28 апреля 2020, 14:45 Читати українською

Онлайн рестораны, старое кино в кинотеатрах и пустой ресепшн в отеле

Карантинные меры заставили бизнес оперативно подстраиваться под новую реальность. Вместо одежды швейные фабрики производят защитные костюмы и маски. Отели внедряют дистанционное поселение, рестораны осваивают онлайн доставку.

Карантинные мероприятия больно ударили по бизнесу.

«Минфин» узнал у представителей разных сфер бизнеса, какие антикризисные решения они принимают и как планируют изменить работу после завершения карантина.

Отель без рецепции и ваучеры на сезон-2020

Основатель гостиничной девелоперской компании Ribas Hotels Group Артур Лупашко:

Первые антикризисные решения. До карантина дела в компании шли очень хорошо. Только оборот сети отелей составил более 100 млн грн. Ежемесячный поток клиентов в среднем составлял 1800 человек. Постоянных сотрудников насчитывалось около 80 человек, а сезонных – в десятки раз больше, например, в 2019 году было задействовано 845 человек.

Реалии показали, что нужно надеяться на лучшее, но готовиться к худшему сценарию. Мы сосредоточились на максимально разумной экономии. Линейных сотрудников пришлось отправить в отпуска за свой счет, а руководителей перевести на полставки.

Читайте также: Карантин с пользой. Кто больше всего зарабатывает на изоляции

Как адаптировались к карантину. Нам удалось сократить расходы управляющей компании и сети отелей до 500 тыс. грн в мес. Но их тоже нужно заработать. Выручает то, что деятельность компании хорошо диверсифицирована, это позволяет получать прибыль из разных направлений.

  1. Используя диджитализацию, перевели один из отелей в центре города в режим работы без рецепции. Он работает для локальных гостей.
  2. Продолжаем консалтинг инвесторов, застройщиков и девелоперов. Продолжаются работы по проектированию гостиниц, принимаем новые заказы. Стоимость предпроектного анализа территории или здания под гостиницу до разработки концепции отеля стартует от $ 1000 и может достигать $ 15-20 тыс.
  3. Продолжается строительство новых объектов в Буковеле и Польше (Еленя-Гура). Сроки сдачи объектов не смещаем, несмотря на замедление на 20-30% темпов строительства из-за транспортных трудностей.
  4. Компания запустила новый бизнес — доставку готовых блюд и полуфабрикатов. Для этого переформатировали работу ресторана при отеле Bossfor в Одессе в ресторан приготовления еды на вынос. Предлагаем только то, что пользуется наибольшим спросом у потребителя сегодня: роллы, пицца и бургеры. Кроме того, оставили банкетное меню с закусками, морепродуктами и мясом. Планируемый оборот 15-30 тыс. грн в день с рентабельностью примерно 20-25%.
  5. Запустили продажу ваучеров на проживание в сезон 2020 в отелях сети Ribas Hotels Group. Например, можно приобрести сертификат на сумму 10400 грн, оплатив 7950 грн. Гость экономит 30%. Компания получает средства для оплаты текущих расходов.

Какие планы по выходу из кризиса. Учитывая опыт Китая и Европы, мы не ожидаем отмены карантина до лета.

План выхода из кризиса у нас есть, и заключается он в активном развитии внутреннего туризма. Ведь в заграничных поездках люди, скорее всего, год-два будут себя ограничивать из-за страха заболеть. А вот интерес к путешествию внутри страны, предполагается, что возрастет вдвое.

Для 40-миллионной Украины внутреннего туриста будет достаточно. Главное, чтобы после окончания карантинных мер у населения были средства на отдых.

Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина

Кино нет, пока только попкорн

Совладелец сети кинотеатров «Планета Кино» Дмитрий Деркач:

Первые антикризисные решения. С объявлением карантина надо было решить, как минимизировать расходы и каким образом получать доходы, учитывая, что кинотеатры закрыли.

Мы сразу обратились ко всем нашим кредиторам (поставщикам, арендодателям, партнерам) с просьбой предоставить скидки и рассрочки платежей. Практически все пошли навстречу. Например, ТРЦ отменили нам арендную плату, оставив только часть сервисных платежей.

Следующая самая затратная часть для нас — это зарплаты. У нас работает около 650 сотрудников в 6 городах Украины. Мы стараемся всех удержать до конца карантина. В марте мы выплачивали всем сотрудникам 70% от их зарплаты, а в апреле — 50%. Планируем продолжать работать в таком режиме пока на счетах компании будут деньги. По нашим расчетам, сможем продержаться до конца мая.

Как адаптировались к карантину. Мы сразу задумались, какие сервисы, продукты можно запустить во время карантина, чтобы получать хоть какой-нибудь доход. Сначала попробовали вариант с доставкой и самовывозом блюд из наших киноресторанов RE'LUX. Но через 2 недели из-за малого количества заказов нам пришлось полностью закрыть рестораны.

Далее мы переключились на собственный бренд попкорна Pumpidup, который запустили еще в конце 2019 года. Сейчас мы активно развиваем сеть торговых точек по его продаже. Результаты, хоть незначительные, но обнадеживающие, поэтому мы планируем и дальше активно развивать наш Pumpidup.

​Еще один продукт, который мы запустили, — специальные «кризисные» сертификаты. Некоторые их назвали фьючерсами. Сейчас стоимость сертификата 100 гривен.

В будущем его можно будет обменять на любой билет в кино без ограничений технологий или типа мест в кинозалах. Доходы от этого продукта небольшие, тем не менее дают возможность частично оплачивать зарплаты сотрудникам.

Какие планы по выходу из кризиса. После завершения карантина нас ждет ряд проблем, и мы уже сейчас ищем различные решения, вырабатываем стратегию и тактику.

  1. Многие люди будут избегать публичных мест, опасаясь заразиться вирусом. Это скажется на посещаемости кинотеатров. Мы уже сейчас продумываем меры, которые бы позволили обезопасить наших сотрудников и зрителей. В частности, работаем над новыми схемами залов, чтобы соблюдать дистанцию между зрителями.
  2. Премьеры многих фильмов перенесены на осень, зиму и даже на следующий год. Поэтому на хороший репертуар, который позволит привлечь достаточное количество зрителей, не надеемся. Мы активно ведем переговоры, чтобы получить права на старые популярные фильмы, а также решаем вопрос с премьерами новых фильмов, которые переносятся на конец лета, осень и даже на 2021 год.
  3. Съемки многих фильмов остановлены из-за карантина, и скоро мы столкнемся с нехваткой кино. Эта проблема касается и онлайн кинотеатров, потому что съемки сериалов тоже заморожены.

Ресторанный бизнес: экспансия виртуального пространства

Основательница сети «Черноморка» Ольга Копылова:

Первые антикризисные решения. По 2019 год мы поймали 390 тонн (!) рыбы и морепродуктов (мидии, рапаны). Сеть наших заведений посетило около миллиона гостей. Компания насчитывала почти тысячу сотрудников.

Все говорило о том, что в 2020 году дела пойдут еще лучше. Но не сложилось. Карантин закрыл дверь целой сети гастрономических лавок и помешал открытию 10-й «Черноморки» на Печерске.

Остановить продажу рыбы и морепродуктов мы не могли себе позволить. Выловы как раз начались, поставки продолжались, а соответственно и «Черноморка» должна была работать. Поэтому уже в конце марта мы запустили первый в стране онлайн-ресторан. Во время выбора блюд гость и официант заведения общаются по прямой видеосвязи в режиме реального времени.

Стандартно техническая разработка такого проекта занимает 4-5 месяцев. Но мы понимали, что актуальность «ресторан онлайн» — уже сегодня. Благодаря командной круглосуточной работе нам удалось за рекордные 7 дней запустить новый продукт на рынке.

Как адаптировались к карантину. Онлайн-ресторан помог нам решить несколько острых проблем, которые появились во время масштабного карантина:

  1. увеличить количество заказов в условиях карантина;
  2. сохранить рабочие места официантам и поварам;
  3. сохранить коммуникацию с гостями.

В условиях длительного карантина и почти полного отсутствия социализации, это решение является неким «социальным проектом». У клиентов есть возможность отойти от чат-ботов и автоответчиков и вживую пообщаться с командой заведения.

В среднем в нашем онлайн-ресторане мы получаем 150-200 заказов в день на свежую рыбу и готовые блюда.

Кроме того, практикуем другие сервисы. Например, популярностью пользуется опция бронирования свежей рыбы сразу после вылова в Одесской области. 100-200 килограмм вылова дунайки раскупают буквально за несколько часов.

Также бесперебойно работает эколавка «Черноморка» со свежей рыбой и морепродуктами на рынке «Столичный». Решение открыть здесь точку продаж было очень правильным. Конечно, в связи с карантином объемы и темпы продаж на рынке упали. Но 50-100 кг рыбы и морепродуктов ежедневно и сохраненные рабочие места — хороший результат в тех условиях, в которых сейчас оказался бизнес.

Какие планы по выходу из кризиса. Чтобы вернуться в докризисные темпы, нашей сети понадобится по меньшей мере год.

Мы продолжим реализовывать онлайн-решения, искать новые возможности для бизнеса.

Все замечают, что карантин меняет привычки и стиль жизни. Уверены, желающих приготовить дома станет значительно больше. Соответственно, в ресторанах станет меньше посетителей. Поэтому продолжим активно развивать продажу свежей рыбы и морепродуктов.

Читайте также: Когда карантин закончится — мир будет другим. Советы бизнеса от Билла Гейтса

Корона-мода: от брендовой одежды к пошиву медицинских масок

Основатель «ТК-Стиль» Александр Соколовский:

Первые антикризисные решения. До карантина мы планировали, как 1 апреля всей командой из 800 человек отпразднуем 25 лет компании. Взамен 17 марта мы закрыли двери 4-х гипермаркетов тканей. Сразу сместили внимание на интернет-магазин и улучшение его работы. Все интернет-команду мы перевели на удаленную работу, а коллег из других департаментов – в call-центр.

Вторым и самым важным стало решение о переориентации производства с дизайнерской одежды и декора на пошив защитных комбинезонов.

Все происходило за считанные дни: отшили пробные образцы, утвердили их командой в офисе, произвели необходимую документацию и разрешения и с 23 марта начали серийное производство.

Как адаптировались к карантину. На пошив комбинезонов переориентировались сразу три наших швейные фабрики – черниговская «ТК-Стиль», «ТК-Коростень» и «ТК-Лубны». Работы прибавилось в разы. Это позволило удержать персонал в 100% составе.

Продление карантинных мер не повлияло на темпы работы. Фабрики и дальше отшивают комбинезоны, фартуки, нарукавники, бахилы, маски. Наши изделия подходят не только для медицинских работников, но и для дезинфекторов городов, работников почт, курьеров, аэропортов, вокзалов. В то же время основными нашими клиентами являются волонтеры, бизнесмены, благотворительные фонды.

Не прекращает работу и интернет-магазин. Но если в первые недели карантина спрос был только на ткани для масок и для защитной одежды, то сейчас уже понемногу восстанавливаются продажи и других тканей.

И как бы ни шли хорошо дела, заработанных средств не хватает. Розничная торговля в гипермаркетах тканей давала 50% дохода компании, а сегодня уже месяц, как они закрыты.

Какие планы по выходу из кризиса. Карантин нанес легкой промышленности крупные убытки. Как долго отрасли придется восстанавливаться, пока не знаем. Ведь еще не понятно, как долго будет карантин.

Читайте также: Шмыгаль: Некоторые карантинные ограничения могут действовать еще два года

Комментарии - 1

+
0
Lefert
Lefert
28 апреля 2020, 19:48
#
Тю, я думал тут расскажут об успешных кейсах, как предприниматели харканули на предостережения и прочие меры, которыми их ограничивают, и зарабатывают бабосик.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама