Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 февраля 2019, 15:46 Читати українською

«Медвежья услуга» трудовых мигрантов

В 2018 году трудовые мигранты ввезли в Украину около 11 млрд. долларов США. Это серьезное подспорье для платежного баланса. Но волна валютных переводов схлынет через несколько лет, когда трудовые мигранты перевезут за рубеж свои семьи.

О том, почему трудовая миграция улучшает статистику по безработице, но не работает на экономику страны, рассказал  член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.

Выезд на работу за рубеж уменьшает часть работоспособного населения Украины. Действительно, если бы граждане работали на местный бизнес, они могли бы сделать больший вклад в ВВП, однако сами зарабатывали бы меньше. Не любят тему трудовой миграции и фискальные органы и органы социального обеспечения, поскольку трудовые мигранты платят налоги в той стране, где работают, а не в Украине. 

Однако я предлагаю посмотреть на аномально высокий уровень занятости украинцев за рубежом с другой стороны. Какая альтернатива заробитчанству для украинцев: пополнить ряды безработных или пойти на низкие зарплаты и вечно вакантные места в бюджетный сектор?

За 2014-2015 годы Украина по разным оценкам потеряла приблизительно четверть экономики. Если в 2014 году на одного украинца приходилось 4040 долларов США номинального ВВП, то в 2016 году — только 2186 долларов США.

Поэтому безвиз для украинцев пришелся весьма кстати: чем бедствовать или бездельничать в Украине, экономически активному населению дали возможность заработать за рубежом.

Это сразу же отразилось в статистике по безработице. Так, по итогам первого квартала 2018 года безработица составила 9,7%, по итогам первого полугодия — 8,9%, а по итогам 9 месяцев 2018 года — уже 8,6%. Экономика росла, кто-то находил работу, а кто-то уезжал за рубеж.

Безвиз позволил Украине избежать тяжелых социально-экономических последствий при катастрофическом падении масштабов экономики и экономической активности в 2014-2015 гг. Однако у такой «отдушины» могут быть свои коварные последствия.

Эмигранты продолжают пересылать в Украину часть своих заработков, пока тут находятся их семьи, или же если они работают за рубежом вахтовым методом. Как только уровень доходов или получение официального статуса позволят заробитчанам перевезти свою семью поближе к месту работы, денежный поток в нашу страну начнет иссякать.

И причин для беспокойства здесь немало. Например, Венгрия, Румыния и Болгария довольно активно раздают гражданство по национальному признаку, в Польше, Чехии и странах Прибалтики не так уж и сложно получить официальный вид на жительство. Так что эффект социальной подушки может продлиться еще пять-семь лет, после чего денежные потоки от экономически активных граждан, работающих за пределами Украины, пойдут на спад.

Сравнительно высокий уровень оплаты труда в ЕС манит туда украинцев. В сравнении с Польшей, Венгрией или Чехией ни одна из стран СНГ не в состоянии предложить Украинцам более высокий уровень оплаты труда.

К примеру, сегодня профессор в государственном польском ВУЗе получает оклад в сумме около 2000 евро в месяц (более 60 000 грн), оклад же профессора государственного ВУЗа в Украине составляет примерно 300-400 евро. Но вопрос не только в разнице окладов, но еще и в размере учебной нагрузки. Польского профессора нагружают окладом примерно за 300 часов в год, в Украине профессору нужно отработать вдвое больше — 600 часов. В итоге мы получаем разницу по оплате между Польшей и Украиной примерно в 10 раз.

Если проанализировать разницу в оплате труда в Польше и в Украине в разрезе наиболее популярных специальностей, то наименьшей такая разница будет в профессиях, которые не требуют большой квалификации. А вот наибольшая разница в оплате труда будет наблюдаться там, где требуются специальные знания, навыки и (или) длительное обучение.

Поэтому, с одной стороны хорошо, то что на рынке труда Украины стало меньше каменщиков, кафельщиков, сварщиков, плотников или водителей. Государство дало этим людям возможность заработать за рубежом, и когда наша экономика будет готова, эти люди смогут вернуться.

Однако настоящая трагедия, когда из страны происходит «эмиграция мозгов». Задумывался ли когда-либо читатель, сколько стоит подготовка авиационного эксперта с военным уклоном, профессора со специализацией на социально-общественных науках, врача хирурга или фармацевта? Эти затраты объективно несопоставимы со стоимостью подготовки специалистов рабочих специальностей.

Экспертная среда сейчас активно обсуждает концепцию «сглаживания зарплат». Действительно, миграция неквалифицированных кадров в Польшу привела к тому, что в 2017-2018 гг. даже официальные средние з/п подтянулись к болгарским и польским, и росли довольно приличными темпами. Скажем, если рабочий на стройке в Кракове получает 20-25 тыс. грн. в месяц, а такой же парень в Харькове около 15 тыс. грн, то особенного смысла ехать за злотым в Краков нет.

Миграция также имеет свою цену. Заробитчанину нужно где-то жить, у него повышенные транспортные расходы, его расходы на питание могут быть больше, чем в Украине и т.д. В конце концов, расставание с семьей — также немаловажный фактор.

Новую волну миграции рабсилы из Украины может сейчас открыть только Германия, где зарплаты примерно в 2 раза больше польских, но и языковой барьер там выше. А вот по квалифицированным кадрам, к сожалению, «сглаживание зарплат» пока не работает и «мозги» медленно, но уверенно продолжают утекать из Украины, хотя официальная статистика этого и не показывает.

В ближайшие 3-4 года Украина достигнет своего потолка выгод от трудовых мигрантов. Во-первых, через 5-7 лет нынешние трудовые мигранты из Украины могут стать гражданами этих стран и утратят необходимость осуществлять переводы в Украину. 

Во-вторых, экономики наших стран-соседей из ЕС не могут расти вечно. МВФ уже снизил прогноз роста экономики ЕС на 2019 год с 1,8% до 1,6%. Более того, наши ближайшие соседи по Евросоюзу в Восточной Европе зависимы от субсидий из бюджета ЕС, а это значит, что рост их экономик в некоторой степени зависит от отношений их национальных правительств с Брюсселем.

Кроме «потолка выгод» есть еще два чувствительных момента для правительства. Обложить налогом доходы заробитчан в Украине будет очень сложно. Почти со всеми странами-соседями у Украины уже есть соглашение об избежании двойного налогообложения, а поскольку ставки в той же Польше не ниже украинских, то отечественный бюджет не сможет получить никакой выгоды от денег мигрантов.

Другое дело — изменение системы социальной защиты. Украина, как оказалось, еще живет понятиями эпохи «развитого социализма». В стране могут претендовать на социальные выплаты люди, и дня не платившие взносы в Пенсионный фонд (например).

Скорее всего, уже после выборов 2019 года мы увидим попытку властей реформировать систему социального обеспечения, более строго увязав объемы будущих выплат с объемами уплаченных взносов. Такой подход значительно разгрузит ПФУ и Соцстрах, но и, вероятно, не понравится избирателям.

В сухом остатке, я не считаю, что заробитчане — это постыдное явление для Украины. Выезд граждан на заработки на законных основаниях и финансовые потоки от них в Украину — это не благо, но альтернатива авральной безработице и социальной напряженности. Другое дело, что долго так продолжаться не может, и у Украины есть 5-7 лет, чтобы занять трудоспособное население внутри страны. 20-25 тыс. грн для разнорабочего в Польше и 50-60 тыс. грн в Германии — это, к сожалению, не предел конкурентных зарплат со стороны стран ЕС. Квалифицированной рабочей силе предлагают и будут предлагать больше.

И если зарплаты для неквалифицированных работников еще можно выровнять, то «утечка мозгов» является для Украины вызовом ближайшего десятилетия. 

Комментарии - 63

+
+106
semenvekselberg
semenvekselberg
12 февраля 2019, 16:25
#
««утечка мозгов» является для Украины вызовом ближайшего десятилетия» — ЕС создан для выживания центра за счёт периферии, и для воплощения в жизнь этой коварной задумки хороши любые средства. От платного медобслуживания и повышения коммунальных тарифов до снятия таможенных барьеров и повышения налогов. Население стран периферической европы снижается катастрофическими темпами и нас, к сожалению, ожидает та же печальная перспектива…
Некоторым «успешным» евроЗоновским прибалтийским государствам уже к 2050 году грозит исчезновение нации как таковой. Стоит ли глупый безвиз таких жертв или мы за обнищание и растворение незалежной в европейском протухшем винегрете???
https://www.politico.eu/article/latvia-a-disappearing-nation-migration-population-decline/
+
+223
AleksandrBank
AleksandrBank
12 февраля 2019, 16:33
#
К 2050 году нации Русских не будет как таковых, будут китайцы, узбеки, армяни, казахи и т.д.
+
+67
Цой Жив
Цой Жив
12 февраля 2019, 17:13
#
А хто такі «Русскі»?
Суміш угро-фінів і мордви, які втратили свою автентичність.
І столиця Масквабад — білокам'яний оплот ісламу.
Без українських єпархій РПЦ взагалі загубиться поміж мусульманського населення.
Київ приніс туди християнство, але без Києва 1/6 частина суші повернеться до своїх витоків: іслам та літописи уйгурською мовою.
+
0
semenvekselberg
semenvekselberg
12 февраля 2019, 19:55
#
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/118566/
+
0
mary27
mary27
14 февраля 2019, 19:42
#
Опять Семен дает ссылки на свой унылый бложек.

Напомню, это приравнивается к сливу)
+
+21
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 12:14
#
Главное, чтобы украинцы, как нация, не расстворились за это время в странах ЕС, массово туда уезжая.
+
+31
yarg
yarg
15 февраля 2019, 12:16
#
В канаде за 100 лет не растворились, переехав на ПМЖ. А сьездив на лето в Польшу — прям растворятся все :)
+
+45
semenvekselberg
semenvekselberg
13 февраля 2019, 9:48
#
«К 2050 году Русских не будет как таковых» — по понятным причинам мне не очень нравится цитировать таких людей как сорос, но даже он предупреждает о«советском сценарии» развала любимого здесь ЕС:
https://www.cnbc.com/2019/02/12/the-eu-could-collapse-in-the-same-way-the-soviet-union-did-george-soros-warns.html
+
+30
semenvekselberg
semenvekselberg
14 февраля 2019, 8:44
#
В подтверждение моих слов о том, что именно германия сегодня является центром европейской неоколониальной системы, где формируется длительный тренд дефицита рабочей силы, который измеряется в 266.000 иммигрантов каждый год аж до 2060 года, привожу эти свежие данные. На фоне сворачивания бизнеса в среднем по европе, можно себе представить, чем грозит такое перераспределение трудовых потоков периферической, включая украину, к сожалению…
Аналогичные процессы происходят и с Россией, которая притягивает рабочую силу из соседних стран, как страна-донор.
Что нам дала украинская евроинтеграция? Вместо установления трудовых и других контактов с соседом, мы все дружно подписываемся на работу на немцев. Конечно, они же нам ближе…
https://www.lavanguardia.com/economia/20190212/46405416879/alemania-empleo-inmigrantes-migracion-trabajo.html
+
+66
Qwerty1999
Qwerty1999
12 февраля 2019, 20:10
#
Автор все силы бросил на анализ эмиграции украинцев на запад и совершенно выпустил из виду, что на восток, а конкретно в РФ тоже есть определённый поток украинцев.
Например, с 2014 года и по настоящее время (конец 2018) статус беженца в РФ получили более 454 тыс. украинских граждан, ещё более 95 тысяч ожидают его получения.
К беженцам из оккупированного Донбасса надо бы добавить ещё миллион с небольшим украинских трудовых мигрантов, которые работают на обширной территории РФ.

+
+149
semenvekselberg
semenvekselberg
12 февраля 2019, 20:30
#
Ну говорить об эмиграции на Восток у нас просто не принято как минимум по двум причинам: во-первых, это краина-ворог, куда по определению народ эмигрировать не должен (напомнило, что секса в СССР не было);
во-вторых, говорить об эмигрантах на Восток, это говорить о незаконно отобранном праве украинцев свободно голосовать и демократично выбирать своего президента. Право, которое было у них отобрано узурпаторами самим что не есть наглым и беззаконным способом…
+
+73
Qwerty1999
Qwerty1999
12 февраля 2019, 21:02
#
semenvekselberg
В СССР секса не было, но дети периодически рождались…

Во-первых — об эмиграции на восток тоже много говорят,
но её уровень значительно ниже уровня эмиграции в
западном направлении и к тому же ежегодно уменьшается,
да и приведенные мною цифры говорят сами за себя.

Во-вторых — украинские трудовые мигранты, находясь на территории
страны-агрессора сами себя ограничивают в конституционных правах
в том числе и по выборам Президента.
Ведь на территории страны-агрессора, на аннексированных и оккупированных территориях
не могут быть открыты участки для голосования.

И этого права они лишаются автоматически,
находясь на территории страны-агрессора.

Вывод простой — хочешь принимать участие в голосовании — нечего шастать по территории страны-агрессора.
+
+97
semenvekselberg
semenvekselberg
12 февраля 2019, 21:20
#
Нечего шастать по российским банкам, нечего шастать по краине-ворогу и т.д. Может право выбора что делать и где «шастать» предоставить самим людям??? Зачем тогда законы о декоммунизации принимали, если правительство именно такой режим и навязывает? Ведь именно в СССР решали за людей что им было делать и как жить…
+
+76
Qwerty1999
Qwerty1999
12 февраля 2019, 21:33
#
Semenvekselberg

Я понимаю, что вы достаточно умный и образованный человек, но иногда вас так и тянет поприкалываться.
Не может ЦИК организовать избирательные участки на аннексированной и оккупированной территории, которые не подконтрольны центральному киевскому правительству а тем более ещё и завезти туда технические средства и сотрудников для осуществления избирательного процесса.
А в связи с признанием России страной-агрессором на её территории численность сотрудников дипломатических представительств и консульств уменьшена до минимума и как следствие не возможно открыть ни одного полноценного участка для голосования.
Нет участков для голосования — нет возможности проголосовать.
Кстати, во многих странах, где нет посольства или консульства Украины, украинцы тоже не могут принять участие в голосовании на выборах по той же причине.

Кстати, никто не ограничивает украинцев в праве приехать за несколько дней до выборов на территорию Украины и в день выборов проголосовать по месту своей регистрации, что указана в общегражданском паспорте или паспорте в виде ID-карты.
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
13 февраля 2019, 9:58
#
Semenvekselberg
« Может право выбора что делать и где «шастать» предоставить самим людям»

Право выбора у граждан Украины как раз уже есть — вот и едут куда захотят и когда захотят.

Вы же тут «боритесь» за право украинских граждан голосовать
на выборах Президента Украины из любой точки земного шара.

Кстати, ни в Турции ни в Египте тоже не будет избирательных участков, так что все украинцы, отдыхающие во время президентских выборов за пределами Украины тоже не смогут проголосовать — это их осознанный выбор.
+
+10
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 8:35
#
31 марта в Турции и Египте будет 1-2 млн украинцев, достигших избирательного возраста?
Это Вы сам придумал?
+
+41
Любовь Яровая
Любовь Яровая
13 февраля 2019, 13:30
#
Т.е., по-вашему, получать прибыль с заводов, размещенных на территории страны-агрессора, платить туда налоги с этой прибыли- это можно, завозить уголь на отопительный сезон из страны-агрессора- пожалуйста, и т.д., и т.п., а голосовать там- нельзя?
Господи, как же я люблю таких многоликих патриотов!!!
+
+46
Qwerty1999
Qwerty1999
13 февраля 2019, 14:02
#
По-моему липецкая фабрика законсервирована и ничего не производит.
Если Ахметов что и завозил по поддельным документам под вывеской «Роттердам+» — он не госслужащий, а обычный барыга и делал это на свой страх и риск.
И т.д. и т.п. тоже не есть хорошо.

Если вы так заботитесь об украинцах за границей и их праве голоса — организуйте избирательные участки на курортах Турции и Египта.
А то вся ваша забота ограничивается исключительно территорией страны-агрессора.
+
+10
artkosti
artkosti
13 февраля 2019, 18:21
#
«участки на курортах Турции и Египта.» — находится несколько тысяч украинцев.
На территории РФ их более миллиона, что превышает количество голосов, которые наберут 90% кандидатов на президентских выборах.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
13 февраля 2019, 18:32
#
Миллиарда, не?
+
0
artkosti
artkosti
13 февраля 2019, 18:20
#
Звучит как: «Хочешь голосовать — нечего носить джинсы, поддерживая враждебный режим».
По факту — очевидная отмазка от власти, понимающей, что на территории РФ находится примерно столько же Украинцев сколько в целом готовых проголосовать за Порошенко в 1-м туре (по опросам). И очевидно не поддерживающих текущую власть.
+
+40
yarg
yarg
14 февраля 2019, 14:07
#
На прошлых выборах (когда участки были) — на территории россии проголосовали около 500 человек.
это раз. К вопросу «о миллионах и миллиардах»
Ну и да, едут сюда и голосуют. Какие беды? лень? дорого? ну такэ.
+
+15
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 8:32
#
И стоило из-за 500 человек этот сыр-бор разводить? Пусть бы проголосовали. Или даже 500 человек, проголосовавших там, могут поколебать положение нынешнего?
+
+16
yarg
yarg
15 февраля 2019, 9:01
#
Нет. Безусловно не могут. Но и открывать ради них участки в фашистской россии-глупость.
+
+15
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 9:51
#
Не может быть глупостью организация реализации конституционных прав украинцев, находящихся за рубежом. Скорее наоборот. Тем более, что торговля с РФ растет ( в 2018 ) и дипломатические отношения не были разорваны после анексии территорий и развязывании вооруженного конфликта.
+
+15
yarg
yarg
15 февраля 2019, 11:53
#
Может.
торговля — дело хорошое. выкачивать ценные ресурсы из агрессора — это полезно. отношения разрывать пока посчитали нецелесообразным — это дело государственное.
+
+15
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 12:11
#
Нельзя быть немного беременной ;)
+
0
yarg
yarg
15 февраля 2019, 12:17
#
Все что нам на благо — отменять никто не будет. Пусть русские и дальше психуют что наши танки заправляются их дизтопливом. Пусть даже вешают друг-друга за «помощь ужасным хахлам».
+
0
Arthur77
Arthur77
13 февраля 2019, 12:49
#
Украинское правительство! Не дайте эмигрантам вывозить свои семьи-введите на это налог, чтоб им это было не выгодно.Иш ты чего удумали.Тут на них Минфин и нацбанк рассчитывают, а эти бесстыжие морды не соображают.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
13 февраля 2019, 12:52
#
Arthur77

Уточните — налог за каждое пересечение границы или только при выезде на ПМЖ…
+
+24
Skpablo17
Skpablo17
13 февраля 2019, 13:37
#
Налог на мысли такие крамольные… ежели все уедут. я тут шо, сам с вальцманом останусь? да и Вальцман уедет(((
+
0
Arthur77
Arthur77
13 февраля 2019, 14:01
#
Думаю за выезд на ПМЖ эдак по 50 тысяч.евро за каждого члена семьи.За пересечение границы лучше не надо, чтоб не спугнуть.Вообще предложения дельные-в Кабмина обсудят.
+
+15
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 7:58
#
Впору вводить налог на использование ума, а то ишь чего удумали — думать самостоятельно, да еще бесплатно :)
+
0
Александр  Ситников
Александр Ситников
13 февраля 2019, 13:25
#
Походу государству нужно будет брать семьи трудовых мигрантов в заложники.
+
+15
fae
fae
13 февраля 2019, 13:58
#
Дык ужо.
Коммуналка жо.
+
0
Arthur77
Arthur77
13 февраля 2019, 14:05
#
Очень правильно думаете товарищи.Такая линия партии и мы можем колебаться только вместе с ней.
+
0
Марго Жізневська
Марго Жізневська
13 февраля 2019, 15:51
#
«І якщо зарплати для некваліфікованих працівників ще можна вирівняти,...»
Тут велике «якщо». З теперішніми темпами підняття зарплат, навіть ті ж «некваліфіковані» працівники виїдуть за кордон.
Лишуться хіба ж одні айтішники — зп в доларах, а живуть при українських цінах
+
+12
Qwerty1999
Qwerty1999
13 февраля 2019, 21:08
#
Не переживайте за айтишников — они тоже свалят.
Останутся только пенсионеры и бюджетники с депутатами…
+
+30
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 7:59
#
Кверти еще останется, кто-то же должен здесь нахваливать реформы ;)
+
+1
yarg
yarg
15 февраля 2019, 8:37
#
Ну и елена1996. Кто-то же должен ругать свою страну за пачку доширака в день…
+
+30
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 9:32
#
Я и детей своих ругаю, когда они заслуживают этого.
А вот когда, по прмеру Кверти, я их начну нахваливать за то, за что в приличном обществе ругают и порицают, тогда да, тогда беда
+
0
Олег Пупкин
Олег Пупкин
14 февраля 2019, 13:13
#
Та навіть якщо піднімуть, що толку? Коли інфляція майжe всe зідає
+
0
andrey2412
andrey2412
13 февраля 2019, 17:55
#
Аграрная сверхдержава
+
+9
Qwerty1999
Qwerty1999
14 февраля 2019, 8:59
#
«Аграрная сверхдержава»

В которой сейчас ИТ-специалисты генерируют 4% ВВП
и частная украинская компания планирует
первый запуск своей ракеты в космос в этом году.

Ну а то, что Украина производит продуктов питания больше,
чем может сама потребить говорит лишь об одном — с голоду мы не умрём никогда.
+
0
andrey2412
andrey2412
14 февраля 2019, 10:42
#
Я уверен, что вы видели структуру экспорта. Там в большинстве своем сырье, а это значит, что вся эта стабильность экономики ровно до момента падения цен на металл или зерно. Высокий уровень экспорта ИТ услуг говорит о хорошей системе образования, которую все время хотят реформировать. Но снижении уровня жизни, ухудшение в медицинской сфере, образовании, устаревание инфраструктуры приведут к тому, что специалисты уедут, как и написанно в статье.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
14 февраля 2019, 10:49
#
Тобишь нада как Кучма резать с/х шоп для красивой цыхерки в % все было. Мол делали 10000000 никому ненужных чугунных валянков и это 0,0000001% ВВП. А потом зарезали с/х потому-что дотационному зверью и прочим бракоделам неприятно и стало 10% ВВП от чугунных валянков. Так? Зато приятно то как, бракоделы могут ощутить себя нужными и важными.

Ох вейт не стало так как с/х дотировало миллиардные возвраты ндс валянокделам. Чот ваще ВВП/ч стал
1000 шариковых-ручек ручной сборки.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
14 февраля 2019, 10:55
#
andrey2412

А какие ваши предложения…
— неужели отобрать у всех загран-паспорта, чтобы не дай бог никто никуда не смог выехать.
— неужели ухудшить школьное и ВУЗовское образование до такой степени, чтобы из школ и ВУЗов выходили не победители международных олимпиад по математике, физике и информатике а только грузчики, охранники и продавцы.

Кстати, украинцы Крыма и Донбасса таки добились своего — у них однозначно есть проблемы с выездом за границу, если нет украинского паспорта а только российский у крымчан или паспорт «гражданина ДНР» у жителей оккупированного Донбасса.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
14 февраля 2019, 11:10
#
Несомненно, а еще заставить аграриев НДС доплачивать, иш чо. Кормят их. Да еще и не сачкуют, вот пошел бы на завод, отметился, водочки вжух, потом настойки, потом пивасика, потом протер станок, смазал ходовые части. На легке пошел покушал. Пришел, чуток стружки наточил. Опилки убрал, на бочек ляг, поспал немного. Пока спишь слышишь ВВП тяжелого машиностроения растет. Вот-вот оно вырастет и станет Онтрей не алкашом, люмпеном и социалистом, а уважаемыми работником труда, титаном мысли, гением опилкоточения, повесят его [фото] в на доске почёта, а на его иконы будут люди молится.
+
0
fae
fae
14 февраля 2019, 12:16
#
А в чем проблема восстановить укр паспорт крымчанам?
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
14 февраля 2019, 13:03
#
«А в чем проблема восстановить укр паспорт крымчанам?»

В психиатрии это называется раздвоением личности.

Это когда любишь Россию и молишься на неё,
получаешь паспорт с двуглавой курицей на обложке
и гордо им тычешь всем соседям, радостно реагируя
на любое фото своего кумира (Путина).

А потом втихаря едешь в Украину закупаться
украинскими лекарствами и продуктами и подлечиться
в украинских поликлиниках и больницах.
А если решил смотаться на курорты Турции или Египта,
то также втихаря получаешь украинский биометрический паспорт
для безвизовых путешествий по большому перечню стран мира.

Вот так и живут сегодня крымчане:
— внешне они граждане РФ и даже поддерживают Путина во всех его начинаниях,
вплоть до физического уничтожения Украины.
— но в глубине своих карманов у большинства надёжно спрятан
не только общегражданский украинский паспорт
но также и биометрический загранпаспорт гражданина Украины.

К сожалению, эта дилемма не даёт чёткого ответа — граждане какой страны населяют сегодняшний Крым.
+
0
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 8:20
#
То же самое — уезжают из Украины в Италию или в Германию на ПМЖ, а протезировать зубы втихаря в Украину ездят, да и подлечиться заодно. Или Вы только крымчан видите, а остальных нет?
+
0
yarg
yarg
15 февраля 2019, 9:00
#
Тем что они публично гадят на Украину, но из-подтишка пользуются ее благами.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
15 февраля 2019, 20:32
#
Elena1997
«То же самое — уезжают из Украины в Италию или в Германию на ПМЖ»

К сожалению, не то же самое…
Вы принципиально не желаете видеть разницы между теми, кто уехал на ПМЖ в страну своей мечты (Италию, Германию и т.д.) и теми, кто страну своей мечты («русский мир» + Россия) привёл на украинскую территорию.
Никто не мешал и не запрещал крымчанам и донецким фанатам «русского мира» переехать на ПМЖ в Россию и там остаться работать и жить, как это делают украинцы, уезжая в Италию и Германию.

+
0
fae
fae
14 февраля 2019, 12:18
#
«Ну а то, что Украина производит продуктов питания больше,
чем может сама потребить говорит лишь об одном — с голоду мы не умрём никогда.»
Как ни странно но для выращивания хавки нужен бензин о_О. А он в немалой доле импортный.
Так что шансы на голодомор есть, пусть и теоретические.
+
+16
Qwerty1999
Qwerty1999
14 февраля 2019, 13:06
#
Не бензином единым сейчас живёт автомобильная отрасль.

Но фанаты «русского мира» до сих пор бредят идеей о том,
что кроме России в мире больше никто не умеет
добывать нефть и газ а также производить качественный бензин.

+
+15
Elena1997
Elena1997
15 февраля 2019, 8:23
#
Белоруссия нефть добывает, ага, а Словения газ, ага. А то, что это всё из РФ — глаза закроем, ага :)
Или зачем нам уголь дешевый, мы из Пенсильвании купим втрое дороже, ага, а то не приведи господь пенсильванским рабочим придется ехать батрачить на пана в Польше если свои шахты закроют, ага, поддержим их ;)
+
0
yarg
yarg
15 февраля 2019, 8:36
#
Наоборот. Мы свои шахты развиваем. Импортируем только антрацит, который не добываем. Белорусский бензин из российской нефти. Вы этого не знали? Ну и ну…
+
0
fae
fae
15 февраля 2019, 18:57
#
От того что мы будем покупать нефть и газ не у РФ она дешевле не станет, а вот наоборот — вполне.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
15 февраля 2019, 19:04
#
fae

В Европе российского газа всего 30% а остальной газ не российского происхождения так что не перенапрягайтесь, переживая за доходы РФ от торговли газом.
+
+15
yarg
yarg
14 февраля 2019, 13:55
#
«Поэтому безвиз для украинцев пришелся весьма кстати»

люблю финансовых экспертов.

А причем здесь безвиз? Для работы за границей нужна виза. Дают ее без проблем — поляки выдали за год миллион рабочих виз.
даже если отменить безвиз — на выезд за границу это никак не повлияет.

но иксперды упорно твердят — «все зло от безвиза». А я скажу — все зло от икспердов, которые ленятся разобратся в нюансах реальной жизни и пищут выдумки.
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
14 февраля 2019, 13:57
#
Тонко типа если отменить безвиз то все резко захотят на минималку работать
+
0
mary27
mary27
14 февраля 2019, 20:07
#
100%)
+
+1
Qwerty1999
Qwerty1999
15 февраля 2019, 20:44
#
Кстати, может Виталий Шапран не знал или просто забыл,
но безвизовый режим посещения украинцами Белоруссии и России
был всегда — и небо не упало на землю и все украинцы
не переехали на ПМЖ ни в Минск ни в Москву.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться