Минфин - Курсы валют Украины

Установить
19 августа 2020, 14:00 Читати українською

Стоит ли готовиться к дефициту бензина из-за волнений в Беларуси

После президентских выборов в Беларуси начались массовые акции протеста и забастовки на крупнейших предприятиях. Волнения могут сказаться и на экономике Украины. Ведь Беларусь остается одним из главных поставщиков нефтепродуктов на наш рынок. 

Действительно ли есть повод для беспокойства и возможны ли перебои с поставками бензина, рассказал директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн на своей странице в фейсбук.

Турбулентность, но не дефицит

Вот уже неделю трейдеры пытаются понять, что будет с поставками нефтепродуктов из Беларуси после начала массовых протестов. Волнение объяснимо: Беларусь занимают более 30% нашего рынка, а по битуму – все 50%.

Пока НПЗ работают, о присоединении к забастовке заявили работники НПЗ «Нафтан». От второго и основного поставщика топлива в Украину – Мозырского НПЗ – новостей пока нет.

Я сильно сомневаюсь, что стабильности работы белорусских НПЗ что-то угрожает. Трудовые коллективы не могут не понимать, что любая дестабилизация производства ударит не по Лукашенко, а по ним. Единственный, кто может дестабилизировать ситуацию, это Россия, которая обеспечивает львиную долю сырья. Но мотивов этого я тоже не вижу, разве что ситуация как-то сильно радикализируется.

Как бы не складывалась ситуация с поставками из Беларуси, максимум, чем может это икнуться для нас – временной, двух-трехнедельной турбулентностью. Не дефицитом, не резким скачком цены, а именно временной дестабилизацией, да и то не факт.

Читайте также: Цены на бензин, дизтопливо и газ на АЗС Украины

Мы уже полгода живем с огромным профицитом дизельного топлива и бензина. Трейдеры продают его, в лучшем случае, в ноль, настолько перелит рынок.

Диверсификация спасает

К тому же рынок Украины открыт для поставок со всех сторон. И это еще раз доказывает важность сохранения диверсифицированной модели, которую то и дело ставят под сомнение украинские переработчики, предлагая ввести то пошлины, то квоты. За последний год уже трижды «сбоили» то россияне (август-сентябрь 2019-го), то беларусы (первый квартал 2020-го), но за счет диверсификации эти кризисы проходили для конечного потребителя незаметно. Уверен, так будет и на этот раз (опять же, если будет иметь место кризисный сценарий, в который я не особо верю).

Читайте также: ОПЕК спрогнозировала снижение мирового спроса на нефть в 2020 году

Единственная действительно проблемная позиция – битум. Белорусские объемы, а это половина рынка, заменить объективно нечем, российские поставки закрыты, а импорт по морю украинские трейдеры только осваивают. Но для экономики и жизнедеятельности страны это не вопрос стратегической важности, в отличие от дизтоплива и бензина. Ничего, построим позже. Может, заодно, приоритеты пересмотрят в пользу усиления защиты населения от короновируса.

Комментарии - 4

+
+30
Pareto
Pareto
20 августа 2020, 0:13
#
А не хотим ли наконец свои НПЗ начать возрождать? Или битумные заводы - космическая технология? Или уже все попилили?
+
0
zzel
zzel
20 августа 2020, 1:04
#
Так свои работают отлично разве нет? Или вы говорите про чужие, которые не Коломойскому принадлежат? Их если и будут восстанавливать в ближайшие 10 лет то только после смены собственника
+
0
litmax
litmax
20 августа 2020, 12:49
#
Какие свои хорошо работают? Кременчукский? Лисичанский?
+
0
Gazzbut
Gazzbut
21 августа 2020, 16:56
#
Не поверите но щас печек белоруских гефест дефетцит есть только в фокстроте и єльдлорадо под заказ
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться