12 ноября 2019, 11:49 Читати українською

Финмониторинг. Какие операции будет контролировать государство

В Верховной Раде ожидает второго чтения законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). По словам авторов документа, он может испортить жизнь «схемщикам», закрыв ряд законодательных пробелов.

В Верховной Раде ожидает второго чтения законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179).

Как нормы будут реализовываться на практике, повлияют ли они на работу финучреждений и граждан, «Минфину» рассказала руководитель юридической компании Группы HLP Вита Шкарапута.

Пороговая сумма контроля

Проект определяет, в каких случаях субъекты первичного финансового мониторинга — банки, страховщики, кредитные союзы и т. п. — должны сообщать Госфинмониторингу об операциях клиентов. Инициатива устанавливает, что пороговая сумма, о которой следует информировать, увеличится с нынешних 150 тыс грн. до 400 тыс грн.

Такое нововведение положительное для субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ), которые проводят многочисленные финансовые операции. Ведь финучреждения будут тратить меньше усилий и времени на «незначительные» суммы, а больше внимания уделять операциям со значительными суммами. Собственно, это и является целью проекта – «взять под надзор» финоперации крупного бизнеса.

Закрепление бенефициаров

Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.

В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.

Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.

Разобрались с терминами

Также проект вводит общепринятую терминологию, которая приведена в соответствие с международными нормами.

Так, Госфинмониторинг обращал внимание, что клиентами украинских банков все чаще становятся нерезиденты, организационно-правовая форма которых не определена украинским законодательством (например, трасты). Это приводит к трудностям установления их бенефициаров.

Трасты создаются с целью сохранения и приумножения активов их владельцев, а анонимность позволяет сохранить тайну происхождения средств. Очевидно, такие структуры могут быть привлеченными к схемам отмывания средств. Поэтому законодатель расширяет терминологию, предоставляя определения траста. Это позволит СПФМ более глубоко проверять своего клиента.

Действующая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» содержит много пробелов, которые приводят к неправильной или неточной интерпретации терминов. Поэтому проект прописывает такие определения как «банк-оболочка» и «существенное участие».

Благодаря этому СПФМ будут иметь удобную настольную книгу с единым консолидированным перечнем терминов.

Читайте также: НБУ выявил незаконные операции клиентов банков на 17 миллиардов

Важным положением проекта является внедрение риск-ориентированного подхода. Он заключается в проведении идентификации не только с формальной точки зрения, но и исходя из реальной необходимости выявления, оценки и понимания рисков отмывания доходов. Такой подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности СПФМ.

Комментарии - 28

+
0
yarg
yarg
12 ноября 2019, 14:53
#
«Важным положением проекта является внедрение риск-ориентированного подхода. Он заключается в проведении идентификации не только с формальной точки зрения, но и исходя из реальной необходимости»

очень интересно :)
+
0
Toxa David
Toxa David
12 ноября 2019, 14:58
#
Государственный финмониторинг с 400 тыс.грн - хорошо. А с какой суммы первичный финмониторинг клиента банком? В отзывах читал что клиент пополнял свой счет на 9 тыс.грн и попал на 15 дней финмониторинга банком.
+
0
yarg
yarg
12 ноября 2019, 15:40
#
С 400. Сейчас - со 150.
но это не мешает банку расследовать и более мелкие случаи.
+
0
Toxa David
Toxa David
12 ноября 2019, 15:51
#
В том то и дело что это мешает клиенту банка. Приходится носить бумаги, выписки, договора, справки и ждать ответа 15 дней из за каких то 9тыс.грн.
+
0
yarg
yarg
12 ноября 2019, 15:52
#
Видимо были серьезные подозрения.
+
0
Toxa David
Toxa David
12 ноября 2019, 16:02
#
https://minfin.com.ua/company/monobank/review/132033/
Клиент: следующая ситуация на карте тыща с чемто.пополняю на 9000 в терминале.пишет незачислено окончательно приходит на почту письмо-подтвердить законность денег.и началось…
Ответ банка: Поверьте, мы сами не любим бюрократию, при этом по требованию НБУ банки проверяют абсолютно все платежи, которые зачисляются на счета клиентам. Для проверки и анализа документов, необходимо, чтобы они были хорошего качества. Мы стараемся как можно скорее проверять предоставленную вами информации. Проверьте, пожалуйста, ваш емейл, отправили вам информацию касательно данной проверки.
+
+13
yarg
yarg
12 ноября 2019, 16:13
#
Никто 9000 не проверяет. Видимо были подозрения.
где работал клиент ?от кого получал деньги ? кому платил ? сколько ?

повторюсь - ни один банк не смотрит мусор в 9000 просто так - это очень трудоемко. А вот ловить дропов и т.п. - совсем другое дело.
+
0
Toxa David
Toxa David
12 ноября 2019, 16:26
#
Может клиент и наврал но хотелось бы ограничить сумму первичного мониторинга банка суммой например в 50 тыс. грн. законодательно.
+
+17
SAndreyS
SAndreyS
12 ноября 2019, 17:34
#
А если человек наркотой торгует, а плата мелкими сумма на карточку заходит? Не трогать таких?
А если идет разбивка взятки или еще чего-то незаконного на 10-100 и больше мелких операций?
Если установить какую-то минимальную сумму проверки, то это значит, что сразу начнут разбивать большую сумму на мелкие, в лимите.
+
0
yarg
yarg
12 ноября 2019, 17:41
#
Не получится. разбиение начнется . ...прочие шалости.
+
+2
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 9:08
#
«А если человек наркотой торгует» — а если полицию зря не кормить, не дело банка бороться с наркоторговцами распространителями. Хочу видеть взятку в 200 тыс.долл. разбитую по 50 тыс грн и официально перекинутую на карточку взяточника в банк.
+
0
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 9:08
#
Ну так можно и лимит установить в неделю или месяц.
+
+2
SAndreyS
SAndreyS
13 ноября 2019, 9:35
#
Toxa David, полиция ловить должна, вопросов нет. А пользование деньгами от этого пресекать не нужно? Вообще-то - это не Украина придумала и не НБУ, есть международные правила, по которым банки должны выявлять операции с коррупционными, преступными деньгами и не допускать их.
Взятка в 200 тыс. долл. по 50 тыс. грн - это конечно не 5-ти минут дело, но собственно не очень сложно, всего 100 операций. В Украине есть целые сети, которые такими вещами занимаются без проблем. Я лично встречал такие операции, стоит человек и вносит час и 2 или снимает с банкомата. И таких очень много ходило.
+
+2
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 10:12
#
Можно отслеживать разовая это операция (50тыс. на счет) или регулярная (50 тыс через каждые 15 мин в течении дня) и только если регулярные (5-10 операций в день) блокировать и просить подтверждении законности. Можно также уменьшить лимит для отслеживания до 10тыс грн. Тут ведь не сумме дело а в регулярности переводов (не касается сумм выше 150тыс грн.).
+
0
SAndreyS
SAndreyS
13 ноября 2019, 10:28
#
Toxa David, можно, вот только вы выступаете получается, за четко прописанный механизм, т.е. «условно» 15 операций по 10 тыс. грн. не мониторить, а 16 уже мониторить, то есть вы за жесткое прописывание, вот только оно как раз невозможно, потому что даже 140 тыс. грн. переброска на карточку безработному студенту - это рисковая операция, банк на второй раз уже может и должен запросить подтверждение законности получения средств.
Полностью и жестко прописать все случаи не получится, вместо этого применяется: принцип знай своего клиента и риск ориентированный подход. 
Банк изучает клиента, его операции и финансовое состояние, и если видит несоответствие операций, может запросить подтверждение на любую сумму.
+
0
yarg
yarg
13 ноября 2019, 10:29
#
«не дело банка бороться с наркоторговцами» - государство думает иначе.

«Хочу видеть взятку в 200 тыс.долл. разбитую по 50 тыс грн и официально перекинутую на карточку взяточника в банк.» - элементарно. О существовании «дропов» знаете ? это такие специальные ребята , на имя которых открывают карточки , чтобы мелкими суммами такие взятки обналичивать.
+
0
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 11:41
#
Не путайте здесь обратный процесс не обналичивание, а пополнение банковского счета открытого на конкретное лицо и у которого всегда можно спросить: Откуда дровишки? И кто при таких условиях взятку (незаконное обогащение) светить будет?
Сапожник может и пироги печь а пирожник и сапоги шить по этому у нас в государстве все так через Ж.
+
+2
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 11:51
#
Да за четко прописанный (разумный) механизм 2 операции вдень по 10тыс. — не мониторить а а 3 операции в день по 10тыс. — мониторить. И лишить банки возможности блокировать счета клиентов на неопределенное время из за смешных сумм (до 10тыс.грн в день) (на такие суммы ни наркотики ни оружие ни атомные бомбы партиями не продают).
+
0
SAndreyS
SAndreyS
13 ноября 2019, 12:11
#
Toxa David, считаем 20 в день = 600 тыс. в месяц или 7,2 млн. в год. Немалые суммы например для наркоты.
Еще раз суть финмониторинга - это выявлять операции с грязными деньгами. 
А для этого нужно знать клиента, подумайте у нас десятки тысяч студентов, у которых кроме стипендии и немного помощи родителей (обычно кэшем) ничего нет, а то и стипендии нет. И вот такому товарищу начинает заходить по 20к мелкими суммами.
20 к на 1000 человек = 20 000 000 в день = 600 000 000 в мес = 7,2 млрд. в год.
Неужели это неважно? Можно не трогать?
+
0
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 13:01
#
Смотрим выше Toxa David 13 ноября 2019, 10:12
 «Тут ведь не сумме дело а в регулярности переводов (не касается сумм выше 150тыс грн.)».
"20 к на 1000 человек = 20 000 000 в день" - Киевский национальный университет культуры и искусств имени Поплавского имеете в виду?
+
0
shket
shket
13 ноября 2019, 7:04
#
Новая банкнота в 1000 гривен поможет решить проблемы с финмоном.
+
+17
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 10:21
#
Проблемы с финмонитором помогают решить слитки золота весом в 100грамм плотно упакованные в дипломат.
+
+15
yarg
yarg
13 ноября 2019, 10:30
#
Вы уверены ? ну попробуйте потом поменять эти слитки на деньги.....
+
+2
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 11:33
#
Слитки золота не менять надо на бумажки, а зарывать в землю (клад) или отливать золотой унитаз.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
13 ноября 2019, 11:37
#
И зачем оно?
+
0
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 11:56
#
Зачем золотой унитаз — спросите у януковича, зачем золото в слитках — как гарант финансовой стабильности на долгие и долгие года.
+
+2
SAndreyS
SAndreyS
13 ноября 2019, 12:06
#
Гарант стабильности - это все хорошо, но и каждый день хочется где-то комфортно жить, на чем-то комфортном летать и ездить...
И это все покупается за деньги через банки и счета.
+
+2
Toxa David
Toxa David
13 ноября 2019, 12:54
#
Я так думаю что у чиновника который берет взятки все это уже есть (и где жить, и на чем ездить, и возможно даже на чем комфортно летать).
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама