Президент компании Киевстар Александр Комаров рассказал «Минфину» о перспективах рынка телекома, достройке сети 4G, планах по внедрению 5G и мобильных финансах.
Александр Комаров: Мобильная связь дешевеет постоянно, но средний чек растет
— Какими будут главные тенденции в телекоме?
— Продолжится тренд роста потребления данных и объемов интернета. В 2019 году этот показатель вырос на 70%, в 2020 году мы прогнозируем рост больше 50%. Это – большой вызов для любого оператора.
Продолжится активная географическая экспансия. Она будет в том числе органическая, в темпах 2019 года, когда мы выросли с 60% до 74% покрытия населения.
Рост 2020 года будет подкреплен запуском LTE 900. Соответственно, ближайшие 2 года мы ждем изменения покрытия населения и взрывообразного роста потребления.
Также все операторы ищут возможности для развития бизнеса и новых услуг. Они хотят получить новые источники дохода, чтобы быть более релевантными для абонентов и предоставлять им услуги сверх телекома. У каждого оператора в этом свой путь. Мы развиваем мобильные финансы, большие данные, диджитал приложения.
— Какие из нетелеком услуг для вас наиболее прибыльные?
Все они занимают достаточно маленькую долю в структуре доходов операторов. Самый большой доход — это большие данные. Этот показатель за 2019 год вырос в три раза.
За счет развития автоматического управления клиентской базой, мы используем большие данные и видим, что через данные механизмы мы влияем на около 1% от нашего квартального дохода. Это уже достаточно большой показатель в разрезе Киевстар.
— Какой процент занимают big data в структуре доходов?
— У лучших операторов в регионе новые сервисы, включая большие данные, занимают до 5% в доходах, за счет того, что эти компании начали раньше заниматься развитием бизнеса. Для нас новые сервисы сейчас — около 1% дохода. Мы стремимся к тому, чтобы в наших доходах новые сервисы тоже достигли 5% — 7%.
Скромный показатель в 1% связан с тем, что Украина развивалась с определенным опозданием, так как современные стандарты передачи данных пришли к нам недавно. Нам потребовалось время, чтобы догнать мировой уровень. К следующему году мы решим эту задачу, соответственно, у нас появятся и ресурсы, и возможности отвлекаться от основного бизнеса на новые направления услуг. Так как с точки зрения инфраструктуры мы уже очень много построили, и построим еще.
Читайте также: MNP: От какого мобильного оператора ушло больше всего абонентов
— Будет ли дешеветь связь для абонентов?
— Мобильная связь за единицу потребления (минута, смс, мегабайт) дешевеет постоянно. Клиенты потребляют все больше интернет-услуг при очень высоком и стабильном количестве минут разговоров в месяц. С другой стороны, стоимость месячного чека сокращаться не будет, потому что идет бурный рост потребления интернет услуг. У нас он составляет 70% год к году. Следствием этого является рост доходов компании. Абоненты потребляют все больше, двигаются по линейке тарифных планов вверх. Соответственно, средний чек растет почти на 10- 15%% год к году.
— Сколько времени нужно для достройки сети 4G?
— Географическая экспансия завершится в течение 2 лет. К концу 2021 года доступ к 4G будет у почти 90% населения Украины, и в более 90% населенных пунктах.
— Как обстоят дела с сетью 5G, которую по инициативе прошлого президента Петра Порошенко операторы должны активно развивать в 2020 году?
— Предыдущий президент подписал достаточно амбициозный указ по внедрению 5G, который на сегодня сложно реализовать. В Украине пока что технология LTE находится на стадии строительства. Я сторонник того, чтобы построить LTE и подождать, когда сформируется рынок услуг для 5G. Пусть сначала 4G услуги придут к какой-то точке насыщения. Любой стандарт имеет свою емкость, и когда мы упремся в возможности LTE по емкости или по развитию клиентских сервисов, мы начнем развивать 5G.
— Какова, по вашей оценке, стоимость инвестиций в 5G?
— Стоимость любых лицензий определяется двумя факторами. Первый — емкость рынка. Она определяет, сколько операторы могут заплатить за лицензию. Второй — как государство планирует развивать технологию. Чем больше заплачено за лицензию, тем медленней будет развиваться технология. Безусловно, мы говорим о миллиардах гривен, но не о миллиардах долларов. В моём понимании, речь идет о горизонте в несколько лет, когда начнутся первые инвестиции в развитие 5G.
— Вы конкурируете с банками в финтехе?
— Нет. Будем называть вещи своими именами — банки слабы в финтехе. В Украине есть банки, среди них, безусловно очень прогрессивные, как monobank, и есть финтех в чистом виде — агрегаторы, платежные системы, терминальные сети, как iBox.
Мне кажется, что с банками в этой сфере мы не особенно конкурируем, потому что наш клиент — это underbank client, у которого в силу ситуативной истории или предубеждений нет банковских услуг. Например, у него нет карты, кроме дебетовой, но ему нужно сделать безналичный платеж. Для нас платеж с баланса — это практически безрисковая транзакция.
Мы будем развивать мобильные финансы, и считаем, что это интересно не просто с точки зрения дохода, а потому что клиент получает еще один удобный и нужный сервис из рук компании. В этом направлении мы можем дойти до миллиона пользователей, и даже с нулевым доходом я буду считать, что это хороший показатель.
— Какое место Киевстар занимает в структуре доходов материнской компании Veon?
— Мы делим 3 и 4 место с Алжиром. Киевстар дает более 10% доходов компании Veon.
— Вы в свое время делали интересные авторские интервью для YouTube. С кем бы вы сейчас сделали интервью?
— С Дмитрием Дубилетом.
Беседовала Маргарита Яковлева
Комментарии - 20
Рыночек порешает? Хрен там! Фактически он поделен двумя монополиями, а насквозь коррумпированное государство просто не мешает им наживаться.
У нас в 2012-14 годах уже была почти бесплатная связь.
БСки окупились уже раз 15, услуги те же, что и 10 лет назад.
Потом у операторов взыграла жадность, и начались игры с 3G (довльно полезная услуга).
Теперь связь дешевеет, а плата дорожает.
И они об этом открыто говорят, потому что триополия.
Да, тарифы — шлак, давно перешла на ''3моб''.
Там нет такого жлобства.
В итоге - MNP наше все)) уже и сам оператора сменил и родственников потихоньку перетягиваю)
Да и по качеству связи ужас… у себя дома тестировал всех операторов мобильной связи и только мой корпоративный Киевстар не работает. Несколько лет(!) обращаюсь с этой жалобой в компанию — даже никакого фидбека нет
Но при этом ты не можешь выбрать «платить только за минуты и СМС», тебе впихнут с пяток гигабайт интернета для кнопочной звонилки, чтобы абонплата была 75 грн, а не 40.
Я этим разбойникам уже год не плачу ни копейки, после того как они такой фокус провернули.
Це те, що відбувається на вітчизняному ринку мобільного зв'язку, а саме безсоромне висмоктування грошей з нещасних абонентів усіма доступними способами.
Вже нема можливості як раніше споживати бажаний об'єм обраної послуги за адекватну ціну. Зараз нав'язуються тільки «пакети» послуг. Якщо мені треба просто інколи подзвонити, то я обов'язково маю заплатити ще й за непотрібні смс, ммс,… і навіть телебачення! І платити треба не за спожиті хвилини, а одразу за місяць! А якщо я раптом наговорю більше, ніж об'єм в обраному пакеті, то з мене здеруть 3 шкури. А якщо у мене на балансі раптом не вистачило копійки на місячний пакет, то через декілька днів баланс дивним чином стане нульовим, навіть, якщо я не буду користуватись зв'язком!
Питання до керівника оператора зв'язку і до монопольного комітету — чому нема можливості обрати тариф, де можна платити лише за реально спожитий об'єм і лише за послугу, якою реально користуєшся?
Перейти на ''3моб''.