На этой неделе Высший суд Германии постановил, что покупка облигаций ЕЦБ в рамках программы количественного смягчения с 2015 по 2018 год и ее возобновления в конце 2019 года не учитывает «принцип пропорциональности» и превышает полномочия ЕЦБ.
Какие последствия будет иметь решение суда Германии о работе ЕЦБ
Что означает такое решение и к каким последствиям приведет, в колонке для «Минфина» рассказал глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Сергей Николайчук
Первая реакция
Отдельно Высший суд Германии попросил Бундесбанк прекратить покупку государственных облигаций в рамках программы стимулирования ЕЦБ в ближайшие 3 месяца.
В ответ ЕЦБ в тот же вечер выпустил пресс-релиз, в котором Управляющий Совет заявил, что продолжит делать все необходимое в рамках своего мандата для повышения инфляции к среднесрочной цели (близко, но чуть ниже 2%) во всех странах Еврозоны.
Читайте также: Европейский центробанк сохранил ключевые ставки
При этом ЕЦБ сослался на Суд ЕС, который в декабре 2018 г. признал деятельность ЕЦБ в рамках его мандата целевой стабильности.
Первая реакция рынка была негативной – евро несколько снизился по отношению к другим валютам (в частности, к доллару – с 1.09 до 1.08 $/евро). Немного повысились ставки по итальянским государственным ценными бумагами. Поскольку Италия является одним из главных бенефициаров программы количественного смягчения ЕЦБ.
Причина и последствия
Однако, долгосрочные последствия решения немецкого суда будут сильно зависеть от того, поддержат ли его другие страны. Фактически, это судебное решение является логическим продолжением развития проблем отсутствия полноценного фискального единства в еврозоне при наличии единой монетарной политики.
Читайте также: Анатолий Дробязко: «Банкопада» не предвидится
Особенно эта проблема усилилась после глобального финансового кризиса, когда граница между фискальной и монетарной политикой существенно розмилась (из-за значительных объемов покупки ЕЦБ государственных облигаций). Ведь, в определенной степени, программа количественного смягчения ЕЦБ субсидирует проблемный Юг Еврозоны за счет богатого Севера.
Хотя ЕЦБ решительно заявил о продолжении своих действий, направленных на повышение инфляции, решение немецкого суда может снизить уверенность инвесторов и экономических агентов, что у ЕЦБ хватит на это институционной способности.
Соответственно, могут ухудшиться инфляционные ожидания, что еще больше усложнит ЕЦБ задачу стимулирования экономики.
Чем НБУ отличается от ЕЦБ
Прямые экономические последствия решения немецкого суда и реакции ЕЦБ для Украины вряд ли будут ощутимы в ближайшем будущем. Однако интересным является институциональный аспект.
В Украине на сегодня ситуация в монетарной сфере противоположна европейской. НБУ занял жесткую позицию в отношении покупки государственных облигаций. В частности из-за нежелания превышать свой мандат и влиять на перераспределение финансовых ресурсов в экономике (такой же позиции относительно деятельности центрального банка придерживается и немецкий суд).
Зато отдельные эксперты призывают НБУ активнее реагировать на текущую макроэкономическую ситуацию и повторять практику ЕЦБ, что, соответственно, приведет к смягчению финансовых условий для государства за счет других секторов экономики.
Читайте также: Удастся ли банкам выстоять после кредитных каникул и сколько обанкротится
Возможно, решение немецкого суда предоставит дополнительные аргументы для НБУ (который в последние годы называют «Бундесбанком Восточной Европы») действовать исключительно в рамках своего мандата ценовой стабильности и воздерживаться от действий, которые будут приводить к перераспределению финансовых ресурсов.
А возможно наоборот, решительные действия ЕЦБ по «квази-монетарному» финансированию дефицита стран Еврозоны (прежде всего, с большими долгами, как Италия) окажут поддержку апологетам активной помощи бюджета со стороны НБУ.
Комментарии - 1
Фактически Конституционный суд Германии во вторник сделал Европейскому центральному банку ультиматум и дал три месяца на то, чтобы тот оправдал покупку облигаций в рамках его ведущей программы стимулирования (QE), иначе он рискует потерять Бундесбанк как одного из ключевых участников проекта, что, в свою очередь, вызвало вопросы к этой программе и будущему евро. Исключение Бундесбанка как крупнейшего акционера и покупателя облигаций ЕЦБ, поставит под угрозу жизнеспособность программы покупок в публичном секторе (PSPP) и поднимет вопрос о роли Германии в евро.
Дествующее постановление по PSPP также вызывает противоречия между Конституционным судом в Карлсруэ и Европейским судом (European Court of Justice), высшим судом по вопросам законодательства ЕС.
В моём скромном блоге есть несколько заметок посвящённых нежизнеспособности евро. Вот одна из них, которая была опубликована ещё в феврале прошлого года:
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/119941/