27 декабря 2019, 10:54 Читати українською

Контрольный вопрос. Зачем бизнесу знать своего клиента

Большинство компаний не слишком придирчиво проверяют своих контрагентов и клиентов. Как правило это делается только в тех случаях и границах, что определены законом. Однако более придирчивое отношение к контрагентам имеет практическую пользу для бизнеса.

Большинство компаний не слишком придирчиво проверяют своих контрагентов и клиентов.

О том каким образом современные компании проверяют тех, с кем работают, и как это лучше всего делать, «Минфину» рассказала менеджер по консультационным услугиам, отдела управления рисками KPMG в Украине Екатерина Сафроненко.

Международная практика

В деловом мире Европы и США начиная с нулевых появилась новая аббревиатура — KYC, что означает Know Your Customer или Know Your Client (знай своего клиента). В официальных документах это понятие появилось гораздо позже: только в 2016 году в США департамент Казначейства по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN ввел формальные требования KYC.

Толчком к этому решению стало усиление борьбы с международным терроризмом и преступно нажитыми активами. KYC обязывает организации идентифицировать личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию. Цель такой политики — лучше понимать клиента, мониторить финансовые транзакции, снижать риски клиентов, предотвращать взяточничество и коррупцию.

Сегодня эта практика является необходимостью, регулируемой на законодательном уровне, во многих странах. Однако в Украине процедура KYC является скорее исключением, чем правилом. Ее используют, в основном, регулируемые организации, в то время, как частный бизнес — в редких случаях, например, в рамках прединвестиционного расследования или же по запросу собственника или бенефициара.

В чем польза проверок

Между тем, использование принципа «знай своего клиента» стоит рассматривать куда шире – как дополнительную возможность развития бизнеса и построения репутации. Во-первых, наличие в компании эффективных процедур KYC свидетельствует о принципе компании вести бизнес легально в соответствии с мировыми стандартами и требованиями в отношение противодействия отмыванию денег и коррупции. Кроме того, если компания будет знать, что контрагент или покупатель ведет незаконную или неэтичную деятельность, то, маловероятно, станет подвергать свой бизнес возможным санкциям и репутационным рискам.

Во-вторых, идентификация клиента или контрагента позволяет лучше понимать его потребности, а значит, предлагать более кастомизированные решения и укреплять свои позиции на рынке. В – третьих, применение принципа KYC позволяет повысить доверие к бизнесу как со стороны текущих клиентов, так и потенциальных клиентов, а также выстроить более прочные отношения с возможными инвесторами и партнерами.

Депозиты со ставкой до 17,5% годовых и дополнительным бонусом от «Минфина»

По этим причинам, хотя процедура «знай своего клиента» в Украине регулируются законодательно только в отношении некоторых участников рынка (банков, финансовых учреждений), частному бизнесу также стоит рассматривать эти процедуры как важную часть бизнеса. Начать внедрение KYC можно с базовых контролей: идентификации контрагентов и покупателей, на предмет наличия статуса Politically Exposed Person (PEP), в санкционных списках, проверки своих операций (Know Your Transaction – KYT) и т.п.

Как проводить надзор

Вопрос о том, каким именно образом компании необходимо внедрять процедуру KYC – зависит от модели и традиций самой компании. Например, в одних компаниях предусмотрена должность комплаенс-офицера, который может отвечать за проверку контрагентов, в других — это зона деятельности юридического департамента. Но важно не кто контролирует, а как. Например, в своей практике работы с бизнесом я вижу, что украинские компании очень редко отслеживают осуществляемые платежи. Например, не направляются ли деньги субподрядчикам, которые находятся в санкционных или оффшорных странах – если товар уходит в одну страну, а платежи в другую. Наличные транзакции, запросы о сотрудничестве от компаний, которые находятся в так называемых money-laundering haven – все это должно вызывать у бизнеса желание проверить контрагента.

Можно ли быть уверенными в эффективности KYC, если процедура формально внедрена? Важно понимать, что кроме KYC, есть и другие процедуры, которые также являются частью противодействия отмывания денег и коррупции. К ним относятся надлежащая проверка клиента (CDD – Customer Due Diligence), знай клиента своего клиента (KYCC – Know Your Customer’s Customer), расширенная проверка благонадежности клиента (EDD – Enhanced Due Diligence).

Процедуры KYC и KYT компании можно проводить самостоятельно на разных этапах. Например, при принятии нового клиента/контрагента, на регулярной основе — каждые полгода топ-10 или 20 клиентов/контрагентов. Ежегодно — проверки изменений в статусе клиента/контрагента, а также, включать положения в договора с контрагентами о необходимости уведомлять об изменении бенефициарных собственников или состояния платежеспособности.

Если говорить о системах CDD или EDD, то такие проверки, все же, необходимо осуществлять, привлекая внешних консультантов с фокусом на анализ транзакций, для выявления нетипичных или подозрительных транзакций и отслеживания так называемых «красных флажков». На практике, такая проверка делается перед сделкой, получением финансирования или инвестирования и т.п.

Читайте такжеФинмониторинг. Какие операции будет контролировать государство

И напоследок, практика KYC, конечно, не упрощает жизнь бизнесу. Но она может стать серьезным импульсом для его развития. В деловой среде уже давно и безоговорочно работает простой и всем известный принцип: скажи мне кто твой клиента, и я скажу кто ты. И тогда вопрос, обойдется ли отсутствие KYC дешевле, чем плата за репутацию остается открытым.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама