С 12 марта Украина на карантине. Закрылось большинство магазинов, развлекательные центры, на вынужденные каникулы ушел общественный транспорт. Зато звездный час настал для онлайн-сервисов, служб доставки и такси. «Минфин» узнал как изменилась их работа.
2 недели карантина: люди заказывают доставку консервов и отказываются от «здоровой» пищи
Что заказывают в магазинах
Вполне прогнозируемо, что больше всего заказов поступает на доставку еды и лекарств. В сервисе доставки Glovo говорят, что количество таких заказов выросло на 35%, а средний чек — на 25%.
Cейчас курьеры Glovo чаще всего везут заказчикам товары первой необходимости, крупы и консервы. Хотя остаются и заказы доставки еды из ресторанов: далеко не все готовы отказаться от своих привычных удовольствий.
«Джентльменский набор» в категории «Аптеки» — парацетамол, антисептические средства, защитные маски.
Фото: odessa.online
Генеральный директор сервиса доставки продуктов Zakaz.ua Андрей Курский говорит, что после объявления карантина количество заказов возросло на 80%. «Средний чек теперь больше на 15%, по сравнению с февралем, и составляет 1 866 грн. В прошлом году, наоборот, мартовский чек был меньше на 4%, чем в феврале», — добавляет он.
В Zakaz.ua подтверждают, что в топах заказов — крупы, мука, масло, молочная и мясная продукция, овощи, антисептики, та же туалетная бумага и бумажные полотенца. Каждую минуту в систему поступает один заказ.
Готовая еда: «две пиццы» — топ пожеланий
Впрочем, немало людей упорно отказываются готовить самостоятельно. А потому заказывают готовую еду. Pizza 33 и Суши 33 рассказывают, что на карантине спрос на их доставку повысился минимум на 30%. Самый популярный набор заказчика — две пиццы.
А вот в сервисе здорового питания Easy4Busy, наоборот, сократились заказы. СЕО компании Кирилл Кобылинский рассказывает, что у Easy4Busy есть два вида доставки: офисные комплексные обеды и индивидуальное сбалансированное питание.
Поскольку большинство компаний отправили сотрудников работать из дома, то спрос на обеды упал, а сбалансированное питание заказывают, как правило, только постоянные клиенты — около 20 человек.
Подобные сервисы сейчас активно ищут новые направления развития бизнеса. Кирилл Кобылинский говорит, что планирует запустить совместно с партнером новый проект — доставку суши.
Хотя здесь также нужно быть осторожным. Ведь шиковать большинство будет недолго. «Разве первую неделю, когда люди еще не осознают, что это кризис, или те слои населения, которые имеют финансовую подушку безопасности», — говорит Кирилл Кобылинский. Теперь, когда стало известно, что карантин — это надолго, люди начнут экономить.
Читайте также: Жесткий карантин. У большинства украинцев закончатся деньги через четыре недели (опрос)
Такси пока не почувствовали карантин
Остановка городского транспорта должна была бы существенно повысить спрос на услуги такси. Однако пока что этого не произошло. Об этом «Минфину» рассказали в пресс-службе онлайн-такси Bolt. Хотя там и добавляют, что готовы к увеличению заказов — количество такси увеличилось.
«Некоторые аптеки и магазины обращаются к нам и мы помогаем им доставлять заказы», — рассказывают в пресс-службе Bolt.
Фото: epravda.com.ua
В интернет-аптеках скупают лекарства от гриппа и спирт
Особенно востребованы сейчас интернет-аптеки, которые доставляют лекарства на дом. Основатель компании Farmax Иван Чеботаев утверждает, что спрос вырос примерно в 3−4 раза.
«Приоритет бизнеса онлайн. У нас есть 2 отделения, но используем их как центры сортировки и логистические хабы», — объясняет он.
В течение первой недели карантина в интернет-аптеке Farmax сделали 300 заказов на сумму 200 тыс. грн. Средний чек клиента составил 300−400 грн. Абсолютными лидерами оказались лекарства «Цитрамон-Дарница», спиртовой раствор «Септил» и медицинские маски.
Фото: farmax.com.ua
В сервисе поиска и доставки лекарств Liki24 рассказывают: чтобы справиться с повышенным спросом, нашли двух стратегических партнеров — Новую Почту и Укрпочту. «Жители отдаленных регионов смогут пользоваться бесплатной доставкой медикаментов в рамках наших совместных программ», — говорят в Liki24.
После первого случая COVID 2019 в Черновцах люди стали активно искать средства для поддержания гигиены рук: антисептики, спиртосодержащие салфетки и хлоргексидин. «Также каждый пятый поисковый запрос касался противовирусных препаратов и иммуномодуляторов», — делятся в сервисе.
По данным Liki24, медицинские препараты для профилактики и лечения гриппа, А и Б «Тамифлю» и «Арбидол» уже несколько недель нельзя найти ни в одной аптеке страны. Хотя врачи предупреждают, что коронавирус — это не обычный грипп и советуют не заниматься самолечением. Также сейчас нет шансов закупить спирт, глицерин и перекись водорода, которые описывают в рецептах самодельных антисептиков.
Не падает спрос и на медицинские маски. За несколько последних недель сервис Liki24 получал заявки на это средство защиты даже от оптовых покупателей. «Запрос на минимальное количество масок в одной партии составлял 100 тыс. штук, а максимальный — 1 млн», — рассказывают в Liki24.
Фото: apostrophe.ua
Деньги на цветы пока есть
Не только едой и лекарствами живут в самоизоляции украинцы. Оказалось, что на карантине не обойтись без цветов и вазонов. В интернет-магазине «Украфлора» рассказали, что спрос на их товары вырос ориентировочно на 70%. Очевидно, на карантине у людей появилось больше времени на хобби. И цветоводство — одно из них.
Средний чек остался почти без изменений. «Самая популярная категория — комнатные растения. Также набирает популярность наша новая услуга «Подписка на букеты», — говорят в «Украфлора».
Читайте также: Пять «нельзя» во время кризиса
Работа в условиях карантина
Все сервисы, которые еще остались работать, особое внимание уделяют безопасности.
Кроме фирменного рюкзака, курьер Glovo теперь должен иметь антисептик и защитную маску. Кроме того, контакт с клиентами максимально ограничен: заказ можно оставить под дверью, а провести расчеты без наличных.
Генеральный директор сервиса доставки продуктов Zakaz.ua Андрей Курский также говорит о дополнительных средствах защиты: «Кроме ведения журнала учета здоровья персонала, начали измерять температуру тела всех, кто выходит на смену, обеспечили всех сотрудников медицинскими масками, антисептическими средствами для дезинфекции рук и рабочих поверхностей».
Фото: nashemisto.dp.ua
В службе доставки Pizza 33 и Суши 33 рассказывают, что к привычным санитарным нормам добавились перчатки и маски как для поваров, так и для курьеров. «Наши сотрудники дезинфицируют руки и кухонные поверхности до и после приготовления каждого блюда. Блюда горячего приготовления проходят термическую обработку, соответственно, пища становится абсолютно безопасной», — успокаивают там.
Основатель компании Farmax Иван Чеботаев говорит, что компания ежедневно организовывает замеры температуры и выплачивает сотрудникам больничные при первых признаках простуды. «Раз в неделю проводим медицинский осмотр, но, поскольку у нас аптека, сотрудники и сами все понимают и максимально защищаются», — делится он.
Liki24 с началом карантина ввели бесконтактную доставку медикаментов. «У пользователя есть возможность собрать заказ на сайте, оплатить его карточкой и указать в комментариях, что желает получить заказ бесконтактно. Наш курьер привозит лекарства в удобное место и оставляет возле двери, предварительно позвонив и предупредив о доставке», — объясняют в сервисе доставки лекарств.
Новая Почта призывает клиентов пользоваться онлайн-услугами для оформления посылок и оплат, зонами самообслуживания и курьерской доставкой. «За время карантина количество регистраций в мобильном приложении компании увеличилось на 15%, а количество регистраций в личном кабинете на сайте — на 24%», — сообщают в пресс-службе Новой Почты.
Светлана Тартасюк
Комментарии - 10
# Сервис Glovo получил статус «единорога»
Каталонский стартап Глово за четыре года превратился в международную компанию с присутствием в десятках стран мира. Нормальный человек может в это поверить??? Может, если он не подготовлен экономически и радостно читает, слушает или смотрит западные СМИ… Кто же действительно стоит за такими компаниями как Глово, Уберитс, Убер, Тесла, Амазон, Фейсбук и т.д.? Ответ в скромном блоге Арсения Вексельберга.
https://www.owler.com/company/glovoapp
Для примера кассир в Ашан проходит 2-х недельный курс обучения и для него ещё дается памятка в 14 страниц в виде комиксов для усвоения материала.
> тем более в форс-мажорной ситуации.
именно в этой ситуации персонал надо было начинать набирать 2 недели назад.
С 17-го прекращение транспортного пассажирского сообщения внутри страны как дополнительная мера усиления карантина.