Вчера 249 голосами парламент поддержал изменения в бюджет-2020. Правда, на все социальные программы, которые анонсировал Кабмин, денег все равно не хватит.
«Минус» деньги на субсидии ЖКХ, «плюс» — на пенсии
К тому же будут уменьшены расходы на субсидии ЖКХ, образование, региональное развитие и другие социальные статьи. Но затягивать пояса придется далеко не всем.
Кризис ударил по бюджету раньше вируса
У правительства были две весомые причины инициировать пересмотр бюджета. Во-первых, нужно сформировать Фонд борьбы с коронавирусом. А для этого – переписать распределение денег по расходным статьям. Во-вторых, пересмотреть доходы казны, которые уменьшатся из-за карантина и последующего за этим схлопывания экономики.
Хотя отредактировать бюджет стоило бы еще задолго до начала эпидемии. Поскольку бюджетные параметры уже давно перестали соответствовать реальным макропоказателям. Да и сам бюджет хронически не выполнялся.
Например, изначально бюджет-2020 верстался исходя из среднегодового роста потребительских цен на 5,5%. В действительности же по итогам марта годовая инфляция замедлилась до 2,3%. А от этого макропоказателя зависят поступления от основных бюджетообразующих налогов.
Читайте также: Регулятор объяснил, почему инфляция в марте замедлилась
Изначально неверное планирование уже привело к тому, что по итогам первого квартала, как свидетельствуют данные Госказначейства, бюджет был выполнен только на 88,4%.
В абсолютных цифрах бюджет не добрал около 27,6 млрд грн. А это почти половина от запланированного объема Фонда борьбы с коронавирусом.
Читайте также: Этот бюджет условно на 2-3 месяца. У президента обещают новый пересмотр после карантина
Мы снова начинаем жить в долг
Эпидемия и уже вырисовывающийся кризис только усилили разницу между реальностью и бюджетными планами. Поэтому правительство предложило пересчитать бюджет, исходя из новых макропоказателей.
Вместо роста ВВП на 3,7% теперь Кабмин ожидает падение на 3,9% при годовой инфляции 8,7% и безработице на уровне 9,4% вместо 8,1% от экономически активного населения.
Среднегодовой курс доллара снижен с 27 грн/$ до 29,5 грн/$. Доходы казны уменьшены на 11%, а расходы увеличились на 7%. При этом предельный объем дефицита вырос больше чем в три раза.
Но означает ли это, что бюджет стал сбалансированным и более приближенным к реальности? Безусловно, нет.
К примеру, в бюджете уже учтен кредит от МВФ, который пойдет на финансирование кассовых разрывов казны. Внешние заимствования увеличены на 131 млрд грн (до 265 млрд грн).
Но далеко не факт, что Украина получит эти деньги. Ведь пока неизвестно, сумеет ли Рада принять так называемый «антиколомойский» закон. Да и уже проголосованное открытие рынка земли еще может быть заблокировано. А именно от этих документов напрямую зависит судьба кредитного сотрудничества Украины с МВФ.
Читайте также: Дефолта не будет даже без сотрудничества с МВФ — министр финансов
Чтобы оценить всю серьезность проблем страны, достаточно сказать, что в нынешнем бюджете более 52% расходов будет профинансировано за счет заемных средств.
Читайте также: Два сценария для Украины: кредит МВФ или запуск печатного станка
Пенсионные выплаты под угрозой
Впрочем, увеличение бюджетного дефицита и наращивание долга – едва ли не единственная возможность оперативно среагировать на кризис и усилить социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке.
Прежде всего, это наши пенсионеры. Правительство уже озвучило свои планы для этой категории населения:
- выплата единовременного пособия в размере 1 тыс грн для пенсионеров, которые получают по состоянию на 1 апреля пенсию меньше 5 тысяч грн;
- с 1 апреля — ежемесячная выплата 500 грн для пенсионеров старше 80 лет, чья пенсия не превышает 9205 грн;
- с 1 мая - индексация пенсий на 11%.
Для этого дотация Пенсионному фонду увеличена на 30 млрд грн. Но этого объема может быть недостаточно.
Читайте также: Пенсии проиндексируют на 11%. В ПФУ сообщили когда
«Для того, чтобы обеспечить выплату пенсий, пересчитанных с учетом роста зарплат и инфляции, Пенсионному фонду придется каждый месяц дополнительно тратить около 2,2 млрд грн. Если выплаты начнут с мая, то до конца года общая сумма составит 17,6 млрд грн. Дальше. Пенсионеров старше 80-ти лет у нас примерно 1,8 млн. Соответственно, чтобы выплачивать им по 500 грн, нужно еще 8,1 млрд до конца года», — подсчитал для «Минфина» экс-министр социальной политики Андрей Рева.
Еще 10 млрд грн, по его словам, понадобится, чтобы выплатить по 1 тыс грн 10 млн наших пенсионеров. Таким образом, на все упомянутые программы Пенсионному фонду необходимо дополнительно 35,7 млрд грн бюджетных средств.
«В действительности же Пенсионному фонду может потребоваться гораздо больше. Ведь никто не считал, сколько фонд в этом году недоберет. Например, из-за отмены обязательной уплаты ЕСВ для ФОПов на период карантина. По моим подсчетам, дотация из бюджета должна составлять 40-45 миллиардов», — уточнил Андрей Рева.
Кому срезали финансирование
64,7 млрд грн. – в таком объеме окончательно утверждено финансирование Фонда борьбы с коронавирусом. Этот фонд должен действовать в течение объявленного из-за коронавируса карантина и еще 30 дней после его окончания.
Фонд должен финансировать довольно широкий спектр трат – от закупки медоборудования и лекарств, которые понадобится для лечения больных коронавирусом до бюджетной финпомощи фондам социального страхования, чьи расходы увеличатся из-за роста безработицы и оформления больничных.
Читайте также: Ольга Макогон: Увеличится потребность в персонале для производства
В расходы фонда включены и повышенные выплаты медработникам, непосредственно работающими с больными коронавирусом. Подробных расчетов, сколько в действительности необходимо денег на все упомянутые расходы, депутатам не представили.
Но, скорее всего, сумма финансирования Фонда взята с потолка. В противном случае не понятно, как правительство могло согласиться сильно порезать финансы Фонда: в первом варианте правок к бюджетному закону на него выделялось 97,1 млрд грн.
Фонд – не единственная статья, которая пошла под нож. На 8 млрд грн уменьшено финансирование коммунальных субсидий. У школ забрали 1 млрд грн. В целом финансирование образования и науки уменьшилось на треть.
Около 21 млрд грн срезали с финансирования городов и территориальных общин. Под нож пошли даже некоторые траты на медицину. Например, с 360 млн грн до 61 млн грн уменьшены расходы нп повышение квалификации врачей.
В приоритете силовики и судьи
Конечно, когда в бюджете зияет огромная дыра, всем приходится затягивать пояса. Однако это правило законодатели применили далеко не ко всем. И в некоторых случаях это было вполне оправдано.
Скажем, не тронуты 4 млрд грн дотаций аграриям. В последнее время АПК был главным драйвером роста. И сейчас крайне важно сохранить поддержку одной из немногих «живых» украинских отраслей.
72 млрд грн оставили для финансирования строительства и ремонта дорог. Развитие дорожного хозяйства также будет вытягивать экономику. Но есть решения, которые вызывают много вопросов.
Например, на 1 млрд грн увеличивается финансирование Государственной судебной администрации.
На 195 млн грн увеличивается финансирование МВД. Расходы на содержание аппарата ВР, секретариата КМУ и офиса президента уменьшены незначительно.
Показательна история с зарплатами чиновникам. Руководство страны уже давно говорило о необходимости уменьшить заоблачные зарплаты и премии руководителей госпредприятий и госкомпаний. И нынешнее плачевное состояние казны стало для этого прекрасным поводом.
Но антикризисный бюджет решил эту задачу довольно оригинально: зарплаты госслужащих будут ограничены 47 тыс грн в месяц. Но такое ограничение будет действовать только на время карантина.
Елена Иванова
Комментарии - 11
https://www.youtube.com/watch?v=GolRwwggwYY
Подписывайтесь на youtube-канал «Минфина» и оставляйте комментарии и вопросы под видео.