Минфин - Курсы валют Украины

Установить
19 августа 2019, 8:01 Читати українською

Земельная реформа: какие риски возникнут для владельцев, покупателей и государства

В начале августа президент Владимир Зеленский заявил, что Украине необходима земельная реформа. Есть вероятность, что ее начнут уже в этом году, а в 2020 — будет создан рынок земли общим объемом 40 миллионов гектаров.

К чему стоит готовиться, внедряя рынок, и какие изменения необходимо внести в законодательство для защиты владельцев, «Минфину» рассказал партнер Sofiya Law Firm, адвокат Александр Поливодский.

Земельную реформу анонсировали представители каждой предыдущей власти. Не стали исключением и сегодняшние лидеры. В то же время, как правило, заявляя об открытии рынка земли, политические деятели не указывали, как именно его внедрять. Или же озвученные ими методы содержали противоречия.

Поэтому ключевой вопрос заключается не в том «ЗА» или «ПРОТИВ» отмены моратория, а как именно нужно внедрять рынок. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует понимать сегодняшние обстоятельства, и понимать цель, которая стоит перед нами.

Что мы имеем на сегодня?

Ныне действующий Земельный кодекс и около 22 «земельных» законов и еще несколько других законов, которые также регулируют земельную сферу. Дополнительно функционирует множество подзаконных актов. Все они формировались в разное время, содержат различные мировоззренческие позиции и нередко противоречат друг другу.

В то же время рынок сельскохозяйственных земель функционирует и особых нареканий не вызывает. Кроме того, законодательство позволяет продавать земли личного крестьянского хозяйства, полученные по бесплатной приватизации.

Стоит обратить внимание на решение Европейского суда по правам человека «Зеленчук и Цицюра против Украины». Европейский суд признал, что мораторий противоречит Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. А именно базовому праву человека распоряжаться собственностью. А именно, по желанию продать ее. Таких владельцев участков около 7 миллионов.

Значительная часть сельскохозяйственных земель находится в собственности государства и органов местного самоуправления.

Как это сделать?

В первую очередь, следует построить системные, прозрачные, прогнозируемые и гармонизированные с международными принципами рыночной экономики правила на земельном рынке. Такие правила должны обеспечивать защиту прав человека, в частности, право собственности и, как следствие, разрешить привлекать средства в экономику. Остается лишь дать ответ на ключевой и самый сложный вопрос.

Прежде всего, земельные участки государственной собственности следует на некоторое время отделить от рыночных правил. Пока не будут отработаны правила приватизации. Такая приватизация должна происходить на конкурсной основе по прозрачной процедуре.

Вместо этого следует уделить внимание созданию условия для реализации прав владельцев земельных участков. По моему мнению, только лишь отмена моратория без введения правил на рынке, которые должны уменьшить риски, не возможна. Речь идет о следующих рисках:

  • неурегулированность и не системность законодательства, что приводит к правовой неопределенности;
  • риск скупки земли не с целью ведения хозяйства, а для спекуляций, формирования воздействия, исключительно для сдачи в аренду;
  • невыполнение новыми собственниками обязанностей по сохранению земельного участка, изменение порядка использования земли, как следствие – уничтожение плодородного слоя почвы. Хотя эта проблема существует и сегодня.

Для избежания этих угроз следует навести порядок в вопросе обязанностей собственников по сохранению своего участка и соблюдению экологических и других требований. Сделать это можно только имея четкую систему классификации земель, которая бы базировалась на их физических характеристиках и особенностях использования.

Такая классификация земельных угодий должна стать основой для обязанностей собственника в отношении нее: хранить в надлежащем состоянии и менять только в порядке, который предусмотрен законом.

Читайте также: Банки готовы работать на рынке сельхозземли — НБУ

Достичь такой цели можно только приняв новый Земельный кодекс, который свел бы все земельное законодательство к одной согласованной системе и соединил положения об ограничении на рынке с порядком охраны земель, изменении целевого назначения и т.п.

Комментарии - 7

+
+1
irakez
irakez
19 августа 2019, 10:21
#
Судя по «успешности» запуска рынка электроэнергии, с землей нас ждет такой же эпичный фейл
+
+15
Буква Ґ
Буква Ґ
19 августа 2019, 11:02
#
Нет таких людей что могут купить землю даже по себестоимости :) Поржал
+
+55
ekassw
ekassw
19 августа 2019, 14:21
#
Ожидал прочитать конкретику по риски и как от них уберечься. А прочитал набор банальных и очевидных фраз и том, какие законы надо принять...
+
+66
marcher145
marcher145
19 августа 2019, 22:33
#
Как нужно было бы сделать,
1) написать земельный кодекс(новый), 
2) так сказать начать альфа тест, дать почитать общественности/экспертам и т.д. 
3) дописать поправки
4) начать бета-тест, запустить его небольшой территории(типа области), подержать в такой ситуации его минимум год
5) дописать поправки
6) запуск рынка на всю территорию Украины
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
21 августа 2019, 13:26
#
Ловите мои скромные +++
+
0
Dostoevsky
Dostoevsky
20 августа 2019, 1:09
#
Проведение земельной реформы в нынешних условиях для Украины чревато надолго закрепиться в списке стран третьего мира. Ещё очень многое необходимо сделать, чтобы такую реформу вводить в полную силу. Не говоря об уровне коррупции, отсутствии неотвратимости действия закона и равенства ответственности перед Законом. А самое главное понимают ли, осознают ли украинцы истинную ценность и те, кто так сильно хочет превратить землю Украины сельскохозяйственного назначения в товар. Это особый актив со всеми последствиями для государственности. Как ни крути Украина аграрная страна. Спешка в данном вопросе, да ещё и в «неопытных руках», кроме всего прочего, может привести и к плачевному результату, в том числе и к противостоянию. Не говоря о возможных повсеместных бунтах и погромах. Нужна тщательная проработка, изучение опыта, установление ограничений и требований. Скажем, собственниками могут быть исключительно граждане Украины либо юридические лица, где учредителями, конечными бенефициарами являются только лица с украинским гражданством. С утратой такого статуса теряется и право на владение землёй сельскохозяйственного назначения. И это всего лишь один момент из перечня. Свою ошибку Украина с болью поймёт лет через десять – пятнадцать, но будет поздно. Мир изменится…
В сегодняшней ситуации это выглядит как, например, безграмотному нищему в лохмотьях с большими долгами прийти к держателям векселей и предложить себя в качестве товара. Какая участь ждёт его?..
+
0
kotmatroskin
kotmatroskin
24 августа 2019, 11:16
#
А по-моему, эта земельная реформа запускается под определённую группу лиц, у которой есть деньги и силовой ресурс. Учитывая доступ у этих лиц к деловым западным деньгам, можно ожидать «успешное внедрение» реформы. Сорри, за негатив, но опять попадут селяне.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться