Закон о финансовом мониторинге, вступивший в силу 28 апреля, требует от операторов сетей платежных терминалов самообслуживания (ПТКС) либо обеспечить идентификацию клиентов, либо ограничить операции лимитом в 5 тыс. гривен.
Операторы платежных терминалов должны либо обеспечить идентификацию клиентов либо установить лимит в 5 тысяч гривен — НБУ
Об этом во время онлайн-конференции заявила первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова.
Читайте также: Закон о финмониторинге: НБУ объяснил, будут ли ограничения при переводе денег
«Если сеть ПТКС не планирует оборудовать терминалы считывателями, тогда она должна уже сегодня установить лимиты в 5 тысяч гривен. Если она это планирует и мы эти планы получим, тогда она может продолжать осуществлять операции. Но мы будем следить за тем, как будет проходить переоборудование, чтобы удостовериться, что до конца года все будет в соответствии с законом», — отметила Екатерина Рожкова.
Рукководство НБУ отмечает, что технически обеспечить идентификацию клиентов терминалами самообслуживания можно с помощью считывателей банковских карт или устройств считывания информации с паспортов.
Банки уже готовы
По словам директора департамента платежных систем и инновационного развития НБУ Алексея Шабана, банки уже имеют в своем распоряжении терминалы, которые оборудованы считывателями банковских карт.
«Можно считать данные с магнитной ленты, есть терминалы с NFC. Если терминалы и карточки одного банка, то считывание карты дает возможность идентифицировать клиента, который будет осуществлять перевод, — говорит Алексей Шабан, — Есть банки, которые имеют партнерские соглашения с сетями ПТКС. Этими соглашениями предусмотрен обмен данными. В таких случаях считывания карточки также позволит проводить операции на сумму 5 тыс. гривен и больше".
Руководство НБУ подчеркивает, что оборудование ПТКС системами идентификации клиентов не является обязательным для операторов этих сетей, и будет происходить только по их желанию.
Читайте также: Новые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и доносить на клиентов
Сколько обычно платят через ПТКС
- По данным НБУ, средняя сумма операций с кешем в ПТКС банков сегодня не превышает 1300 гривен.
- В ПТКС агентов банков – меньше 600 гривен.
- Средняя сумма операции в ПТКС, что принадлежит небанковским учреждениям составляет около 130 гривен.
Комментарии - 44
Монобанк - пополнение без комиссии.
Банковские специалисты должны об этом догадываться...
А смолий - новые ограничения вводит.
кто мешал например сделать идентификацию с помощью смартфона? например в «Дію» добавить соответствующую функцию? терминал показывает qr-код, Дия читает и передает идентфикационный ключ на сервер - всё, никакого переоборудования не нужно. Но нет, не в этой стране, не с этими рулевыми.
И как предлагаете требовать?
- Бегать под офисом президента с плакатами «Зеленский - ты не прав».
- Лоббировать назначение в исполнительные органы власти умных и толковых специалистов с опытом руководства проектами, ну так в команде Зеленского были такие и их частично назначили на те или иные должности.
- Писать кляузы во все инстанции - мол вы лохи и всё делаете неправильно - ну так и получите ответ, что начальник всегда прав.
В своё время, ещё при Ющенко предлагал сделать единый проездной билет на все виды транспорта, действительный на всей территории Украины - был послан подальше и теперь мы имеем массу региональных карточек для оплаты проезда, действительных только в конкретных городах.
Аналогично, при начале обсуждения BankID предлагал запустить этот проект на технических средствах НБУ и вести этот проект в виде минимально допустимых персональных данных - код инн, ФИО, серия и номер паспорта и контактная инфа телефон или e-mail. Логином предлагал сделать код ИНН - он уникален и у каждого гражданина Украины свой.
Но опять же был послан с вполне достойными отмазками - мол НБУ - мега регулятор и не его дело вести такую базу, а по поводу кода инн в качестве логина - сказали, что это сильно ухудшит безопасность персональных данных - ведь мошенникам будет легче взламывать аккаунты, когда логин строго зафиксирован.
Не всё так просто, как кажется...
Жаль, что вы отделываетесь всё время общими фразами…
А с учётом того, что законы Украины принимает ВРУ и подписывает президент страны,
то вообще теряется смысл ваших рекомендаций…
Кого конкретно надо перестать оправдывать:
— президента Зеленского — так это проблема тех, кто за него голосовал.
— депутатов ВРУ — аналогично.
— главу НБУ — к нему есть претензии только по BankID, да и то больше к его подчинённым, которые не смогли или не захотели спорить с руководством по этому вопросу, а отдали проект на откуп Ощаду, ведь Приват в те времена ещё был частным банком.
Кстати, я довольно часто критикую НБУ даже по самым мелким вопросам, но это не значит, что топ-менеджмент НБУ из вон рук плохой — просто по некоторым вопросам наши точки зрения не совпадают.
Только и всего…
Смолий за действия Кабмина и Маркаровой не обязан отвечать…
По ОВГЗ, все претензии правильнее направлять к Кабмину.
Если у вас во всех бедах Украины виноват исключительно Смолий — действительно,
лучше прекратить эту дискуссию…
если из всего, что я написал - сделали только вывод, что виноват исключительно [один кто угодно] - значит я зря тратил на вас свое время.
Некоторые продвинутые и явно не тупые участники обсуждения не желают понимать, что первопричина в пустоголовых политиках и депутатах, которые принимают отфонарные цифры в бюджете, обещают зарплаты учителям по четыре тысячи баксов и повышение пенсий пенсионерам ежеквартально, а где брать на всё это деньги — им формально наплевать.
Кабмину и министрам надо выполнять закон о государственном бюджете — ведь это закон.
Вот и рисует Маркарова ОВГЗ…
А Смолий выкупает на межбанке валюту от спекулянтов.
Но вы почему-то уверены в том, что финансовые ресурсы НБУ безграничны и НБУ может и просто обязан выкупать валюту не согласно утверждённых норм и лимитов а от балды — когда по 20 млн а когда и по 100 млн баксов в сутки.
Кто сказал что не будет идентификации с помощью смартфона, тобишь с помощью мобильного телефона в который вставлена СИМ-карта человека, который оформил себе MobileID или просто прошел идентификацию у мобильного оператора?
Возможно это всего-лишь веяние времени и развитие технологий - переход от магнитной полосы к EMV-чипам и contactless-технологиям.
По ПТКС вообще не вижу никаких проблем - за одни сутки удалённо на всех ПТКС установить лимит 4999 гривен и перестать ныть.
В дальнейшем, владельцы ПТКС могут принять решение дооснастить ПТКС бесконтактными ридерами БПК и на этом вопрос закроется.
Модернизация софта ПТКС под новые требования НБУ не является чем-то уникальным или из ряда вон выходящим - да, это затратно и требует времени, но ведь надо двигатьсся вперёд.
Например, после выпуска новых номиналов купюр (одна тысяча гривен) сначала поголовно все кеш ин банкоматы и ПТКС не принимали эти за денежные знаки.
Через полгода большинство моделей кеш ин банкоматов укрбанков уже понимают и принимают тысячные купюры, а вот со многими моделями ПТКС вопрос ещё не решён.
Возможно часть старых моделей модернизировать и не планируют - значит их в будущем заменят новыми моделями, где этот функционал уже будет встроен по умолчанию...
Прекрасно знаю различия и поэтому описал ДВА варианта решения существующей проблемы.
Кстати, иногда технические доработки менее затратны чем софтовые.
Тот же пример с ПТКС iBOX — владельцы без проблем и большого напряга смогли модернизировать своё железо, прикрутив спереди дополнительную «коробочку» NFC-ридера.
А вот обновить софт ПТКС для возможности пополнения БПК тысячными купюрами до сих пор не могут или не хотят делать — а ведь с даты выпуска тысячных купюр в обращение прошло уже больше чем пол-года, а воз и ныне там…
Потом он этот номер телефона использовался чтобы задалбывать меня роботами.
Но можно сделать и что-то полезное - делать запрос MobileID по номеру и проводить таким образом идентификацию человека. Сложно? Совершенно нет.
«делать запрос MobileID по номеру и проводить таким образом идентификацию человека. Сложно? Совершенно нет.»
Осталась самая малость — всех клиентов мобильной связи на припейде, который сейчас примерно 90% — загнать на контракт.
Ведь услуга MobileID может предоставляться исключительно контрактным абонентам (физлицам)
или корпоративным абонентам (юрлицам).
Пусть они сами таким ... пользуются.
«Не только контрактным: форма оплаты не влияет на возможность использования MobileID»
Жаль, что вы не понимаете разницы между припейдом и контрактом...
Понятно, что вы самый умный и вам даже условия предоставления услуг читать не обязательно, а ведь там пишут что для получения сим-карты с шифрованием и поддержкой функционала MobileID физлицу необходимо предоставить паспорт + справку с инн-кодом и оформить номер телефона на контрактное подключения.
А дальше как хотите, так и оплачивайте это контрактное подключение - хоть налом хоть безналом...
Не жлобитесь...
Значит ли это что во всем мире у любого оператора всегда до скончания веков услуга будет доступна только юрлицам?
«Значит ли это что во всем мире у любого оператора всегда до скончания веков услуга будет доступна только юрлицам?»
Перед тем, как генерировать очередную глупость,
можете сначала ознакомиться с ЗУ № 2155-VIII
Ну а затем можете посмотреть условия подключения и тарифы для физлиц по вопросу оформления сим-карт с шифрованием для пользования услугой MobileID
от таких компаний как Киевстар и Водафон.
https://kyivstar.ua/ru/business/products/mobile-id
и
https://www.vodafone.ua/ru/privatnim-klientam/mobile-id-private
Если ваш любимый Лайфселл не предоставляет каких-либо
услуг — это не повод огульно обвинять всех остальных…
Пришел с паспортом, прошел идентификацию такую же как делается для MNP и готово — пользуйся. У меня на финансовом номере внесён паспорт, притом номер остаётся на припейде.
«Так я как раз и толсто намекал что если КС сейчас предоставляет услугу только контрактным абонентам то это не значит что нельзя предоставлять её припейду.»
А толку с ваших толстых намёков если КЕП по закону нельзя получить без предоставления оригиналов паспорта и справки с инн-кодом — а значит и без официального заключения контракта с компанией, генерирующей КЕП и предоставляющей сим-карту с шифрованием.
Сим-карты с шифрованием не будут доступны анонимным пользователям от слова ВООБЩЕ — это противоречит законам Украины и правилам оформления КЕП.
Но вы же любите спорить даже не вникая в законодательную базу…
Так что продолжайте в том же духе — не буду вам мешать…
А ознакомиться с правилами предоставления сим-карт с шифрованием по ссылкам, которые специально для вас публиковались неужели так сложно или религия не позволяет.
Ваш номер на припейде не несёт с собой никакой юридически значимой нагрузки, даже если вы его называете финансовым - для оператора он всего-лишь номер на припейде и не более того.
И ваш финансовый номер можно переоформить в мошеннический способ аналогично обычному номеру на припейде с предоставлением обычного ворованного паспорта, с которого максимум снимут ксерокопию первой страницы и даже справку об инн-коде не потребуют.
Так что не спешите радоваться тому факту, что вы предоставляли мобильному оператору паспорт и код - это необходимо было только для услуги MNP согласно правил перевода номеров...
нарушаю карантин касаясь лица
Ну а то что правила у Лайфселл иные чем у Киевстара или Водафона — это ни о чём плохом не говорит.
КЕП генерится провайдером мобильной связи в защищённый носитель (сим-карта с шифрованием) исключительно на основании ЗУ № 2155-VIII — поэтому правила опсоса в части КЕП должны соответствовать именно этому закону, а не вашим пожеланиям или предположениям.
Наконец то мы хоть в чём-то пришли к консенсусу.
Я не говорю что правила работы КС, Лайфа или Водафона это плохо или хорошо. Я говорю что они не библия: нельзя текущие правила какого-то одного оператора использовать как скрижали и опираясь на них оценивать возможность идентификации человека по номеру телефона.
Первоначально речь шла просто об идентификации, MobileID это лишь один из многих способв её сделать. Если текущие правила работы операторов как обычно написаны через *** и стоят бешенного бабла (помню была похожая история с push-to-talk в результате чего услуга успешно умерла) то вполне возможно найти другие решения. MobileID был нужен для идентификации неклиентов банка. Но это можно делать и через BankID, причем не в той форме как это сделано сейчас, а со всеми современными свистелками и перделками, к примеру просто сканируя QR-код и потом подтверждая через мобильное банковское приложение свою личность. Для своих клиентов банк может просто запрашивать номер телефона (как это всегда делают терминалы Привата) и если он является финансовым то слать СМС с кодом. Много чего можно придумать что будет отвечать требованиям идентификации.
«Наконец то мы хоть в чём-то пришли к консенсусу.»
Это у вас в голове выработался консенсус и только потому,
что вы так и не поняли, что такое MobileID и чем он отличается от BankID.
Ведь так лень даже прочитать описание услуги а тем более ЗУ № 2155-VIII.
И почему-то съехали на попытки сравнивать несравнимое — MobileID начали сравнивать с доступом к банковским услугам по номеру телефона и получением ОТР-пароля по смс…
А если вспомнить, что номера телефонов у большинства украинцев на припейде и могут быть переоформлены мошенниками всех мастей без всяких проблем, да добавить к этому дыру в безопасности в стеке протоколов CCSS7 (ОКС-7) с возможностью получения всем желающим всех ваших смс-сок по номеру телефона после покупке «шпионского» спецоборудования за смешную сумму в тысячу евро — то конечно BankID это супер (был лет пять назад)…
Уж лучше вернитесь к обсуждению платёжных терминалов — их то вы
однозначно могли видеть и не один раз.
Коллега, да тебя пряв на куски рвёт, я смотрю.
А если вспомнить, что номера телефонов у большинства украинцев на припейде и могут быть переоформлены мошенниками всех мастей без всяких проблем
Для всех кому ценен его номер вопрос: визитом в офис оператора или даже без визита в офис оператора посредством подтверждения личности через BankId.
Паспорт ведь тоже мошеники могу подделать, но это не значит что идентификацию по паспорту делать нельзя.