Минфин - Курсы валют Украины

Установить
16 ноября 2018, 7:51 Читати українською

Б/у схемы: почему рынок наводнили проблемные авто, и как их вычислить

«Минфин» разбирался какие схемы используются при продаже подержанных машин в Украине, можно ли их вычислить еще до покупки, и что делать тем, кто все же стал «счастливым» обладателем легковушки с двойным дном. 

Продажи подержанных автомобилей в Украине продолжают бить рекорды. По данным ассоциации «Укравтопром», в сентябре на учет поставили 17 000 машин, что на 29% больше, чем годом ранее. При этом только 6800 из них граждане приобрели в салонах, остальные 10,2 тыс. — это подержанный импорт. Плюс — есть еще внутренние перепродажи.

Многие водители покупают машины по доверенности, не переоформляя их на себя. Поэтому точной статистики по этому сегменту нет. Но эксперты считают, что речь идет, как минимум, о десятках тысяч ежемесячно. То есть доля автомобилей с пробегом постоянно растет и уже достигает 60%, а сам подержанный автопарк, по сравнению с прошлым годом, вырос почти вдвое, — констатируют в «Укравтопроме».

Авто с сюрпризом

Столь лакомый кусок уже привлек внимание разного рода мошенников. Глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий констатирует — количество схем на рынке б/у автомобилей постоянно растет. «Продают ворованные машины, двойников, после ДТП и пожара под видом «не битых и не крашеных», — рассказал он «Минфину». Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец говорит, что к ним обращаются клиенты, которые купили проблемные авто, в частности, неправильно выведенные из-под банковского залога.

Причем нередко новые владельцы узнают, что с их машиной что-то не так, только когда получают судебное уведомление или постановление о конфискации авто.

По данным «Укравтопрома», самые популярные среди украинских водителей — подержанные Volkswagen. В сентябре их поставили на учет более 1500 шт. На втором месте Renault (около 1400 шт), на третьем — Skoda (порядка 1000 шт.). В пятерку попали также Ford (690 шт.) и Nissan (579 шт.). Собственно, эти же марки чаще всего участвуют в различных схемах. Мошенники также любят премиальные авто — Mercedes, BMW, Lexus и др. Их продажи невелики, зато на состоятельных покупателях можно больше заработать.

«Двойники» и «конструкторы»

Эксперты называют несколько схем, которые массово используются на рынке б/у автомобилей.

На первом месте по массовости — продажа так называемых «двойников». Речь идет об автомобилях с «чужими» номерами или документами. Это либо ворованные машины, которые снабжают вполне легальными номерами и техпаспортом, но только на другое авто, или же иномарки из Европы или США. Их специально пригоняют под документы украинских автомобилей, тех, которые уже не на ходу (после ДТП, пожара и пр.). Такие модели не нужно растамаживать, на них просто цепляют украинские номера и выгоняют на авторынок на продажу. Но есть нюанс — VIN- номер в этом случае будет «неродным». Следовательно, такая машина на территории Украины считается незаконной. Ездить на них можно до первого любознательного полицейского, а перепродать и вовсе нереально.

Большой вопрос также к состоянию таких автомобилей. «Часто продаются авто после так называемой «модификации». То есть это даже не одна машина, а соединенные вместе части нескольких разных иномарок, причем, сварены эти запчасти в гаражных условиях. Такие авто элементарно опасны», — говорит Олег Омельницкий.

Заказать кредитную карту для водителей 

VIN- номер — это уникальный идентификационный номер автомобиля, состоящий из 17 цифр. Его дублируют сразу на нескольких частях транспортного средства — на раме передней двери, возле ветрового стекла, на руле, внутреннем своде колеса, на двигателе. Плюс — номер указывается в техпаспорте авто (указан как номер двигателя), хотя как раз исправить его в документах — не проблема.

Но многие водители могут даже не подозревать, что ездят на «конструкторе». По словам Омельницкого, если покупатель приобретает авто по доверенности и не переоформляет его на себя, то детальная проверка VIN- номера не проводится.

Поверхностная сверка номера на двигателе и в техпаспорте, которую в общем-то может провести даже обычный покупатель, еще не гарантирует, что проблемы нет.

«Это возможно сделать через базы сервисных центров МВД, а они закрыты для рядовых граждан. Как показывает практика, зря. Там нет никакой секретной информации, а вот если бы эти базы сделали общедоступными, случаев мошенничества стало бы намного меньше», — считает Ростислав Кравец.

Удивляют масштабы этой аферы: только официально в прошлом году выявлено 1200 случаев, и, судя по всему, это лишь вершина айсберга, — говорит Омельницкий.

Эти 1,2 тыс. несовпадений реальных VIN- номеров и указанных в базах данных, зафиксировали в МВД, проверяя автомобили при их постановке на учет. То есть машины, которые были проданы без переоформления, в данную статистику не попали.

Всего в Украине перепродается порядка 500 тыс. б/у авто в год. И эксперты допускают, что «двойников» среди них может быть до 10%, то есть около 50 тыс. авто.

Ворованные и залоговые

Отдельная категория на рынке б/у автомобилей — ворованные машины. Недорогие модели отправляются прямиком на запчасти, а вот премиальные угонщики стараются перепродать. Реализуют их или по полностью поддельным документам (то есть реального авто, на которое выдан конкретный техпаспорт, не существует), или же как двойники. В последнем случае документы легальные, но выданы на совсем другое транспортное средство.

Частота угонов в Украине поражает — 14-15 авто в день. По данным МВД, за первое полугодие этого года в список ворованных попало более 2,7 тыс. машин. В конце октября полиция совместно с СБУ и прокуратурой накрыла в Киевской области целую базу угнанных иномарок. В автопарке угонщиков — Тoyota, Lexus, Honda, Acura, BMW, Range Rover и Mercedes. Мошенники устроились с размахом — автомобили хранились на площадях более 1 тыс. кв. м. Правоохранители изъяли у них также «наборы», позволяющие превратить ворованный автомобиль в абсолютно честный: приборы для изменения идентификационных данных, заготовки и голографические защитные элементы для техпаспортов, автомобильные номерные знаки и др.

Как правило, продаются такие автомобили с большим дисконтом — на 30-50% дешевле рыночных цен, на что, собственно, и клюют покупатели.

Еще одна «ловушка» — залоговые авто. «На рынке еще достаточно много машин, которые были куплены в кредит на волне массовой выдачи таких займов. И часть из них проблемные - то есть собственники за них платить не могут или не хотят. Поэтому ищут различные способы незаконно вывести транспортное средство из списка залогового имущества и продать», — рассказал Ростислав Кравец. По его словам, таких случаев сейчас — тысячи. «Обращаются многие водители, которые попали на такую схему. Некоторые из них, казалось бы, приобрели авто вполне легально: на специальных площадках по реализации банковского залогового имущества. Но потом оказывается, что авто были выведены из залогового списка незаконно, нередко это делают за деньги сами банковские работники», — рассказал Ростислав Кравец. В итоге, хоть деньги и уплачены, банк в любой момент может потребовать свое имущество обратно и человек, в итоге, остается ни с чем.

Как перестраховаться

Пожалуй, единственный способ вычислить проблемное авто еще на этапе покупки — переоформить его на свое имя в сервисном центре МВД. Такая услуга стоит порядка 1,5-2 тыс. грн. Но зато при перерегистрации транспортное средство проверяется не только по специальным базам данных, но и «вживую» — экспертом. «Если авто перерегистрировали, но пропустили обман, владелец сможет хотя бы судиться с Нацполицией и рассчитывать на разрешение дела в свою пользу и получение компенсации. Но если проблемное авто куплено по доверенности, можно остаться и без машины, и без денег», — говорит Кравец. Оспорить схему с залоговым авто можно через суд, но успех также не гарантирован.

По словам Кравца, если бы МВД открыло базы данных, 99% мошеннических схем можно было бы предотвратить с помощью элементарной проверки легковушки прямо на авторынке. Но пока этого нет, покупатели должны перестраховываться сами. Один из доступных вариантов — проверка через официальные дилерские центры новых авто. «Такой способ действительно можно считать одним из элементов проверки», — подтвердил представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов. Дело в том, что они имеют доступ к общеевропейским базам данных, а там указана вся история проданных компанией машин за несколько лет — реальный пробег, сервисное обслуживание, техническое состояние и др. 

Константин Сопрыкин

Комментарии - 22

+
+99
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 9:39
#
Очень интересное изложение материала, особенно в части «двойников», т.е. купить их и зарегистрировать на себя вообще без проблем, а вот «перепродать и вовсе нереально». По мнению автора у нас МРЕО покупки и продажи авто это разные МРЕО с разными базами, или как он это себе представлял?
+
+82
yanochka2015
yanochka2015
16 ноября 2018, 14:14
#
Не, не так… По факту вы ее не регистрируете вообще, а подгоняете под готовые документы, а вот при продаже с переоформлением, когда будет экспертная проверка, могут найти элементы мошенничества и тогда все) приехали. Именно это имел ввиду автор. так оно и есть
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 16:03
#
Вы ещё более оригинальны, как же Вы собираетесь продавать то что «По факту вы не регистрировали вообще»? :) Если человек покупает авто ради запчастей он его покупает ради запчастей, если для того чтобы на нем ездить и потом продать, то он покупает авто и регистрирует его в МРЕО со всеми полагающимися проверками.
+
+62
yanochka2015
yanochka2015
16 ноября 2018, 16:17
#
Вы просто критикуете статью не поняв ее смысла. Автор по-моему четко написал, что документы и двойники — это удел мошенников. Такую могут пригнать под уже сгоревшую или угнать и перебить номер, но машина будет в зоне риска. Хотя лично знаю людей, которые ездят на двойниках и в полиции вкурсе) главное пределы города не покидать, чтоб на чужих не нарываться) такие машины обычно продают по доверенности и за сущие копейки (если по нормальному, с описанием ситуации), ну а конкретным лохам (в понимании продавца) максимально маскируется и перебивается до идеала и продается по доверенности, чтоб сэкономить, но если человек захочет продать ее официально через мрео, то тут может быть нежданчик. Вы как в лесу живете. Перечитайте внимально статью, потом критикуйте. По-моему все нормально изложено
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 17:52
#
Похоже в лесу живете Вы, уже несколько лет доверенности никто не спрашивает. Вы машину либо покупаете и оформляете на себя либо берете поездить, достаточно техпаспорта. Ну лично я, не встречал идиотов отдающих 10к$ просто так, ради поездить. :), а может это авто угнали 15 минут назад? Это что в той голове должно быть, чтоб так покупать?
+
+24
yanochka2015
yanochka2015
16 ноября 2018, 18:01
#
Поверьте) таких людей уйма. Еще, как автор описал, эксперт может и не увидеть, что тачка перебита, если работали профи) А при перепродаже другой может докопаться. Странно, что вас это так удивляет) Мы ж в Украине живем. с приходом Пети, коррупция увеличилась в разы. Сейчас творят что угодно. Это реальность) Вас завтра так заговоряти так вам навешают, что вы и сами не поймете, как взяли тачку с рук, чтоб завтра поехать ее переоформить самому (это я образно). Все ж мы люди, много доверчивых или жадных. Сэкономил на переоформлении — попал на двойника)
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 18:34
#
Особенности жизни в Украине конечно непредсказуемы, но они не входят в рамки данной темы, я комментировал лишь нормальный механизм, т.е. проблемы при официальной продаже могут возникнуть только после того как Вы официально купили авто. А вот чужое авто действительно «перепродать и вовсе нереально» и не важно какие у него номера и есть ли они вообще.
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 18:04
#
«главное пределы города не покидать, чтоб на чужих» мы все знаем людей которые ездят пьяными ездят как хотят и им всё пофиг, это совсем другой разговор. Мой пост касался странного изложения материала статьи, автор статьи утверждает что авто с левыми номерами потом нельзя продать, я с ним абсолютно согласен, но только нельзя продать не из за левых номеров, а потому что как говорил один мультперсонаж: «Чтобы что то продать, его сначала нужно купить». :)
+
+185
DataProvider
DataProvider
16 ноября 2018, 10:39
#
>>По словам Кравца, если бы МВД открыло базы данных, 99% мошеннических схем можно было бы предотвратить с помощью элементарной проверки легковушки прямо на авторынке.
Кравец действительно не понимает, что 99% мошеннических схем крышуется МВД?
+
+22
Captain  Cisco
Captain Cisco
16 ноября 2018, 10:53
#
Кстати даже в РФ например базы давно открыты. А вообще, влетают как обычно от глупости и жадности. Заплати чуть больше и купи нормальную машину-так нет, там же ж на 1000-2000 дешевле. А дальше-как всегда.
+
+85
AleksandrBank
AleksandrBank
16 ноября 2018, 11:11
#
Переоформление в связи рвисм центре МВС не 1.5-2 тыс грн, а до 1000 грн.
Сам лично продавал б.у. авто. Эксперты от МВС хорошо проверяют, они сразу видят где может кроиться подлог.
Потому делайте сразу и переорфмляйте на себя. Так как штрафы новые будут приходить на адрес владельца, если вы продадите по доверенности через нотариуса, у вас потом могут быть проблемы в виде писем счастья нового владельца и будете потом доказывать
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 16:06
#
А шо бывают уникумы, которые отдают 10-20тыс $ продавцу, просто так под честное слово, не оформляя авто на себя? :)
+
+42
Captain  Cisco
Captain Cisco
16 ноября 2018, 17:31
#
Вы будете удивлены, но до недавнего времени таких было большинство. Последнее переоформление летом этого года обошлось всего в 700 с копейками гривен, при вполне себе комфортной процедуре. Тут покращення есть, стоит признать.
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 17:55
#
Ключевое слово в Вашем посте:
«до недавнего времени», т.к. доверенность уже пару лет никому не интересна, у покупателя есть только 2 выхода, либо покупать и оформлять, либо отдать деньги непонятно за что. Да и раньше авто больше 1000$ мало кто рисковал покупать по доверенности.
+
0
Leha PWNZ
Leha PWNZ
16 ноября 2018, 19:20
#
Я бы не сказал, что прям уж больше 1000 баксов мало кто покупал, сам знаю, что если не 50%, то 30 так точно покупали машины по доверенности, я не понимал этого не 5-8 лет назад, и тем более не понимаю этого сейчас. Но факт остается фактом, особенно касалось это различных ланосов, вазов и т.д. + иномарки не первой свежести и стоимостью до 10-12к, улетали по доверенностям на раз.
+
0
matroskin
matroskin
16 ноября 2018, 22:36
#
Ну я лично знаю только одного счастливого обладателя «девятки» по-доверенности, через 3 месяца после покупки машину тормознули забрали на штрафплощадку, т.к. на её владельца есть решение суда об аресте его имущества. К счастью продавец оказался нормальным человеком, дня за 4 всё конечно порешали, таки заплатил он за переоформление+за штрафплощадку, т.к. продавец, вполне аргументированно, заметил, что именно покупатель захотел по доверенности, и платить за его желание сэкономить он не будет. А мог бы просто послать, и пошло б авто с молотка на погашение его долга. :)
+
0
Gmd87
Gmd87
19 ноября 2018, 12:03
#
Дві неділі назат звертались востаннє.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
16 ноября 2018, 18:28
#
Да и таких много, в т. ч.и когда 40 тыс дол +
+
0
ukas
ukas
16 ноября 2018, 17:35
#
Покупал б/у машину на прошлой неделе. Переоформлял на себя. Все услуги — договор купли-продажи, вытяг из реестров, снять с учета, сделать экспертную проверку номеров кузова/двигателя, поставить на учет, получить новый техпаспорт и номера, заняло где-то 2,5 часа и стоило менее 600 грн. в кассу там же. Сервисный центр в Одессе, в районе дилера Мерседес на начале Киевской трассы.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
16 ноября 2018, 18:30
#
У меня где-то 850-900 грн вышло в Киеве

Потому я и написал, никаких 1.5-2 тыс нету
+
0
Gmd87
Gmd87
19 ноября 2018, 12:05
#
Підтримую 750 грн. у Вінниці, звідки 1500 грн. незрозуміло.
+
+73
ZakharAl3
ZakharAl3
16 ноября 2018, 21:43
#
«Если авто перерегистрировали, но пропустили обман, владелец сможет хотя бы судиться с Нацполицией и рассчитывать на разрешение дела в свою пользу и получение компенсации." Это миф. Расскажу что будет. Когда вы купите авто через сервисный центр МВД. Машину перед покупкой проверят и если не заметят косяков со следами вварки вин номера вам ее благополучно оформят выдадут номера и вы станете счастливым владельцем до следующей продажи. Когда при следующей продаже эксперты найдут данный косяк. Вы заявите что когда покупали то авто осматривали и проблем не нашли значить ошибку допустили эксперты. Вам ведь нечего скрывать вы номер не переваривали. На что вам ответят что эксперты не могли ошибиться и на момент покупки с вин номером было все нормально, это вы его потом сами переварили. И в суде суд станет на сторону экспертов, т.к. вы все равно не сможете доказать что номера вы не переваривали. По этому могу дать один совет. Покупайте толщиномер краски и самостоятельно обследуйте элемент кузова где выбит вин номер. Если номер вваривался то толщиномер обнаружит шпатлевку и повторную окраску. За одно и проверите авто на предмет лакокрасочных или кузовных работ.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться