Законопроекты № 1209-1 і № 1210 разделили экспертную среду на два лагеря. Одни считают их законами о деофшоризации, другие уверены, что это диктаторские документы, принятие которых закончится для бизнеса налоговым террором.
Деофшоризация или демонизация: о спорных нормах законопроекта №1210
Законопроекты 1209-1 и 1210 – уже приняты в целом. Несмотря на это, скандалы вокруг 1210 не стихают. Группа депутатов зарегистрировали проект постановления об отмене решения о принятии документа. Одновременно они подали 2103 поправок. Теперь до рассмотрения проекта постановления в Раде, законопроект не сможет попасть на подпись к президенту.
Об основных противоречивых моментах законопроектов, а также о том, чего ожидать после их вступления в силу, «Минфину» рассказал глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Самые важные новшества
Законопроекты № 1209-1 і № 1210 вносят системные изменения в налоговое законодательство по нескольким направлениям.
Первый блок – BEPS и контролируемые иностранные компании (КИК). Он прописывает изменения, которые направлены на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций или недобросовестных налоговых практик.
Второй блок – изменения в администрировании налогообложения. Они расширяют права как налоговиков, так и налогоплательщиков.
Документ должен устранить большинство «багов», которые есть в Налоговом кодексе. Он вносит много изменений относительно взаимодействия плательщика и налогового органа и делает его более эффективным.
Третий блок – это реформа ответственности. В частности, вводится ответственность государства перед налогоплательщиком в виде конкретных штрафов и обязанности возмещения причинённого ущерба.
Кроме того, при рассмотрении налоговых нарушений появится такое понятие как «вина». Это значит, что налогоплательщика нельзя будет привлечь к ответственности за серьезное налоговое правонарушение, не доказав его вину.
Еще одно важное новшество – пересмотр штрафных санкций. Например, снизятся штрафы за несоблюдение законодательства при выписке налоговых накладных, более того, будет установлен их верхний лимит.
Четвертый блок – изменение ставок. Ставки, которые были немотивированно низкими, вырастут. Это касается акцизов и ренты.
- Установлено справедливое налогообложение для всех табачных и никотиносодержащих изделий.
- Увеличена до 11-12% ставка рентной платы на железную руду, теперь она привязана к индексу мировых цен.
- Выросла ставка на марганцевую руду — до 6,25%.
- Закон отменяет запрет на использование «производственного» метода амортизации при определении объекта налогообложения налогом на прибыль.
- Норматив для определения стоимости основных средств в налоговом учете увеличен до 20 тыс. грн.
- Увеличен до 40 млн грн размер дохода, с которого необходимо использовать разницы, корректирующие финансовой результат.
- Усовершенствован механизм налогообложения рентной платой на лесные ресурсы и радиочастотный ресурс и многое другое.
Еще мы убрали налоговые льготы, которые содержали коррупционный признак. Скажем, некоторым налогоплательщикам позволялось засчитывать акциз, уплаченный на газойль, в счет уплаты налога на прибыль. Это абсолютно неправильная льгота.
О ликвидации «схем»
Важно, что принятие законопроектов поможет перекрыть основные оптимизационные схемы крупных корпораций:
1.Вывод прибыли за границу без уплаты налога в Украине.
2.Получение пассивного дохода за границей без распределения этого дохода здесь.
3.Купля-продажа объектов недвижимого имущества и предприятий, которые находятся в Украине, через компании, зарегистрированные за границей.
4.Конструктивные дивиденды. Это когда лицо выводит заработок за границу под видом каких-либо платежей, например, роялти, оплаты за товары.
О BEPS, КИК и украинских реалиях
Закон вводит две ставки налогообложения по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Первая составит 9% — при распределении прибыли, вторая -18%, если прибыль распределяться не будет. Это обычная практика всех европейских стран.
В окончательной версии закона правила для КИК были существенно смягчены. А именно:
•освобождаются от налогообложения дискреционные трасты;
•уточнили принцип налогообложения прибыли КИК;
•иностранная компания будет считаться контролируемой, если доля резидента Украины в ее капитале 2021-2022 р. будет составлять 25%. Изначально этот показатель планировали установить в размере 10%.
•снижены штрафы. Уменьшен штраф за непредставление контролирующим лицом отчета по КИК с 1000 до 100 размеров прожиточного минимума; неотражение сведений о наличии КИК с 3000 мин з/п до 1000 прожиточных минимумов; несообщение контролирующим лицом о приобретении доли КИК штраф с 500 мин з/п до 300 прожиточных минимумов; непредставление или представление не в полном объеме контролирующей лицом документации ТЦУ по КИК – с 3000 мин з/п до 1000 прожиточного минимума;
•увеличено размер дохода по КИК, при котором КИК не облагается, с 1 млн евро до 2 млн евро;
•срок проверок по КИК ограничен 1 годом.
Что еще важно, мы до конца 2021 года дали возможность реструктуризировать свой бизнес и привести его в соответствие с нашим законодательством. Думаю, что этого времени будет достаточно. Хотя некоторые предлагали продлить срок до 2022 года. Но, с моей точки зрения, это слишком долго.
Читайте также: Даниил Гетманцев: Никто не полезет к вам под матрас считать деньги
О расширении прав налоговиков
На протяжении десятилетий у налоговой системы формировался крайне негативный имидж. Налоговая служба была демонизирована, и не без основания.
Но без сильной налоговой службы мы не сможем построить цивилизованное общество. Если посмотреть на полномочия налоговых органов в других странах, то они гораздо шире, чем в Украине. Конечно, надо работать над повышением профессионального уровня налоговой и очищением ее от коррупции. Усилия надо концентрировать именно на этом, а не лишать налоговою всех полномочий с надеждой, что налогоплательщики добровольно будут платить налоги. Это тупиковый путь развития для любой налоговой системы. К тому же, никаких сверхполномочий мы налоговой не даем.
О постоянных представительствах и налоговой
Все нормы законопроекта, регулирующие постоянное представительство, взяты из BEPS. Все они разработаны OECD и имплементированы более чем в 100 странах мира.
Речь идет о том, что нерезиденты, которые осуществляют деятельность на территории Украины и получают от нее доход, должны платить здесь налоги. Это не о каких-либо наших бизнесменах или об украинском бизнесе в принципе. Речь о тех, кто прячется за нерезидентами, осуществляя деятельность в Украине. Налоговая получит право проверить эту деятельность и взять на учет постоянное представительство с целью налогообложения. То есть выписать налоговое уведомление решение и проводить все административные действия. Но это только в том случае, если налогоплательщик нерезидент осуществляет свою деятельность на территории Украины без регистрации.
О персональной ответственности налогового органа
Законопроекты усовершенствуют механизм ответственности государства за противоправные налоговые уведомления-решения или действия контролирующего органа.
Плательщик может потребовать возместить ему ущерб, нанесенный вследствие таких противоправных действий. К примеру, если он докажет, что налоговый орган вынес незаконное решение, то самого факта признания такого решения незаконным будет достаточно, чтобы налогоплательщик получил гарантированную сатисфакцию в размере одной минимальной заработной платы, даже не доказывая размер ущерба. Или может его доказать и взыскать ущерб в полном объеме.
Кстати, мы оставили норму о том, что конкретный налоговик несет ответственность за содеянное нарушение. Сначала мы попытались ее убрать, поскольку она не работает. Но это вызвало много негодования. И мы решили ее оставить, раз людям от этого спокойнее.
Об увеличении лимитов для ФОПов
Депутаты проголосовали за поправку к законопроекту № 1210, которая предусматривает повышение годовых лимитов для физлиц-предпринимателей (ФОП). Вследствие, лимиты для ФОПов увеличились:
1-я группа — с 300 тыс. до 1 млн,
2-я группа — с 1,5 млн до 5 млн,
3-я группа — с 5 млн до 7 млн.
Увеличивать лимиты ФОПам нужно было, но в комплексе с нормами, направленными на противодействие уклонению от налогообложения крупным бизнесом с использованием единого налога. Поэтому считаю это решение половинчатым.
О сроках
Закон будет вступать в силу в три этапа.
- Введение концепции разумной экономической причины (деловой цели), изменения в правила трансфертного ценообразования, увеличение лимитов для физических лиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, штрафы по налоговым накладным, повышение стоимости основных средств — вступят в силу с дня, следующего за днем опубликования Закона.
- Изменения, которые касаются электронного кабинета — с 1 июля 2020 г.
- Концепция виновной ответственности, правила КИК, акциз на электронные сигареты, жидкости, сигариллы — с начала 2021 года.
Комментарии - 5
https://www.youtube.com/watch?v=ydiUHaN_C9c
Подписывайтесь на youtube-канал Минфина и оставляйте комментарии с вопросами под видео.
«Без сильной налоговой службы мы не сможем построить цивилизованное общество» — Даниил Гетманцев, президент Ассоциации налоговых советников, член Европейской ассоциации налоговых профессоров.
Интересно, а что бы сказал СБУшник, инспектор Гоструда или пожарник?