Многие мечтают о собственном деле, но не все четко понимают, какую нишу занять и стоит ли вообще это делать. Как результат — куча нереализованных идей. Но выход существует: уйти под зонтик большой компании — создать бизнес по франшизе.
Бизнес по франшизе — советы юриста
Юрист практики разрешения споров Juscutum Олег Онищенко поделился с «Минфином» советами, как предпринимателю без опыта снизить риски и достичь успеха.
О франшизах простыми словами
Франшиза — вход в раскрученную торговую сеть, которая обеспечит вам поддержку в ключевых сферах: предоставление узнаваемости на рынке, внедрение технологий, обучение сотрудников и т.п.
Стоимость счастливого билета — одноразовый паушальный платеж, размер которого зависит от масштабности бренда. Иногда франчайзеры вообще обходятся без этого взноса.
С юридической точки зрения франчайзинг — это аренда торговой марки за определенную плату — роялти. Роялти — это ежемесячный платеж за пользование франшизой, размер которого определяет франчайзер в договоре.
Франчайзер — компания, которая использует систему франчайзинга для расширения покрытия своего бизнеса и популяризации бренда. Франчайзер предоставляет предпринимателям право использования ТМ для организации своего бизнеса по готовой схеме.
Франчайзи — это предприниматель, который получает право использования ТМ, выплачивает роялти и организует бизнес для достижения коммерческого успеха под контролем франчайзера.
Кстати, в украинском законодательстве отсутствует определение франчайзинга. Однако используется принцип коммерческой концессии, который регулируются Гражданским и Хозяйственным кодексами. Отношения оформляют письменным договором коммерческой концессии, сторонами которого могут быть только юрлица или ФОП.
Читайте также: Как открыть кофейню Aroma Kava
Идеальный договор коммерческой концессии – какой он
Разработка договора франшизы — задача франчайзера, а задача потенциального франчайзи — проследить, чтобы его интересы были учтены и четко прописаны.
Идеальный вариант, когда франчайзер:
- предоставляет свою ТМ, необходимое оборудование;
- обеспечивает товаром;
- помогает подбирать и обучать персонал
- оказывает содействие в переговорах с арендодателями;
- предоставляет полный пакет инструкций по ведению бизнеса;
- обеспечивает постоянную информационную и консультационную поддержку.
В договоре должна быть четко указана ответственность сторон, условия, на которых предоставляется франшиза, размер паушального взноса и роялти, порядок их уплаты.
Во избежание нежелательных последствий от взятых на себя обязательств, при создании и ведении бизнеса, такое соглашение лучше проанализировать со специалистами.
Плюсы и минусы работы по франшизе
Главные преимущества приобретения франшизы — не нужно исследовать рынок, разрабатывать концепцию бизнеса, составлять бизнес-план. Можно работать с известным брендом с хорошей репутацией и клиентами, экономить на рекламе, получать консультации и помощь в обучении персонала.
Работа по франшизе — это прогнозируемый доход. Владелец франшизы высчитывает его из средних параметров, полученных на своих объектах. Впрочем, считать франчайзинг исключительно выгодным и абсолютно надежным бизнесом с минимальными затратами и рисками — это ошибка.
Как и любая бизнес-модель, он имеет свои недостатки. Среди них — обязательные ежемесячные отчисления франчайзеру и постоянный контроль на соответствие стандартам корпоративной сети. Чем популярнее бренд, тем более строгие правила, за несоблюдение которых нередко устанавливается штраф.
Предприниматель обязан работать в четких рамках, с определенными франчайзером поставщиками и не может реализовать собственные идеи. Владелец может в любой момент сделать ребрендинг, продать торговую марку, закрыть бизнес и расторгнуть договор, независимо от успешности точки.
Читайте также: Как открыть магазин разливного пива Good Beer
Чек-лист для бизнесменов-новичков
На что обратить внимание при общении с потенциальным франчайзером:
- Концепция. Должна быть четкая и гибкая концепция: ценность франшизы должна быть понятна и востребована на рынке.
- Репутация. Хорошая репутация предусматривает открытость. Правильная франшиза делится своими успехами, достижениями, отзывами клиентов и партнеров.
- Бизнес-модель. В подробном бизнес-плане расписано, сколько нужно денег на старте, какой будет прогнозируемая прибыль и сроки окупаемости проекта.
- Уникальность. Отличие одной франшизы от множества других может быть в уникальной технологии, незанятой нише или необычном виде деятельности.
- Документация. В «правильной» франшизе все документы в порядке. Самые распространенные виды договоров — договор коммерческой концессии и лицензионные договоры.
- Инструкции. Большое количество четко прописанной внутренней нормативки: как запустить франшизу, найти и удержать клиентов — основная ценность франшизы.
- Обучение. Правильная франшиза учит своих партнеров и их сотрудников — уникальной методологии, технике продаж и многому другому.
- Поддержка. Всегда должен быть тот, к кому можно обратиться за поддержкой на всех этапах запуска и ведения бизнеса: личный куратор или общий чат партнеров.
- Технологии. Наличие своей CRM-системы, сайта, фейсбук-страницы — минимум, который говорит о зрелости и перспективности бизнеса, не только франчайзинга.
- Маркетинг. В «правильной» франшизе маркетингу уделяют большое внимание и помогают настроить рекламу.
- Контроль. Франчайзи не должен оказаться в свободном плавании, особенно на старте — за ним нужно ухаживать и контролировать его ключевые показатели, чтобы вовремя поддержать, если что-то пойдет не так.
Комментарии - 1