Встроенные в панель приборов платежные сервисы позволят расплатиться за топливо, найти паркоместо и заказать продукты, не выходя из машины.
Новейшие технологии в помощь водителю
Редакция PaySpace Magazine изучила новейшие платежные сервисы и технологии, которыми оснащены современные автомобили, а также их преимущества для водителей. «Минфин» публикует сокращенную версию обзора.
По данным исследования Digital Drive Report 2019, 73% из 135 млн американских водителей используют различные веб-сервисы — особенно во время ожидания в пробках. Привычка водителей постоянно быть онлайн открывает новые возможности для бизнеса. Согласно исследованию, внедрение платежных технологий в автомобили позволит частным компаниям заработать $230 млрд, а водителям — провести время в заторах с пользой.
На данный момент панель приборов автомобиля для оплаты товаров и услуг в США используют 16,7% водителей. Большинство из них (56,3%) предпочитают оплачивать покупки с помощью смартфонов, используя Google Pay или Apple Pay, либо же банковскими картами через приложения. Между тем, примеры использования платежного функционала в авто уже есть — правда, пока только на зарубежных рынках и только для определенных моделей.
Оплата топлива на АЗС
Возможность платить за топливо без использования карты или телефона порадует многих водителей. Запросить требуемое количество бензина, проконтролировать сумму платежа и подтвердить транзакцию можно будет нажатием кнопки или голосовой командой.
Крупный производитель автомобилей Jaguar еще в феврале 2017 года представил собственное платежное решение для авто. В частности, компания разработала систему с сенсорным управлением для оплаты бензина через платежное приложение сети автозаправочных станций Shell. Новый сервис пока доступен только британским водителям, но Jaguar намерен запустить его по всему миру. Правда, воспользоваться им смогут лишь владельцы моделей Jaguar XE, XF и F-PACE.
Для того, чтобы оплатить бензин, нужно запустить приложение Shell на панели приборов авто. Система проинформирует водителя об его дальнейших действия, - например, предложит маршрут к ближайшей автозаправке Shell. На АЗС надо будет выбрать на экране панели приборов номер колонки и пистолета, а также необходимый объем бензина. Расплатиться можно с помощью PayPal или Apple Pay, также Jaguar обещал добавить поддержку Android Pay. Квитанция об оплате отправляется на электронную почту водителя и отображается на экране.
В этом году компания Jaguar Land Rover представила внедренный в панель приборов цифровой кошелек, с помощью которого можно зарабатывать криптовалюту. Чтобы получать виртуальные деньги, автомобилисту нужно будет оповещать систему о ситуации на дорогах — пробках, ямах и пр. Данные о состоянии дорог будут поступать провайдерам навигационных услуг и местным властям. А заработанную криптовалюту можно будет использовать, например, на зарядку электромобиля. Сервис пока находится на этапе тестирования.
В апреле прошлого года Chevrolet и Shell тоже представили сервис оплаты топлива через панель приборов с названием Pay&Save. Платежный сервис работает на базе торговой платформы Marketplace: ее также можно использовать для заказа продуктов в супермаркетах, бронирования столиков в ресторанах, номеров в гостиницах, поиска свободных парковочных мест. Водители смогут платить за топливо на заправочных станциях Shell через сенсорный экран, встроенный в салоне автомобиля.
Платформу Marketplace можно установить на модели Chevrolet 2017MY и более новые автомобили Chevrolet. Пользоваться ею можно пока только в США, но автопроизводитель намерен внедрить ее и на других рынках. Кроме того, в мае 2018 года свои планы по внедрению платежей в автомобиль озвучили Hyundai и Xevo. Система будет работать по такому же принципу, как в примерах, представленных выше.
Оплата парковки
Поиск и оплата паркоместа в большом городе — испытание для водителей. Поэтому возможность платить через панель приборов существенно облегчит жизнь многим автовладельцам. Правда, для этого нужно будет найти парковочную станцию, оборудованную инновационными системами на базе технологий Интернета вещей (IoT). Такая парковка будет передавать информацию о наличии свободных мест на цифровую панель приборов авто с помощью технологии обновления по воздуху (OTA). Водитель сможет зарезервировать подходящее ему место, а деньги за него спишутся автоматически, когда он покинет автостоянку.
Преимущества смарт-парковок*
- Снижение заторов: ожидается уменьшение объема трафика в среднем на 8%.
- Снижение уровня загрязнения воздуха: сокращение на 30% количества метров/километров в поисках места для парковки.
- Экономия времени: сокращение на 43% времени, потраченного на поиск парковочного места.
- Увеличение доходов: повышение ежемесячной прибыли на $97,30 за парковочное смарт-место.
*по данным исследования GSMA
Такие предприятия как Nokia, Hertz и Concur планируют использовать для автомобилей, парковок и АЗС решение SAP. Система работает на базе Nokia IMPACT IoT Platform — площадки для управления подключенными объектами. Новый сервис должен повысить качество обслуживания клиентов компании Hertz, которая предоставляет услугу проката автомобилей. С помощью этой системы можно будет оплачивать парковку и топливо онлайн через панель приборов.
Оплата техобслуживания автомобиля
Техобслуживание автомобиля — один из самых перспективных вариантов использования IoT в автопромышленности. Анализируя данные в режиме реального времени, специализированные диагностические системы будут сигнализировать водителю о возможных неисправностях транспортного средства через панель приборов. Которая затем поможет найти ближайший автоцентр для своевременного осмотра или ремонта.
Fiat Chrysler недавно представил сервис Uconnect Market Commerce для автомобилей Chrysler, Dodge, Jeep и Ram модельного ряда 2019 и 2020 годов. Эту платформу можно использовать для оплаты топлива, парковки и заказа еды. Кроме того, с ее помощью можно забронировать дату для техобслуживания.
Стоит отметить, что автоматизированные платежи за ремонт станут актуальными для беспилотных автомобилей. Автономное транспортное средство (с разрешения его владельца) может быть заранее запрограммировано на отправку на техобслуживание. После проведения всех диагностических работ система самостоятельно спишет средства за диагностику или ремонт, а владелец машины получить счет-фактуру в цифровом виде.
Оплата продуктов в супермаркете и заказ еды в ресторанах
Подобные решения от продуктовых ритейлеров имеют много преимуществ для водителей или пассажиров авто. Например, они могли бы надиктовать список необходимых продуктов голосовой командой и отправить его в магазин через панель авто. И таким же способом оплатить заказ. После этого, водителю нужно лишь приехать в магазин, чтобы забрать товары.
В начале этого года компания Honda представила систему Honda Dream Drive, концепт которой был показан еще в 2017 году. Новая система японского производителя объединяет мультимедийные функции авто в единую платформу. Водителю предлагается широкий набор услуг: заказ столиков в ресторане и продуктов в супермаркете, доставка еды, билетов в кино. Расплатиться за них можно через бортовую платежную систему, разработанную Honda вместе с компаниями Visa и Connected Travel. Автопроизводитель также наладил партнерские отношения с Atom Tickets, Chevron, Phillips 66, GrubHub и расширил количество платежных партнеров, подключив Mastercard и PayPal.
Владельцы подключенных автомобилей могут заказывать пиццу через панель приборов в популярной сети пиццерий Domino’s. Водителю нужно загрузить сервис AnyWare от Domino’s, а после делать заказы через сенсорный дисплей машины. Платформой от сети пиццерий вначале смогут воспользоваться владельцы моделей автомобилей GM и Hyundai.
Другие инновационные решения
В сентябре 2018 года американская компания Amazon объявила о планах выпустить Echo Auto, которое будет проводником для голосового помощника Alexa. Echo Auto оснащен несколькими микрофонами и подключается одновременно к интерактивной системе автомобиля и смартфону пользователя. Таким образом водитель или пассажиры смогут взаимодействовать с Alexa со своего телефона, а обратную связь получать через акустическую систему авто. Представители Amazon заявили, что компания ведет переговоры с рядом автопроизводителей, включая Ford, BMW и Toyota.
Фирма Harman, купленная Samsung в 2017 году, представила свою платформу Harman Ignite 3.0, которая интегрирована с цифровым кошельком Samsung Pay. Система поддерживает платформу Samsung SmartThing: с ее помощью из салона автомобиля
можно управлять подключенными смарт-устройствами — системой домашней безопасности, дверью гаража и т.п.
К разработке платежных сервисов для автомобилей подключилось и подразделение китайского гиганта электронной коммерции Alibaba — AutoNavi. Ее партнером в этом направлении будет компания Honda.
Ряд платежных решения для автомобильной индустрии предлагал IBM: в частности, американская корпорация анонсировала партнерство со швейцарским банком UBS и производителем запчастей ZF. Они планируют разработать платежную систему для автомобилей на базе блокчейна. Новый сервис должен быть представлен в формате цифрового кошелька Car eWallet.
Комментарии - 3
Если водитель указал колонку, всё остальное (выбор топлива, оплата) должны делаться автоматически требуя от водителя лишь подтверждения операции оплаты.
По хорошему и выбор колонки должен быть автоматизирован с помощью NFC: вставил пистолет в горловину и автомобиль уже «знает» какая это колонка и какое это топливо. Заодно тут можно встроить проверку на правильный тип топлива чтобы избежать заправки бензинового авто дизелем и наоборот: автомобиль просто не даст колонке команду заправляться и отклонит все попытки водителя заплатить выводя сообщение об ошибке выбора топлива.
В идеале я вижу эту процедуру так:
* водитель подъехав в колонке указывает необходимое ему количество литров или вариант «до полного»
* затем выходит и вставляет пистолет в горловину
* после чего автомобиль проверяет что пистолет соответствует типу допустимого топлива (бензин/дизель, допустимое октановое/цетановое число с учётом пожеланий водителя)
* если всё ОК автомобиль (к примеру звуковым сигналом) или колонка выводят сообщение о том что можно заправляться, водитель подтверждает оплату нажанием кнопки бредка ДУ автомобиля или наоборот нажанием кнопки на колонке
Всё просто, никаких беганий по меню и многократных выборов одного и того же: если мне всегда нужен 95-й зачем мне каждый раз выбирать его в меню?
Over-the-air используется не для описания передачи любых данных. Ибо тогда любая мобильная связь и любой вай-фай/блютуз тоже был бы OTA. Этот термин появился когда обновления программного обеспечения (чаще всего применяется к firmware или по нашему прошивкам) стали выполняется не традиционным образом путем скачивания файла с сайта и заливки его каким-то способом на устройство, а автоматизировать этот процесс когда само устройство периодически или по команде проверяет некий сайт и скачивает оттуда новую версию прошивки потом устанавливая её.