busypit
6 октября 2020, 12:24
#
Ну статус валюты определяется прежде всего все-таки экономикой, и лишь затем политикой ... а психология - психология лишь отражает с огромным лагом предыдущие процессы.
Можно вспомнить Ленина и его «политика есть концентрированное выражение экономики», можно глянуть на экономический статус США времен свержения с пьедестала валюты №1 британского фунта. В политической сфере на тот момент американцы исповедовали культ невмешательства в мировые процессы (лишь в зоне Северной Америки были сколько-нибудь активны).
То что все фиатные валюты на сегодняшний день скорей «лайно» бесспорно, но от этого доллар не становится конфеткой, более того, есть риск что станет «лайном» одним из наиболее обжигающих руки.
Чем конкретно, кстати, Евро «багато в чім гірше»?
+
0
laa1999
laa1999
6 октября 2020, 12:46
#
Нет, американского флота в ЕС...Все равно, все потоки - заканчиваются в США - все платят за патенты...Все высокие технологии - Это США и частично Япония - вот доллар и иена гегемоны....В ЕС - одна Германия не вытащит всех, а Великобритания уходит...
+
+14
busypit
busypit
6 октября 2020, 13:01
#
Поменьше многоточий, я неспособен прочесть вашу невысказанную мысль.
Нет американского флота в ЕС ... и?
Где можно глянуть на потоки финансов по патентным платежам? По количеству патентов есть все тот же Китай, есть Индия, есть Корейцы, да и в Европе далеко не только немцы регистрируют патенты (Швеция, Франция, Норвегия, Дания ...), вся Европа живет высокими технологиями.
Так чем же Евро много чем хуже доллара?
+
+17
Viach
Viach
6 октября 2020, 13:00
#
Економіка звісно вплинула на встановлення панування долара бо це найпотужніша економіка світу, але сьогодні ця економіка не померла і не помре і навіть якщо не буде найпотужнішою, то точно не буде гіршою за європейську, тому статус долара не стане гіршим до євро. Тому сьогодні його статус залежить від політики і психології. Долар замінив фунт коли всі побачили, що британська імперія слабка і нічого не варта, а значить її валюта ненадійна. Якщо ж долар на фоні інших валют раптом стане лайном, то курс валют це буде останнє, чим буде цікавитися більшість населення Землі) Ну і євро гірший за долар всим. Європа - це стале соціал-демократичне болото, той самий реально «загнивающий Запад» де немає республіканців для протистояння шабашу ліваків, який без американців нічого собою не становить в політичному і військовому сенсах і може бути легкою здобиччю будь-якого диктара, як це вже було напередодні другої світової. І взагалі проблем у Європи стільки, що в порівнянні з ними США - це райський сад, хоча тамтешні демократи також роблять все можливе для їх знищення, але їх ще періодично усувають від влади.
+
+8
Viach
Viach
6 октября 2020, 13:23
#
Ну і навіть якщо автор правий і позиції долара зійдуть на нівець, то це буде неспішно і некатастрофічно. Тільки замінить його напевне не євро чи юань або інший фіат, а щось інше. Все плине, все змінюється. Ще 300 років тому у Європі за кілограм срібла можна було купити дім та коня, а сьогодні аже тільки коня)
+
0
busypit
busypit
6 октября 2020, 13:47
#
Говорили что один из ключевых факторов психология, но похоже человеческую психологию не знаете совсем.
Доверие завоевывается годами - схлопывается же доверие мгновенно.
+
0
busypit
busypit
6 октября 2020, 13:42
#
Речь в статье точно не о смерти американской экономики (смерть экономики вообще возможна?), лишь о перспективах утраты возможности «эксплуатации привилегированного положения эмитента мировой резервной валюты» вследствие сегодняшних злоупотреблений (в частности огромный рост внешнего долга, в том числе уже и частного). Слабость британской империи заключалась в том числе во все том же росте долга, неспособности финансировать, поддерживать свой статус на политической арене (вы все еще не видите параллелей?).
Возвращаясь к вашему «точно не буде гіршою за європейську» экономику — есть какие-то обоснования (на чем базируется утверждение?) столь смело откинуть ключевой фактор, влияющий на возможности сохранять статус сверхдержавы?
Если нет — давайте забудем о политике, и уж тем более о психологии.
Верно ли я вас понял, что отсутсвие в Европе партии «республиканцев» достаточное основание заявлять об отсутствии правых партий? Мне кажется это странным.
Вы говорите в Европе «шабаш ліваків», в то время как республиканцы могли б противостоять. На сколько, по-вашему, данное заявление согласуется с приведенными в статье цифрами о политике центробанков? (по-моему все с точностью до наоборот)
Вы говорите о угрозе диктатуры… от кого именно исходит угроза диктатуры где парламент высший орган?
… какой-то набор лозунгов о проблемах там, и полном отсутствии проблем этам.
В чем они, в чем рай (неужто тот пузырь долгов, что так раздувают США?).
К
+
+11
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
6 октября 2020, 13:12
#
Ану, красунечко, скажи мені будь-ласка, скільки втратили британці, коли фунт перестав бути валютою номер раз? Та фунт і зараз дорогший за долар, не зважаючи на Брексіт. Тому мені начхать, чий портрет буде найзатребуванішим, мені важливо, щоб мої заощадження в доларах чи іншій валюті дали мені можливість достойно прожити на пенсії.
+
+24
busypit
busypit
6 октября 2020, 13:49
#
Красунечко?
Так будешь к родному папе обещаться. Благо дело его похоже все так на районе вашем называют.
+
+114
DataProvider
DataProvider
6 октября 2020, 12:08
#
Сериал «Америке конец». Серия 100500
+
+9
Skpablo17
Skpablo17
6 октября 2020, 12:18
#
Доллар умножать на ноль пока не стоит, нашу землю еще не зашпулили за бумагу. Зашпулят, потом и можно множить на ноль. Раньше у туземцев все их богатство за водку выдурили, щас -за бумагу.
+
+30
yarg
yarg
6 октября 2020, 12:26
#
Так продавайте свое богатство за гривну. Какие проблемы ? порошенко запрещает ? :)
+
0
laa1999
laa1999
6 октября 2020, 12:46
#
Вы сколько Га земли обрабатываете?
+
0
Skpablo17
Skpablo17
6 октября 2020, 13:02
#
Думаю, где-то 3Х2 кв м положено по конституции(правда и ее надо купить у гробовых дел мастера)
+
+40
Daos
Daos
6 октября 2020, 12:11
#
Как вырос - так и просядет. Ничего не стоит на месте.
Если всего на 30%, то это вообще не печально. Потом обратно вернёт свои позиции.
А вот за гривну страшновато. Тут и 300% как два пальца(
+
0
Vasililiy
Vasililiy
6 октября 2020, 13:36
#
Тоже хотел сказать. Если бакс на 30% просядет то как обвалятся валюты стран с сырьевой экономикой можно только догадываться.
+
0
yarg
yarg
6 октября 2020, 14:26
#
Простой вопрос - «просядет к чему ?»
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 октября 2020, 13:21
#
Все! Кирдык! Надо срочно продавать доллар и нести гривну на депо в Приват, нет, лучше в Ощад!!! А может купить новострой в Киеве??? Ясно одно,кто то заплатил этому аналитику нлрмальную сумму в долларах ( который падоет) за такую статью,
+
0
solmor
solmor
6 октября 2020, 13:23
#
По сути это ожидаемо - как можно продавать нефть, газ, да что угодно , за бумагу, которая по сути ничем не обеспечена? но и отказаться от этой бумажки не так уж и просто....
+
+11
yarg
yarg
6 октября 2020, 14:27
#
Вы продаете картошку за гривну. Которая ничем не обеспечена.  Продаете потому . что с гривной вы пойдете в магазин и купите за нее колбасу. 
Обеспечение - это доверие к тому . что потом вы за эти доллары что-то сможете купить себе. только и всего.
+
0
genassigmailcom
genassigmailcom
6 октября 2020, 13:35
#
Точно, уже началось - на межбанке долар упал на 8 копеек
+
0
Sergio25
Sergio25
6 октября 2020, 13:57
#
Такое ощущение, что послушал очередной соловьиный помёт о загнивающем западе и неминуемом крахе доллара)
+
+22
Smith7
Smith7
6 октября 2020, 14:19
#
Начнем с простого, - что такое «статус защитного актива», чем он определяется? Он определяется его положением относительно других активов. Если мы говорим о валютах, то речь идет о том, что за всю историю немного меньше чем доллар девальвировал только швейцарский франк, остальные валюты оказались менее надежны. Если смотреть объективно, то действительно в экономике США есть большие проблемы. Но где сейчас ситуация сильно лучше? В ЕС? В его «локомотивах», типа Германии и Франции, ситуация ничем не лучше американской, скорее даже немного хуже. Зато странах в «ПИГС»(Португалия, Италия, Греция, Испания) все очень плохо, относительно США, и обвал там практически неизбежен, а это точно отразится на евро.
Может в Китае лучше ситуация, чем в США? Ну уж точно нет! Китай - это колосс на глиняных ногах, который перегружен гиганстким долгом, вложенным в неокупаемые активы. Причем этот долг, в отличии от американского, номинирован в иностранной валюте, а штатовский долг в долларах, которые они сами печатают. Китайский пузырь обязательно громко лопнет, причем в ближайшее время.
Да, США предстоит пережить серьезный финансовый кризис, но в других странах этот кризи будет проходить еще хуже. Потому другие валюты будут только девальвировать относительно доллара, а значит никих альтернатив ему в ближайшее время не будет.
+
0
busypit
busypit
6 октября 2020, 14:34
#
Чем именно состояние экономики Германии (прежде всего) и Франции хуже чем в США?
+
0
Smith7
Smith7
7 октября 2020, 9:36
#
После кризиса 2008 года в финансовой системе США были приняты хотя бы какие-то антирисковые меры, а европейцы не сделали подобного. Потому положение европейских банков хуже американских, они работают с большим кредитным плечом и имеют худшее качество активов. Было уже множество новостей о состоянии Дойче Банка, например, если коротко - там все плохо. А сумма общего портфеля завязанных на него активов с деривативами оценивается в триллионы... Если начнутся серьезные проблемы с такими европейскими учреждениями, то по реальному сектору тоже ударит так, что мало не покажется.
Я уже не буду углубляться приемущества реальной американской экономики в сравнении с немецкой, например тот факт, что США полностью закрыли свой энергетический баланс и из импортера углеводородов, стали их экспортером, в отличии от экспортозависимой Германии. И то, что Штаты имеют более емкий внутренний рынок, а потому более самодостаточны и не так зависят от экспортных доходов, как Германия. И я не утверждал, что в Германии сейчас все прямо таки очень плохо в сравнении с США, ситуация вообще сравнимая и хуже она не намного.
+
0
busypit
busypit
7 октября 2020, 12:20
#
Мне в целом понравился ваш предыдущий комментарий, абсолютно трезвый объективный взгляд, за тем лишь исключением что Евро никакой не конкурент Доллару. Статья прямо в цифрах указывает, что кое-что в Европе изменилось Евро из валюты довольно таки абстрактного надгосударственного образования (без общей фискальной и финансовой структуры), с огромным рынком (здесь опять же жаль, что вы почему-то видите лишь рынок Германии, объективней будет смотреть на рынок ЕС целиком, рынок уже давно общий) превращается в валюту реального (хоть пока и не госудраства) субъекта мирового рынка.
Хотел услышать от вас хоть какие цифры, хоть какую конкретику, услышал же лишь оценки «плохо», «хорошо» и крайне неудачный пример с энергонезависимостью. Кризис ознаменовался в том числе и чередой банкротств сланцевой отрасли. Энергонезависимость США (без инфраструктуры транспортировки нефти и газа) и до этого была мифом (нетто баланс импорта и экспорта около нуля с активным импортом), а после падения сланцевой отрасли даже нетто баланс скорее всего уже ушел в минус.
Возвращаясь к вашей оценке активов банков - к хорошим вы отнесли в том числе и сланец. В данный момент ФРС наложила запрет на выкуп акций банками, и ограничила выплату дивидендов (стресс тесты банковской системы выявили минимальные уровни капитала в сценариях ковида). ВВП падает 4 кв подряд, лишь за 2кв - 31,4% (в Германии, как и Европы вцелом показатели в 2-3 раза приемлемее).
Даже если ошибаюсь в оценке банковских активов (в США они не лучше)
+
0
busypit
busypit
7 октября 2020, 12:26
#
Проблема долгов США (страна давно превратилась в нетто заемщика, в отличии от  старушки Европы, в особенности Германией нетто кредитора), и сумасшедшего торгового торгового дефицита -67млрд ( профиц текущего счета зоны Евро 28 млрд) напрочь перечеркивают саму возможность преимуществ экономики, финансов США и доллара как мировой валюты.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 октября 2020, 15:27
#
Стивен Роуч — на службе российской пропаганды!
https://finance.rambler.ru/markets/44606203-rossiya-i-kitay-otuchayut-mir-ot-dollara/
+
0
busypit
busypit
6 октября 2020, 15:32
#
И украинской ;)
Мы ведь на украинском находимся ресурсе ))
+
0
PELE1987
PELE1987
6 октября 2020, 20:33
#
Все що має початок-має і кінець,він буде і у долара.Проте дай бог,щоб ми дожили до нього(розуміється у тому плані,що це може бути і не в цьому столітті).
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться