Развитие ІТ-сферы формирует имидж страны и значительно влияет на ее экономику. Заместитель директора Европейской бизнес ассоциации Светлана Михайловская, поделилась с «НВ» мнением о налогах и льготных условиях для ІТ. «Минфин» выбрал главное.
Стратегия развития ІТ: международная практика
Спрос на инновационные услуги растет из года в год, поэтому индустрия имеет огромный потенциал. По статистике ІТ-сектор в 2018 году составил 4% ВВП страны, 2 млрд долларов экспорта. Если сравнить с прошлым годом, то это прирост на 283 млн долларов.
Информационные технологии создают новые рабочие места, новые решения и программные продукты для других индустрий, привлекают иностранных инвесторов, способствуют сотрудничеству с другими странами и увеличивают приток валюты в Украину.
В информационном пространстве активно обсуждается вопрос налогообложения ІТ-индустрии. Государство обвиняют в чрезмерной поддержке данного сектора, а ІТ-специалистов — в уклонении от уплаты налогов.
На самом деле изменение налоговых ставок необходимо для конкурентоспособности на международной арене. Трудовые отношения давно устаревшего КЗоТ невозможно применить к специфике развития информационных технологий. Сознательный бизнес использует альтернативу — ФОП 3 группы.
Группа упрощенного налогообложения не просто уменьшает налоговые выплаты, но и обеспечивает ежегодный рост на 5-10%. Комитет Европейской бизнес ассоциации отмечает легальность, прозрачность и удобство использования этого механизма IT-индустрией .
Упрощенная система налогообложения — ФОП 3 группы — стала движущей силой развития информационных технологий в Украине. Она создавалась не как льгота для отдельной индустрии, тем более ІТ. Она стала инновационным решением и переходом к новым трудовым отношениям.
Подробнее о условиях налогообложения ФОП 3 группы здесь.
Сейчас сотрудников ІТ-бизнеса часто считают злостными неплательщиками налогов и субъектами без социальной ответственности. Но ставка налогообложения в 5% является залогом увеличения высокотехнологичного ВВП и экономики «в смартфоне». Так как развитие и поддержка информационных технологий скрывает за собой большой потенциал.
Нужно отдать должное предсказуемости и стабильности налоговой среды, которая является важным фактором роста. К примеру, 70-80% расходов ІТ-компаний идет на оплату труда. А новое налогообложение дает возможность ІТ-специалистам вести одновременно несколько проектов, что критично для индустрии.
«Нам необходимо формировать собственную стратегию развития ІТ-индустрии, длительно, стратегически и продуманно — лет на 10 вперед. И здесь речь должна идти не о снижении налогов, а о комплексе мер».
Украина имеет шанс стать инновационно-цифровым государством. Наши специалисты очень ценятся во все странах. Благодаря высокому уровню экспертизы, хорошему знанию английского языка и невысокой стоимости услуг.
Международные кейсы стимулирования ІТ
Индия
Ярким примером эффективного взаимодействия государства с ІТ-сектором есть Индия. Она сейчас лидирует среди стран с лучшими условиями для ІТ-разработок. Сейчас правительство Индии обсуждает с индустрией новый пакет льгот на 5−10 лет. Главная задача — развитие стартапов и R&D.
Специальные льготные условия предусматривают, что компании-экспортеры услуг первые 5 лет не платят налог на прибыль и собственность, а 10 лет — налог с продаж. Следующие 5 лет выплачивается только половина налога на прибыль с возможностью продления льготы еще на 5 лет. Кроме этого, ІТ-компании пользуются электроэнергией по заниженным тарифам.
Великобритания
Великобритания известна своим креативным подходом к развитию экономики. Государство возмещает расходы и сокращает налоговые нагрузки. Например, разработчикам компьютерных и мобильных игр возвращают 20% затрат.
США
США имеют жесткую налоговую систему. Но некоторые штаты используют долгосрочные налоговые кредиты для компаний или стартапов. В Луизиане предлагают налоговые кредиты в размере 25% на расходы компаний и 35% на рабочую силу для программных разработчиков. Для игровой индустрии похожие условия существуют в штатах Мэн и Нью-Мексико.
Япония
Япония предлагает ІТ-компаниям беспроцентный налоговый кредит. Его размеры зависят от размера компании и сроков. Они могут составлять от 6% до 30% для компаний, занимающихся R&D.
Румыния
Власть Румынии утвердила для работников налог со всеми социальными взносами в размере 32,5%. При этом румынские ІТ-специалисты освобождаются от налогов при условии, что годовой оборот компании превышает 100 тыс. долларов. С 2015 года это актуально и для стартапов.
Армения
Льготное налогообложение в Армении на протяжении 2018 года получило 360 ІТ-стартапов. Для реализованных стартапов налог на прибыль составил 0% (вместо 20%), а НДФЛ для разработчиков уменьшили до 10% (вместо 23−36%).
Белоруссия
Правительство Белоруссии в 2005 году приняло Декрет о льготном налогообложении софтверных и технологических компаний. Это ознаменовало эпоху так называемого «Парка высоких технологий». Компании, как результат, получили перечень преференций. В частности, освобождение от НДС при условии импорта компьютерной техники, снятие налога на прибыль и недвижимость, освобождение от земельного налога.
Казахстан
Похожая ситуация в Казахстане. Государство создало специальную экономическую зону — «Парк инновационных технологий». Она предусматривает 0% ставки для корпоративного и социального налога, аренды земельных участков, налога на собственность и землю.
Грузия
Грузинская практика состояла в создании оффшорной зоны для ІТ-компаний. Государство провело виртуальную регистрацию компаний, которые занимаются экспортом услуг и решений в сфере информационных технологий. Им гарантировали освобождение от налога на прибыль и НДС. Только при выплате дивидендов компанией выплачивается 5% в пользу государства.
Таким образом налоговые преференции сейчас — эффективная практика.
Информационные технологии ведут конкуренцию с классической промышленностью. Государство получает доходы не только от продажи нефти и газа, но и от инновационных решений и продуктов. А также ІТ успешно интегрируются в любую индустрию от банковского до аграрного сектора.
Украина может стать активным игроком международной ІТ-арены.
Украинский фонд стартапов — лишь первый шаг. Стоит работать над реформированием ІТ-образования, изменять устаревший КЗоТ, поощрять и поддерживать индустрию. ІТ-бизнес готов к совместной работе и выработке четкого видения развития сектора.
Комментарии - 18
Andrey M
16 августа 2019, 12:47
#
Скільки сплачує ІТшник при його доході в еквіваленті 3 тис у.е.?
Я вам скажу, він сплачує ЕСВ з мін ЗП + единий податок, тобто його прямі фіскальні витрати майже в 10 разів менше від звичайного найманого працівника, яким більшість наших ФОПів ІТ фактично і є!
а чем ИТ-шник отличается от работяги в «гарячем» цехе(шахте) и почемпу не должен платить те же налоги, что и штатный сотрудник?
А еще тем, что ИТ-шнику не составляет труда собрать манатки и уехать туда, где государство понимает, что лучше иметь 100 ИТ-шников, чем 10000 работяг в горячем цехе.
Уедет айтишник за границу - страна может лишиться валютной выручки тысяч 50 дол в год.
Уедет шахтер за границу - ничего не изменится, шахта ничего не потеряет.
Господи, какая чушь. А вот те ФОПы, которые тут активно обсуждаются, наверное договоры заключают вместо трудового не с местной фирмой, а «напрямую получают доллары на карту».
Не говоря уж о том, что айтишники-аутсорсеры не создают никакого прибавочного продукта (потому что он создаётся за бугром), а фермеры и металлурги создают. А ещё фермеры и металлурги создают огромное количество смежных производств.
Логика на грани фантастики: айтишники спрос создают, а металлурги не создают. Чего это?
Новая модель предполагает увеличение отчислений с 5% до 11.5% от оборота, увеличение ЕСВ от 1 МЗП до 2 МЗП и увеличение количества налогов, которые нужно администрировать, с 2 до 4.
Как это вообще может называться «улучшением» для IT отрасли?
Причём тут КЗоТ ,если ФОП и работодатель - оба есть субъекты хозяйствования, отношения которых регулирует «ГОСПОДАРСЬКИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ» ?
ФОП имеет признаки ЮРлица и является субъектом хозяйствования, и поэтому какие-то изменения если и требуются — то в «ГОСПОДАРСЬКИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ», регулирующий отношения между ЮРлицами(субъектами хозяйствования), а не в «Кодекс законів про працю України», которым регулируются трудовые отношения между ФИЗлицами(наёмными работниками) и ЮРлицами(работодателями).
Об этом здесь https://minfin.com.ua/blogs/igor68/120046/
В 90% их сотрудники оформлены как ФОП, который платит есв с минималки.
Их проверять нужно в первую очередь, а не льготы им выдумывать.
на большинстве галер сотрудники оформлены не как работники, которые должны платить ндфл со своей зарплаты плюс работодатель есв, а как фопы на минимальной зп.
Індія. Головне завдання — розвиток стартапів і R&D. А це явно не наш аутсорс
Вірменія. Пільгове оподаткування ІТ-стартапів, а не аутсорс компаній
«Спрощена система оподаткування — ФОП 3 групи — стала рушійною силою розвитку інформаційних технологій в Україні.»
Серйозно? Тобто, якщо б ІТ-шники платили податки так, як звичайні громадяни, то розвитку ІТ-сфери в Україні не було б? Ви вірите в це? я ні.
«Але ставка оподаткування до 5% є запорукою збільшення високотехнологічного ВВП і економіки «в смартфоні».»
Гра слів у звя'зку із тим, що діюча влада почала говорити про державу в смартфоні. Яке відношення мають до цього наші аусорсери, які працюють на іноземців і їхні продукти? Є багато інших сфер, які не менше впливають на збільшення ВВП.
«Оскільки розвиток і підтримка інформаційних технологій приховує за собою великий потенціал.»
Для іноземних компаній
То чим кращий працівник сфери ІТ, від працівника будь-якої іншої сфери? Не бачу жодних причин, щоб вони мали платити менші податки, ніж працівники інших сфер