На прошлой неделе Нацбанк уменьшил учетную ставку с 17,5% до 17%, и заявил, что это может быть не последнее снижение в этом году. Но некоторые эксперты считают, что этого мало. Слишком высокая учетная ставка мешает развитию экономики и создает риски для курса.
Высокая учетная ставка сдерживает рост экономики, но не инфляции, — эксперт
Об этом пишет заведующий отделом исследований монетарного и валютного регулирования экспертно-аналитического центра «Оптима» Михаил Джус в статье для издания «Зеркало недели». «Минфин» предлагает ознакомиться с точкой зрения эксперта.
Ловушка облигаций
Украина попала в долговую ловушку. Для погашения и обслуживания текущих обязательств правительство вынуждено прибегать к новым заимствованиям на очень невыгодных условиях. Средневзвешенная доходность гривневых ОВГЗ на первичном рынке в первом полугодии 2019 г. составляла 18,5% по сравнению с 16,7% в прошлом году.
Читайте также: Минфин потратил на погашение и обслуживание валютных долгов 73 миллиарда за 2 месяца
Объем размещения ОВГЗ в национальной валюте за январь-июнь 2019 г. составлял 121 млрд грн, что почти вчетверо превышает соответствующий показатель прошлого года (33,5 млрд). Портфель нерезидентов за полгода вырос в десять раз: с 6,3 млрд грн до 64,4 млрд (по состоянию на 11 июля 2019 г.). Эти процессы, способствуют укреплению курса гривны на коротком временном промежутке, но создают значительные девальвационные риски на будущее, считает эксперт.
Читайте также: Скупка ОВГЗ нерезидентами не создает рисков для курса — НБУ
Все ради инфляции
Весной 2016 г. правления НБУ обнародовало дорожную карту по переходу к режиму инфляционного таргетирования. Для борьбы с инфляцией регулятор избрал самую простую тактику: угнетение спроса с помощью высоких процентных ставок на фоне полного игнорирования необходимости поддерживать экономический рост.
Сущность этого режима заключается в публичном объявлении количественных целей по инфляции и обязательстве центрального банка достигать этих целей. Было предусмотрено такую траекторию ожидаемой инфляции: 2017 г. — 8% +/- 2 п.п., 2018 г. — 6% +/- 2 п.п., 2019 г. и далее — 5% +/- 1 п.п.
Хотя достичь этих показателей так и не удалось. Фактический уровень потребительской инфляции в 2017 г. составлял 13,7%, в 2018-м — 9,8%, а в 2019 г. прогноз самого НБУ предсказывает рост цен на 6,3% (прогноз правительства — 7,4%).
Нацбанк пытается убедить общество в том, что снижение темпов инфляции в 2018 г. было следствием жесткой монетарной политики. Это могло бы быть правдой, отмечает эксперт, если бы инфляция была спровоцирована исключительно чрезмерным спросом, но это не так. Рост заработных плат, после падения в 2014-2015 гг., впоследствии имел восстановительный характер. А на инфляцию влияет большое количество факторов «расходов»: девальвация гривны, повышение тарифов на энергоносители, рост цен на топливо, повышение акцизов и тому подобное.
Замедление темпов инфляции в 2018 г. произошло также вследствие факторов со стороны затрат: снижение мировых цен на продовольствие, значительный урожай фруктов, падение цен на нефть и тому подобное. Иными словами, считает эксперт, НБУ записывает себе в актив то, что произошло по независящим от него причинам.
«Нацбанк находится в параллельной реальности, в которой ВВП в 2018 г. достиг и даже превысил свой потенциальный уровень. То есть, по его логике, имел место перегрев экономики, при котором инфляцию вызывает избыточный совокупный спрос, и этот спрос следует ограничивать путем повышения процентных ставок. Но оценки НБУ не имеют ничего общего с реальным состоянием дел в экономике», — убежден Михаил Джус.
Экономика без денег
Высокий уровень учетной ставки и жесткие требования к оценке банками кредитного риска по активным операциям уничтожают мотивацию банков к кредитованию производства. Как следствие, остатки по гривневым кредитам в корпоративный сектор за первое полугодие 2019 г. сократились на 4,2%, в годовом измерении — на 2,3%.
Уровень покрытия ВВП банковскими кредитами за 2014-2018 гг упал с 57 до 29%.
Реальное количество денег в экономике за последние пять лет уменьшилось почти вдвое, то есть каждая дополнительная гривна «съедается» ростом цен. С начала 2014 года. реальный объем денежной базы сократился на 44%, денежной массы — на 46, наличных денег — на 42%.
Уровень монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) снизился с 55% в 2013 г. до 35% в 2018 г. А как известно, деньги — кровь экономики, нет крови — нет жизни.
Национальный банк признает, что жесткие монетарные условия являются одной из причин замедления темпов роста украинской экономики с 3,3% в 2018 г. до 2,5% в 2019 г. (по прогнозу НБУ).
Высокая учетная ставка НБУ вполне комфортна для банков, поскольку дает возможность получать рекордные прибыли на фоне минимальных объемов кредитования реального сектора экономики. За пять месяцев 2019 г. банки получили прибыль 23,4 млрд грн, что на 83% превышает соответствующее значение 2018 г. и является наивысшим показателем за всю историю банковской системы страны. Однако интересы общества и банков (не говоря уже о других торговцах ОВГЗ) не всегда тождественны.
Комментарии - 19
Який і став основним доїльщиком/інвестором України через облігації.
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/121019/
Нікому не розказуй про 2016 рік.
Порівняй скільки було і скільки тепер вкладено.
Насчет внутреннего рынка я ниже писал, когда удешевляли кредиты. У нас нет монетарной политики хотя бы на 5 лет, у нас есть выполнение таргетов МВФ...
Да, как структурный элемент государственной системы НБУ лишь частично виноват, но большая часть вины лежит на Правительстве Украины с его недолугой экономической политикой и «бизнес-моделью» — https://minfin.com.ua/blogs/igor68/119595/