Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 июля 2019, 19:00 Читати українською

Нацбанк рассказал детали перевода банковских счетов IBAN

С 5 августа 2019 года в Украине стартует внедрение международного номера банковского счета IBAN в соответствии с требованиями стандарта ISO 13616. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.

С 5 августа 2019 года в Украине стартует внедрение международного номера банковского счета IBAN в соответствии с требованиями стандарта ISO 13616.
Фото: udf.by

Сроки и даты

С 5 августа 2019 года новые счета клиентам банки будут открывать соответствии с требованиями стандарта IBAN.

В то же время действующие номера счетов банки будут менять в соответствии с требованиями настоящего стандарта с сохранением действующего номера аналитического учета.

1 ноября 2019 года применение IBAN станет обязательным для клиентов всех банков Украины во время осуществления переводов денежных средств как в национальной, так и в иностранных валютах, в том числе при трансграничных переводов. То есть все переводы с 1 ноября 2019 года будут осуществляться только с использованием IBAN.

Важно, что все платежные карты, эмитированные банками к счету клиента, остаются в силе, они являются платежным инструментом, который предоставляет клиенту возможность с помощью платежного устройства, в частности инициировать перевод средств с банковского счета.

Структура IBAN

Банки Украины открывают своим клиентам новые счета только по стандарту IBAN, счета будут состоять из 29 буквенно-цифровых символов в такой последовательности:

  • код Украины – UA-2 буквы;
  • контрольный разряд – 2 цифры;
  • код банка – 6 цифр;
  • счет – длина номера счета не является фиксированной (до 31 октября 2019 года – от 5 до 14 символов, с 01 ноября 2019 года – от 5 до 19 символов).

Заполнение реквизитов

В период с 5 августа до 31 октября 2019 года клиенты банков в документах на перевод денежных средств могут заполнять реквизиты «Код банка» и «Счет» в любых вариациях.

В документах на перевод денежных средств в реквизитах плательщика/получателя клиент может заполнять как пару реквизитов (номер счета плательщика/получателя и код банка плательщика/получателя), так и номер счета плательщика/получателя по стандарту IBAN. В случае заполнения номера счета плательщика/получателя по стандарту IBAN, в реквизите «Код банка плательщика/получателя» указывается ноль.

Банк плательщика обязательно должен принять к исполнению документ на перевод средств по реквизитам, вариации заполнения которых выбрал плательщик.

Банк получателя средств обязан зачислить средства на счет получателя:

  • по паре реквизитов («Код банка» и «Счет», если счету не присвоен стандарт IBAN или плательщику не известен счет получателя по стандарту IBAN); или
  • по стандарту IBAN.

Выбранная плательщиком вариация заполнения реквизитов не может быть основанием для возврата документа на перевод денежных средств без исполнения или не зачислении средств на счет клиента.

Система электронных платежей Национального банка Украины в период с 5 августа до 31 октября 2019 года обеспечит проведение межбанковского перевода средств независимо от вариации заполнения реквизитов.

Преимущества IBAN

Внедрение IBAN даст возможность гармонизировать украинское платежное пространство с европейским, а также будет способствовать дальнейшей запланированной модернизации системы электронных платежей Нацбанка. В целом использование стандарта IBAN благодаря сокращению реквизитов должен сделать более удобным оформление расчетных документов.

Благодаря этому клиенты банков смогут:

  • удобно и просто идентифицировать плательщика и получателя средств, а также банк Украины, который их обслуживает;
  • избежать ошибок в реквизитах счетов, благодаря сокращению реквизитов в расчетных документах;
  • быстрее переводить и получать средства.

Среди других преимуществ для клиентов банков Нацбанк планирует внедрение стандарта для осуществления платежей с использованием QR-кодов для участников платежного рынка. Использование QR-кодов, которые содержат информацию о IBAN, будет способствовать упрощению оплаты счетов и обмена платежной информацией.

В случае необходимости клиенты банков могут пользоваться памяткой, подготовленной Национальным банком в связи с введением IBAN.

Комментарии - 45

+
0
infrared
infrared
23 июля 2019, 19:32
#
Интересно, готовы ли интернет-банкинги и приложения банков к таким нововведениям?
Или будем еще по старинке забивать платежи по реквизитам? :)
+
+30
yarg
yarg
23 июля 2019, 21:21
#
Каким нововведениям ? 
вместо 10 значного номера счета и 6 значного кода банка (МФО) забивать 29 значный ИБАН ?
это типа прогресс? реквизиты - это и есть ИБАН. 
глобально- н еготовы. но подготовятся. Первые пару месяцев будет бардак , куча потерявшихся пллатежей и т.п. к весне - наладится.
+
+6
infrared
infrared
23 июля 2019, 21:32
#
Да, это прогресс. Вспомните ситуацию с обменом валют в приложениях.
Это произошло не сразу.
При чем внутри сделать обмен валют будет попроще, нежели делать «переезд» уже существующих счетов и добавлять это в софт. :)

>куча потерявшихся пллатежей
Это уже не есть хорошо.
+
0
yarg
yarg
23 июля 2019, 21:46
#
Обмен валют - это новая дополнительная услуга. 
А удлинение номера счета с 10 до 29 символов - какую радость дает пользователям ?
+
0
infrared
infrared
23 июля 2019, 21:50
#
Упрощение взаиморасчетов.
+
0
yarg
yarg
23 июля 2019, 23:28
#
В чем упрощение ? вместо двух коротких цифр вводить в платежку одну длинную ?
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 7:27
#
Вам ниже уже ответили.
+
+7
Rabotyahoff
Rabotyahoff
24 июля 2019, 11:39
#
Про этот переход уже как год известно. Кто хотел - тот уже всё подготовил.

В существующей системе мфо+счёт есть существенный недостаток - отсутствие контроля целостности. Пусть цифр меньше, но если в номере счёта допущена ошибка, то об этом можно будет узнать лишь после проводки, когда банк получатель не получит средств.

В то время как IBAN можно сразу проверить на корректность, и сразу предупредить, что в номере счёта допущена ошибка. А значит количество потерянных платежей уменьшится.
+
+22
sergunya73
sergunya73
23 июля 2019, 20:32
#
IBANуться уже можно от этих постоянных пакращэнь ))
+
0
Андрей Кривой
Андрей Кривой
23 июля 2019, 23:17
#
Наконец-то прогресс и к нам пришел. Даже а Белоруссии это уже действует. Для перевода денег внутри Украины нужно название получателя и IBAN. Международные платежи название получателя IBAN и SWIFT. Очччнь удобно...
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 0:03
#
«Для перевода денег внутри Украины нужно название получателя и IBAN»
а что нужно сейчас ?
+
0
kharj
kharj
24 июля 2019, 0:54
#
Сейчас нужно понимать что такое МФО, понять зачем тогда нужно поле с названием банка. Привыкать к такой структуре если ты иностранец, и наоборот привыкать к IBAN если пользуешься чем-то международным.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 7:51
#
Мфо-код банка. при заполнении мфо название банка подтягивается автомаиически-просто для контроля. сейчас мы платим на счет 260050654 мфо 345435, а будем платить на ибан уа3454560034543500260050654. и что проще?
+
0
Італій .
Італій .
26 июля 2019, 9:57
#
Проще на IBAN так как в номере счёта есть контрольное число что исключает ошибку. Ни разу в жизни не ошибался при отправке платежа по реквизитам?

К тому же скопировать одно пусть и длинное число много проще чем копировать три: номер счёта, МФО, код ЕДРПОУ.
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
26 июля 2019, 13:24
#
То, что в номере счета появляется  дополнительно ключ для проверки правильности ввода, это хорошо, ибо позволит уменьшить количество платежей своевременно не дошедших до получателя. Но надо помнить, что кроме ошибки в номере счета, средства могут быть зачислены на бал/сч 3720 (Кредитовые сумы до выяснения) и по другим причинам - несовпадение кода ЕДР с номером счета, просто поменялся номер счета в банке по какой-то причине. Поэтому IBAN полностью не решит вопрос «повисание» средств на 3720 в банке получателя.
Имеем два факта:  в платежке не будет графы «Код банка»(все остальное на месте) и появится возможность дополнительного ключевания. Как она будет реализована на практике - увидим.
+
0
Італій .
Італій .
26 июля 2019, 10:07
#
И есть ещё одно преимущество не связанное с простой как таковой. Использовние IBAN позволяет легко принимать платежи непосредственно на украинские счета, не нужно дополнительно узнавать реквизиты для неукраинских платежей.
+
0
yarg
yarg
26 июля 2019, 10:39
#
Для приема платежей из европы (больше нигде ибаном не пользуются) - счет в этом формате можно получить уже лет 6-7 . может и больше.
+
0
Італій .
Італій .
26 июля 2019, 11:11
#
> больше нигде ибаном не пользуются

Пользуются. Если верить вики то число стран вне ЕС пользующихся IBAN минимум такое же: примерно около 40 стран и территорий в Европе, включа микроскопические типа Ватикана и Монако и около 40 вне ЕС, в том числе и вне Европы (Казахстан, ОАЕ, Бразилия).

> счет в этом формате можно получить уже лет 6-7. может и больше
Теперь не надо отдельно получать, теперь можно просто сразу им пользоваться внутри и снаружи.
+
0
kharj
kharj
24 июля 2019, 1:03
#
Меня сначала поражало в польском интернет-банкинге, неужели реквизиты счета это всего лишь одна строчка. Но это же отлично для физлиц - можно ими обмениваться и не платить комиссии визе/мастеркарду.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 7:54
#
А в нашем Интернет банкинге реквищиты это две строчки. которые вместе втрое короче одной польской. и ими тоже можно обмениватся?
+
0
kharj
kharj
24 июля 2019, 8:41
#
По факту у привата/моно это счёт+МФО+едрпоу+название банка в наименовании получателя+карта+ИНН+ФИО латиницей. У нормальных банков конечно поменьше. Открываю польский Millennium: IBAN и фио. В абсолютно правильном направлении движемся.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 9:30
#
Мфо и название банка это одно и то же. эдрпоу никуда не девается, оно в ибан не войдет.
+
+9
infrared
infrared
24 июля 2019, 10:16
#
Как вам там в 2000-х живется? :)
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 13:18
#
Нормально. без излишних фантазий о волшебном ибане.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:07
#
Счёты уже достали? На листике в столбик посчитали? :)
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 14:16
#
Вы спорите о вещи, о которой не имеете представления с человеком, который ее внедрял. и думаете что выглядите умно и иронично.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:22
#
Так зачем тогда внедряли, если это бессмысленно и вообще ИБАН не нужен?
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 14:31
#
Внедряли для удобства клиентов, получающих платежи из европы. там это имеет смысл. для гривневых внутриукраинских операций- это просто имитация покращення.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:41
#
Посмотрим как это будет на практике.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 14:45
#
Та так и будет. пара месяцкв бардака, перейдем а потом никто и не вспомнит.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:50
#
Знаете ли, все инновации так делаются. Сначала бум, потом забывают, привыкают.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 15:26
#
Это не инновация для улучшения чего либо. это инновация для изображения видимости реформ.
+
+15
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 июля 2019, 8:24
#
Преимущества описанные в статье высосаны с пальца. Наша банковская система позволяет перечислять средства в течение 2 часов, а не 2 суток в Европе. Номера счетов (б\сч 2600 или 2620) никто менять не будет. Идентификатор банков (МФО), по всей видимости, тоже. что тогда? Унификация с ЕС? Пожалуй. И дополнительная вавка в голове для программистов.
+
0
combojack911
combojack911
24 июля 2019, 8:38
#
>> «не 2 суток в Европе.»
В странах ЕС для переводов «внутри» еврозоны есть SEPA - очень быстро и нет коммисий, для того чтобы уйти от свифта они делают INSTEX. Исходя из моего опыта: проблемы скорости платежей в нормальных банках в Европе уже давно нет.
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 9:29
#
Мы эти проблемы решили уже году в 1996...
+
0
combojack911
combojack911
24 июля 2019, 14:28
#
Да, а еще у нас самые лучшие черноземы...
+
0
yarg
yarg
24 июля 2019, 14:32
#
И что?
+
0
Італій .
Італій .
26 июля 2019, 9:59
#
IBAN это не платежная система, потому впутывать сюда скорость проведения платежей - расписываться в том что не понимаешь о чём говоришь.
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 июля 2019, 10:34
#
И еще раз.
IBAN (International Bank Account Number)  – это номер банковского счета клиента в банке или в другом финансовом учреждении, присвоенный в соответствии с международным стандартом ISO 13616.
НОМЕР СЧЕТА.
Был 2600...ХХХХ (для юрлиц) или 2620...УУУУ (для физиков), в большинстве банков 14 значное число. Теперь будет 24 знака. Название банка и получателя как указывали так и будем указывать.
Кстати о количестве знаков в IBAN по версии авторов статьи. Было от 5 символов до 14, добавим 10 и станет от 5 до 29? Интересная арифметика.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 июля 2019, 13:33
#
Не придумывайте отсебятины - при указании счета в формате IBAN - название банка указывать не надо.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:06
#
У нас тут секта свидетелей 2000х годов. :) 
При чем один из основных аргументов «так номер счета становится длиннее». И что с этого? Зато уменьшается количество полей.
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 июля 2019, 14:54
#
Так и сейчас  название банка указывать не надо, оно автоматически подтягивается после введения МФО.
+
+14
infrared
infrared
24 июля 2019, 14:59
#
А можете привести хотя бы пару аргументов, почему вы так скептично настроены?
+
+15
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 июля 2019, 16:06
#
Да нету тут никакого скепсиса по поводу самого IBAN. По стандартам ISO я начинал работать в 1998 году. Сами по себе стандарты особенно ничем не отличались от соответствующих ГОСТов.  Так и здесь. Существенно ничего не меняется. Был счет клиента  и МФО банка, стал единый реквизит включающий оба этих показателя. Идем по пути унификации с ЕС? идем и слава Богу. Что-то это меняет существенно в расчетах? нет.
Я больше говорю «фе» по поводу формулировок статьи. О преимуществах IBAN.
Удобно и просто идентифицировать плательщика и получателя средств, а также банк Украины, который их обслуживает? Так же как и сейчас.
Избежать ошибок в реквизитах счетов, благодаря сокращению реквизитов в расчетных документах? Сокращения нет,  количество набираемых символов в платежке  такое же.
Быстрее переводить и получать средства? За счет чего?
О количестве знаков в новом счете (от 5 до 29) уже писал. Тщательнее надо готовить материал.
+
0
infrared
infrared
24 июля 2019, 19:17
#
К тому как написана статья отдельный вопрос.
Но согласитесь, что унификация и уменьшение граф все таки лучше.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться