19 августа 2020, 14:58 Читати українською

НБУ расписал банкирам, как следить за финоперациями чиновников

Новые правила финмониторинга требуют от банков уделять особое внимание финоперациям «политически значимых лиц» (Politically Exposed Persons).

Нацбанк, НБУ, проверка операций, финмониторинг, РЭР
фото: tsn.ua

Нацбанк Украины ответил на вопрос, какие клиенты относятся к этой категории и как банки должны их проверять.

Кто такие политически значимые лица

Политически значимые лица (PEP) — лица, занимающие важные государственные должности. Это — президенты государств, премьер-министры, министры и их заместители, депутаты, политические деятели высших рангов, высокопоставленные лица судебной системы, правоохранительных органов, юстиции, обороны, руководство Национального банка и т.п. Исчерпывающий перечень должностей можно найти в статье 1 нового закона «О финансовом мониторинге».

PEP в Украине делятся на следующие категории:

  • национальные общественные деятели;
  • иностранные публичные деятели;
  • публичные деятели международных организаций.

Перечень примерно одинаковый во всех странах и соответствует рекомендациям Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF).

Также к категории PEP принадлежат члены семьи государственных деятелей и связанные лица (например, деловые и бизнес-партнеры). Новый закон «О финансовом мониторинге» сократил перечень тех, кого считать членами семей. В этот перечень сегодня входят только самые близкие родственники.

Читайте также: Как не переплачивать по «беспроцентному» кредиту — совет НБУ

Особенный статус — пожизненно

По новому закону категория PEP — это пожизненный статус после увольнения, тогда как раньше, лицо оставалось публичным деятелем в течение трех лет после увольнения с должности. То есть к категории PEP принадлежат народные депутаты Верховной Рады всех созывов, премьер-министры и другие государственные деятели, независимо от времени, когда они занимали государственные должности.

Почему применяется пожизненный подход? Дело в том, что бывший PEP, если даже формально перестает выполнять функции государственного деятеля, может продолжать существенно влиять на органы власти и руководящих лиц государства. Это международное требование, зафиксированное в последнем отчете Moneyval оценки Украины на соответствие международным стандартам по финансовому мониторингу.

Кстати, новый закон позволил украинским банкам не всегда относить национальных публичных деятелей к высокой категории риска. Все основывается на риск-ориентированном подходе. Банк должен самостоятельно оценить влияние PEP, его былые полномочия и их связь с действующими государственными деятелями. Также это зависит от тех банковских услуг и продуктов, которые РЕР получает.

Например, обслуживание PEP в рамках зарплатного проекта или получения пенсии не рисковое. Также банки могут не слишком глубоко погружаться в операции РЕР, если их объем по всем открытым счетам не превышает 200 тыс. грн за квартал. Однако банки обязательно должны относить международных публичных деятелей к категории высокорисковых.

Почему нужна тщательная проверка

В мире есть страны с недостаточно развитыми демократическими основами, высоким уровнем коррупции и подкупа чиновников. Именно поэтому были введены особые подходы к финмониторингу операций клиентов, занимающих или занимавших определенные государственные должности.

Как банк будет изучать особого клиента

Государственный деятель, член его семьи, связанное с ним лицо при открытии счета в банке должен самостоятельно указать в опроснике банка свой статус. Со своей стороны банк должен проверить такую ​​информацию.

Практика показывает, что клиенты не всегда отмечают свой статус РЕР. После установления принадлежности клиента к категории РЕР, члена его семьи, связанного с ним лица, работник банка выполняет действия, определенные законом, а именно: устанавливает источники происхождения состояния, средств, получает разрешение руководства на установление деловых отношений с таким клиентом.

Во-первых, для выявления PEP можно использовать публичные базы (реестр НАПК, бесплатный реестр pep.org.ua, коммерческие ресурсы). Во-вторых, банки могут использовать международные коммерческие базы (например, World Check и другие).

Национальный банк не ведет собственной базы PEP, ведь создание единого государственного реестра РЕР не соответствует международным стандартам FATF. Банки должны использовать информацию из нескольких источников при изучении клиента.

Читайте также: Договор с банком: как избежать неожиданных долгов

Как подготовиться к проведению крупных операций

Если вы соответствуете критериям PEP, банк запросит у вас источники состояния и происхождения средств. Поэтому стоит иметь с собой соответствующие подтверждающие документы. О проведении крупных финансовых операций государственным деятелям стоит подумать заранее.

Лучше предварительно сообщить своему банку о запланированной операции на большую сумму, чтобы избежать подозрений и лишних хлопот. Учитывайте, что банковским работникам тоже нужно время на анализ ваших операций.

Как будут наказывать нарушителей

Такие случаи есть. Однако они единичны и применение мер воздействия к банкам соразмерные выявленным нарушениям. В частности, в общей статистике наложенных на банки штрафов причина «невыявление PEP» из года в год занимает долю около 1-4%.

Согласно закону нарушение требований надлежащей проверки и выявления PEP предусматривает наложение штрафа до 12 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (до 204 тыс. грн).

Дополнительно обращаем внимание, что меры по РЕР не является обязанностью только банков. Такие же меры предпринимают и другие субъекты первичного финансового мониторинга: страховщики, платежные организации, почтовые операторы, аудиторы, бухгалтеры и т.д.

Комментарии - 1

+
0
ofindependence
ofindependence
20 августа 2020, 11:45
#
Опомнились, когда большая часть городских бюджетов вмазана в грязь, советская плитка выкрашена в голубенькую под новую, очкастый дегенерат подписал акт приема выполненых работ).
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама