Четыре пропущенных Минфином аукциона по размещению ОВГЗ растревожили финансовый рынок. Все боятся дефолта и пустой казны. От властей ждут открытой эмиссии гривны и, как следствие, девальвации нацвалюты и ускорения инфляции
Когда НБУ снова запустит печатный станок
ОВГЗ поставили на паузу
В апреле 2020 года Минфин не провел еще ни единого размещения своих облигаций. Правда, это не помешало министерству и дальше аккуратно обслуживать долг.
Два крупных погашения ОВГЗ 1 и 8 апреля (на 4,86 млрд грн и 1,56 млрд грн, соответственно) прошли без сучка и задоринки. Равно, как и все выплаты по гособлигациям в марте на общую сумму 5,1 млрд грн.
Зато с финансированием бюджета есть серьезные проблемы. В марте план по наполнению доходной части не выполнили на 10,4% (собрали только 87,8 млрд грн). Но этому давно никто не удивляется.
Бюджетные планы хронически срываются с 2019 года. А в условиях карантина (был введен 12 марта) 10,4% вряд ли будут считаться катастрофическим показателем. Трагедии из этого не делали.
Читайте также: «Минус» деньги на субсидии ЖКХ, «плюс» — на пенсии
Во-первых, из-за разгула пандемии коронавируса по всему миру экономики многих стран, и Украины в том числе, остановились. Потому госбюджеты тотально не наполняются.
Читайте также: ЕС создает гарантийный фонд на 25 миллиардов евро для спасения экономики
Во-вторых, в апреле недовыполнение по доходам может быть еще серьезней. Ведь карантин будет действовать весь месяц, а не половину, как в марте.
Тем непонятней выглядит пауза в размещении гособлигаций. Ведь государственные финансы давно не обходятся без ОВГЗ:
-
в январе-марте 2019 года Минфин разместил гривневые облигации на 57,5 млрд грн (под 18,76-19,20% годовых) «плюс» несколько валютных выпусков (на $1,05 млрд и €38,76 млн),
-
в январе-марте 2020-го — выпуски на 29,3 млрд (под 9,79-9,97% годовых), $1,08 млрд и €276,9 млн.
В этом месяце пока не произошло не единого размещения гособлигаций, хотя апрель-2019 был наиболее урожайным по части привлечения таких долгов. Тогда правительство смогло собрать 33,9 млрд грн (под 18,6% годовых), $416,6 млн и €2,6 млн.
Читайте также: В Кабмине хотят продлить карантин до 12 мая. Какие смягчения готовят
Остановка новых размещений гособлигаций сразу же порождает два риска:
-
Углубление проблемы с наполнением бюджета: растущий дефицит не удастся перекрыть на внутреннем долговом рынке.
-
Повышающаяся вероятность дефолта по старым выпускам гособлигаций. Погашение ранее выпущенных бумаг происходит за счет средств, вырученных от продажи новых.
Сколько платить по долгам
Выплаты на два ближайшие месяцы потребуют значительных средств в гривне и долларе.
«В мае и июне Минфин должен погасить 29 млрд грн гривневых ОВГЗ. Также предполагаются значительные выплаты по валютному госдолгу — $3,2 млрд ($1,9 млрд в мае и $1,3 млрд в июне)», — уточнил «Минфину» начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
Ожидается, что валютные выплаты будут обеспечиваться из золотовалютных резервов Нацбанка. Сейчас их размер находится на уровне $24,9 млрд. А гривневых поступлений все-таки ждут от продаж новых выпусков ОВГЗ.
В апреле осталось одно плановое размещение минфиновских бумаг: 28 апреля, то есть в будущий вторник. Аукцион 21 апреля чиновники отменили.
Если потребуется, правительство может выйти и с внеплановыми продажами облигаций (по пятницам), однако их пока не прогнозируют. В тоже время эксперты не теряют надежду, что хотя бы один результативный аукцион в апреле состоится.
«Мы ожидаем, что Минфин проведет результативное размещение, в котором примут участие отечественные банки», — заявил «Минфину» специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
За счет ОВГЗ постараются профинансировать не только погашение старых бумаг, но еще и частично спецфонд по борьбе с COVID-19.
Согласно обновленному бюджету на 2020 год, всего на него выделят 64,7 млрд грн. Ожидается, что порядка 40-55 млрд грн ($1,5-2 млрд валютной выручки) обеспечит НАК «Нафтогаз», остальное поступит от гособлигаций.
Читайте также: Рада приняла «антикризисные» изменения в бюджет-2020. Дефицит бюджета увеличен в 3 раза
Почему Минфин не проводит аукционы
В ближайшие месяцы власти постараются размещать краткосрочные гособлигации — на 3-6 месяцев. Нет смысла надолго одалживать дорогие ресурсы.
Поначалу говорили, что правительство не готово весной платить по ОВГЗ больше 12-13% годовых. Ведь в январе-марте удавалось привлекать средства под 9,79-9,97% годовых.
«Возможно, Минфин решит привлечь необходимую сумму рефинансирования путем выпуска краткосрочных ОВГЗ с погашением через несколько месяцев под ставку от 14% до 17% годовых», — сказал «Минфину» глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Цена заимствований — это главная причина, по которой Кабмин за последние четыре недели не провел ни одного размещения гособлигаций.
«В данный момент Минфину важнее всего стоимость заимствования, так как потребность экономить становится еще больше», — убежден старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
Цены на гривневые ОВГЗ резко взлетели на вторичном рынке в марте после обвала мировых рынков из-за пандемии коронавируса. Иностранные держатели наших бумаг и наши инвесторы, которые пользовались услугами западных инвестфондов (через них покупали долговые бумаги), испугались трех вещей:
- Девальвации гривны, которая сокращает валютные доходы нерезидентов в Украине (им придется дороже покупать доллар для вывода капиталов).
- Реструктуризации внутреннего госдолга, которая отсрочит получение прибыли.
- Дефолта в Украине, который гарантирует крупные убытки.
Держатели-нерезиденты развернули продажи гривневых облигаций: за март их портфель сократился на 7,6 млрд грн, а в апреле — еще на 5,9 млрд. На 17 апреля он составлял 115,1 млрд грн.
Не самая глобальная распродажа — в районе 10% объема. Однако даже этого хватило для существенно падения цен на бумаги и, соответственно, роста доходности. С 10-12% годовых они в марте подскочили до 25% годовых, а в апреле откатились до 17-20% в зависимости от вида бумаги.
Сколько инвесторы зарабатывали на ОВГЗ на вторичном рынке, столько же хотели получать и на первичном от Минфина. На меньшее они не соглашались: покупателями нерезидентских облигаций стали банки и инвестфонды.
А Минфин после размещений на уровне до 10% годовых отказывался платить по 20% годовых по внутреннему госдолгу. Тем более, что чиновники не оставляли надежды заключить новое кредитное соглашение с МВФ.
«Возможно, Минфин не хочет переплачивать и ожидает соглашения с МВФ. Тогда привлечение большого объема средств путем размещения ОВГЗ будет более вероятным и с существенно меньшей ценой», — предположил директор департамента риск-менеджмента ПАО «КБ «Аккордбанк» Николай Войткив.
Где брать деньги
В апреле Минфин мог себе позволить делать паузы в размещениях гособлигаций. Ведь тыл правительству надежно прикрыл Нацбанк, который перечислил в бюджет 42,7 млрд грн — его прибыль за 2019 год.
Однако чиновники не смогут долго расслабляться. Ведь 6 мая предстоит выплатить по старым гособлигациям 6 млрд грн. Искать эту сумму будут, скорее всего, на долговом рынке. Поскольку второй источник — средства от приватизации, вообще высох.
«Заимствования (в том числе у НБУ и госбанков) могут оказаться оправданными в текущей экономической ситуации. Судя по принятому закону о госбюджете, большие надежды возлагаются на международных доноров и кредиторов», — оценил для «Минфина» ситуацию директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Правда особой уверенности в том, что такие планы будут реализованы успешно, у него нет.
По словам Виктора Шулика, правительство сейчас оказалось в патовой ситуации: власти дали множество обещаний, однако непонятно, где соберут средства, чтобы их реализовать.
Читайте также: Стало известно, на сколько проиндексируют пенсии и когда ждать обещанную «тысячу»
Особенно в условиях карантина, когда поступления в госбюджет падают до минимума. А с МВФ до сих пор не подписано новое кредитное соглашение, и не начали поступать новые кредитные транши.
В мае недобор по налогам и сборам постараются перекрыть из трех источников:
- прибыль (дивиденды) госпредприятий, в первую очередь, от НАК «Нафтогаз»;
- кредитный транш МВФ;
- возобновление размещений ОВГЗ.
«Если не будет новых выпусков ОВГЗ, значит останется два варианта: либо другие источники финансирования, а кроме МВФ ждать помощи неоткуда, либо Минфин не будет проводить какие-то бюджетные выплаты. Поэтому в ближайший месяц должны быть новые выпуски», — считает Николай Войткив.
Читайте также: Если НБУ не выйдет на рынок ОВГЗ, Кабмину стоит реструктурировать долг
Возможно, размещения гособлигаций удастся активизировать после получения первого транша от МВФ. Считается, что после него могут снизиться цены на ОВГЗ. Как только нерезиденты станут менее активно распродавать свои портфель украинских гособлигаций, их доходности могут опуститься.
Читайте также: Гривна будет стабильна до получения транша МВФ — аналитик
«Только повышение доверия к Украине, стабильна экономическая ситуация и действующая программа МВФ позволят инвесторам иначе взглянуть на ОВГЗ и сменить «гнев на милость», возвращаясь в гривневые инструменты», — полагает Тарас Котович.
В первую очередь подобные аргументы смогут убедить украинских держателей бумаг, которые накупали наши ОВГЗ через западные и украинские инвестфонды. Точные объемы их приобретений эксперты не называют. Хотя и говорят о них, как о «существенных».
Эмиссии не избежать
Еще один способ опустить доходности по гособлигациям — построить полноценный вторичный рынок. С организованной площадкой, котировками и маркетмейкерами.
Совет Нацбанка уже официально предложил стать таким маркетмейкером правлению НБУ. Дал ему на это разрешение. Ведь профильным нацбанковским законом регулятору запрещается напрямую финансировать дефицит госбюджета — скупать у Минфина ОВГЗ на первичном рынке.
О вторичном рынке в законе речи не идет. То есть гособлигации изначально у эмитента (правительства) на аукционе могут купить первичные дилеры — банки. А затем их может перекупить НБУ. Чтобы все держать под контролем, лучше действовать через госбанки (Укрэксимбанк, Ощадбанк, Приватбанк, Укргазбанк).
Как только Нацбанк покупает гособлигации или что-либо в принципе (например, доллар на межбанке) — происходит эмиссия гривны. Это провоцирует девальвацию нацвалюты и рост инфляции.
На текущий момент Нацбанку принадлежит 39% всех облигаций Минфина, когда-либо выпускавшихся правительством — на 325 млрд грн из общего объема в 840 млрд грн.
Пока бюджет удается наполнять с небольшим дефицитом и есть надежда на МВФ, нацбанковцы могут продолжать отнекиваться от покупки новых выпусков ОВГЗ.
«Думаю, если переговоры с иностранными кредиторами зайдут в тупик, в процесс будут более активно включаться НБУ и госбанки», — считает Виктор Шулик.
Некоторые эксперты открыто говорят, что в случае продления карантина, у Нацбанка не будет выбора. Его вынудят финансировать дефицит госбюджета. Как это уже делает ФРС США и Европейский Центробанк. В противном случае, Верховная Рада может поменять закон о Национальном банке и сменить правление НБУ.
Вероятно, это понимают и сами нацбанковцы. Потому уже несколько раз заявили о своей готовности проводить масштабное рефинансирование банков. Официальной причиной для этого может послужить падение ликвидности банка либо же крупные кредитные проекты для поддержания экономики.
В банковских же кругах говорят, что крупное рефинансирование госбанков может быть проведено под покупку ОВГЗ. По сути, это то же финансирование дефицита госбюджета, только с перекладыванием рисков на балансы банков. При этом происходит та же эмиссия гривны, что в случае с покупкой гособлигаций самим Нацбанком.
Читайте также: Правительства 103 стран мира обратились к МВФ за помощью
Первый звоночек уже прозвучал. Набсовет Укрэксимбанк официально позволил правлению привлечь рефинансирование НБУ на 20 млрд грн. Тут же поползли слухи о том, что на эти средства будут куплены ОВГЗ.
Но «Минфину» в банке заявили, что деньги могут пойти на расширение кредитной программы для малого и среднего бизнеса «5-7-9%», а также на множество других кредитов, которые поддержат предприятия в непростое время.
Читайте также: Беспроцентные кредиты от правительства: как это будет работать
Одновременно с информацией о рефинансировании Укрэксимбанка появились аналогичные неофициальные сведения еще и об Укргазбанке. Якобы Укргазбанк скоро получит рефинансирование на 40 млрд грн для поддержания ликвидности, а также на покупку ОВГЗ.
От госбанка ждут помощи своему акционеру — правительству Украины. Без нее Кабмину будет крайне сложно, а может и невозможно, продлевать карантин, оставляя людей дома, а предприятия в — неработающем состоянии.
Ирина Тимофеева
Комментарии - 41
Перед НГ так вовремя подкинул 3лярда, так почему бы сейчас не помочь типовоюещемупротивнику.
Я не удивлюсь если опять порыщет в закромах и подкинет пару лярдов и объявит как очередную победу.
PS: гривні це теж борг, але борг НБУ, ті хто закликають друкувати гроші - закликають збільшувати борг НБУ.
у нас крупный заказ от госказначейства на полиэт. мешки под упаковку новых купюр.
При этом они большие, тоесть ранее нбу заказывал крупные партии на упаковку монет
Далее, ЕС немного денег дал, плюс если депутаты сделают обещанное, может и МВФ даст к июню, посмотрим.
«Это – общее условие. Поэтому выплата последнего, четвертого транша четвертой программы макро-финансовой помощи, которая была одобрена еще в сентябре 2018 года, равно как и второго транша сегодняшнего »экстренного макрофина« зависит от принятия парламентом так называемого »банковского« законопроекта в редакции, согласованной с МВФ», - уверен представитель Украины при ЕС." Так что любые макрофинпомощи возможны только после подписания меморандума с МВФ Иначе- никак
Як зазначається, в Кабміні очікують, що НБУ «профінансує» держбюджет на 60 млрд грн, але не через придбання держоблігацій, а через видачу п’ятирічних кредитів рефінансування для банків, які з допомогою цього ресурсу зможуть профінансувати деякі статті бюджетних витрат.
«З боку НБУ є розуміння, що все-таки потрібно зробити певне quantitative easing (кількісне пом`якшення - політика центробанків світу, які в кризу викуповують цінні папери, насичуючи ринки ліквідністю. - ред.), - зазначив високопоставлений співрозмовник видання в уряді. - При цьому ми не хочемо допускати безконтрольну емісію. Поки ми говоримо про те, щоб профінансувати еквівалент нашого стабфонду на 60 млрд грн».
«Ринкові умови» описані в постановах НБУ №29 і 30 від 17 березня, якими регулятор ввів інструмент п`ятирічного рефінансування банків. Мова не йде про цільові кредити, уточнює співрозмовник в Нацбанку. За фінансуванням може звернутися будь-який банк, якщо у нього буде все в порядку з заставами, то НБУ не буде докладно цікавитися подальшим призначенням коштів.
«Ми спеціально взяли рішення про довгостроковий рефін під інвестиційні проекти, - розповідав на одній з недавніх zoom-конференцій заступник голови НБУ Дмитро Сологуб. - Обсяги будуть залежати з одного боку - від потреб інфраструктури, з іншого - від розрахунків Нацбанку по кожному кейсу»
Чи можна вважати такий крок емісією гривні? Технічно будь-який рефінанс, який банки отримують від НБУ, - це емісія, зауважує головний економіст Dragon Capital Олена Білан, але є нюанси.
«В цілому це хороший варіант - держсектор отримує гроші не на соцвитрати, а на інфраструктурні проекти, які можуть дати ефект в майбутньому. Наприклад, Укравтодор може побудувати на них платні дороги, - каже Білан. - Питання в тому, чи буде уряд гарантувати зобов`язання держкомпанії. Якщо так - ризики неповернення лягають на держбюджет. Ні - ризики бере на себе банк».
«Цей НБУ точно не буде цього робити, - каже співрозмовник Liga.net в одній з фінансових держструктур. - Хіба що хтось інший - хто міг би прийти на їх місце».
С деньгами можно сделать не так много вещей: купить что-то, купить доллары, понести на депозит. В первых двух случаях их понесет на депозит кто-то другой. В любом случае деньги окажутся в банке.
Банки покупают облигации от безнадеги — вечный дефицит качественных заемщиков.
Что заставляет размещать избыток ликвидности а доходные, надежные и ликвидные ЦБ.
Как в США кстати)