8 ноября Верховная Рада приняла законопроект №8488, который вызвал не только протесты водителей авто на еврономерах, но и волну горячих дискуссий в соцсетях. Некоторые считают новые правила восстановлением справедливости, в то время как другие — очередными попытками власти ограничить права «простого украинца».
Новые правила и штрафы для владельцев «евроблях»
Редакция Экономической Правды выяснила, что изменится для владельцев «евроблях» после принятия нового закона, а также представила интерактивный калькулятор расчета акцизного налога.
8 ноября Рада приняла два законопроекта о так называемых «евробляхах» — во втором чтении и в целом. Ко второму чтению поступило 94 предложения, часть из них была предоставлена представителями организации «Авто Евро Сила».
Параллельно с этим владельцы авто на «бляхах» два дня подряд у здания парламента проводили акцию протеста с требованием учесть их предложения. При рассмотрении в налоговом комитете 6 ноября восемь поправок было учтено полностью, шесть — частично. Теперь проекты должны подписать спикер парламента и президент, а уже на следующий день после опубликования они станут законами.
Как изменится расчет акциза для «евроблях»
Первый законопроект, который поддержали 250 народных избранников, касался изменения акцизного налога.
Сама формула расчета суммы акцизного налога не изменилась и выглядит так:
Базовая ставка х Коэффициент двигателя х Коэффициент возраста = Сумма акцизного налога
Рассмотрим подробнее все три составляющие. Как рассчитать коэффициент двигателя? Показатель объема двигателя разделить на 1000. А коэффициент возраста — это количество полных календарных лет.
Теперь по базовым ставкам. Они будут следующими:
- для авто с бензиновым двигателем до 3000 куб. см — 50 евро, свыше 3000 куб см — 100 евро;
- для авто на дизеле с объемом двигателя до 3500 куб см — 75 евро, более 3 500 куб см -150 евро.
Пример расчета акцизного налога
Рассчитанный по предложенной формуле акцизный налог будет меньше того, который действует сегодня. В то же время, акциз на старые авто будет выше из-за возрастного коэффициент.
Кстати, главным требованием представителей «Авто Евро Сила» была именно отмена указанного коэффициента. По их замыслу это бы позволило снизить стоимость полной растаможки до почти 40% стоимости авто на постоянной основе для каждого украинца. Однако это требование поддержано не было.
Стоит также отметить, что по сравнению с предыдущей версией законопроекта, нардепы установили предельный коэффициент возраста на уровне 15 лет. То есть, если возраст авто составляет 16-17 или 20 лет, к нему все равно будет применяться возрастной коэффициент 15.
Еще одно важное изменение — устанавливаются сроки льготного растаможивания «евроблях»: в течение 90 дней после вступления в силу закона владельцы авто «на евробляхах» смогут растаможить его с 50% скидкой. Но при условии выполнения определенных условий — о них далее.
Важно знать, что при растаможивании автомобиля уплачивается не только акциз. Чтобы ввезти иномарку в Украину, еще нужно уплатить НДС (20% от стоимости авто), ввозную пошлину (5-10% от стоимости) и сбор в Пенсионный фонд (3-5%). Вместе это получается около 30% стоимости.
Как будут штрафовать владельцев «евроблях»
Во время вечернего заседания депутаты в целом проголосовали и второй проект закона, которым ужесточили ответственность за нарушение таможенных правил. Что он предусматривает?
- Вводятся ограничения на количество авто, которые можно ввозить без так называемого «денежного обеспечения». Нерезидент сможет без денежного обеспечения ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль. Ввоз следующих транспортных средств будет возможным при наличии гарантии. Гарантом может выступить финансовое учреждение, которое возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.
- Человек, который ввез в Украину авто в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его. Также он не сможет использовать такую машину в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф — 34 тыс. грн.
- Любой другой человек, который получит транзитное или временно ввозимое авто во владение, пользование или распоряжение, или будет использовать такое авто в предпринимательской деятельности для получения дохода, также будет оштрафован. При первой фиксации правонарушения — на 8,5 тыс грн. При повторной фиксации штраф составит 17 тысяч грн, нарушитель будет лишен права управления на 1 год, также предусмотрено возмездное изъятие авто за счет нарушителя.
- За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители должны оплатить штраф. Его размер будет зависеть от количества дней превышения установленных сроков. За один день просрочки с нарушителя будет взыскано 170 грн, а за три дня уже 850 грн. Лишний месяц пребывания такого авто в Украине будет стоить нарушителю 170 тыс. грн или даже транспортного средства, которое может быть конфисковано по решению суда.
В законопроекте прописаны правила взаимодействия подразделений органа доходов и сборов, Государственной пограничной службы и Нацполиции. Если разрешенный срок пребывания иностранного авто в Украине истек, а машина так и не была вывезена, таможенник должен сообщить другим органам о совершении правонарушения. После получения сообщения полицейские должны отслеживать такое авто на дорогах, а пограничники, в свою очередь, должны не допустить пересечения границы лицом, которое ввезло его без уплаты соответствующих штрафов.
Кроме того, Нацполиция получит право сверять соответствие личности водителя авто с иностранной регистрацией лица, которое его ввезло. Если за рулем будет другое лицо, полицейский может наложить на водителя соответствующий штраф и сообщить о нарушении таможенных правил таможне.
Важно: протокол о нарушении, может быть составлен таможенником при отсутствии нарушителя, и вручен ему при выезде из Украины.
Новые правила — старые проблемы
Одной из самых больших проблем сейчас является то, что люди, которые пользуются машинами на еврономерах, не являются их фактическими владельцами. Большинство из них находятся на территории Украины с нарушением таможенных правил. Указанными изменениями проблема была решена, но только частично.
«Поскольку большинство машин оформлено на нерезидентов, очевидно, что вновь этих «верблюдов» привезти в Украину невозможно. Поэтому мы освободили от ответственности за нарушение соблюдения сроков и условий таможенных режимов временного везения или транзита лиц, выполнивших условия временного порядка таможенного оформления авто», — объяснила Южанина.
За такие нарушения украинцы получат возможность оплатить за третье лицо (фактического владельца — ЭП) штраф 8,5 тыс. грн. Деньги пойдут в Пенсионный фонд.
Однако проблема с владельцами авто осталась нерешенной. Для того, чтобы граждане могли растаможить машину, они должны иметь на руках документ о переходе права собственности на авто (соглашение о купле-продаже — ЭП) от гражданина или компании нерезидента к украинцу. Чтобы узаконить такое транспортное средство, необходимо сначала найти владельца. Он должен передать право собственности, а затем украинец со всем пакетом документов должен въехать в Украину в режиме импорта. Учитывая количество «евроблях» в Украине, сделать это будет крайне трудно. Тем более, что на льготный ввоз предоставляется только 90 дней.
Другой вопрос, который остается открытым — успеют все владельцы авто узаконить их в льготный период. По данным таможни, в Украине более 350 тысяч «евроблях». На самом деле это количество может быть в разы больше. Если предположить, что все они смогут собрать необходимый пакет документов и попытаются узаконить машины за 90 дней, на таможне могут возникнуть длинные пробки.
Впрочем, Южанина считает, что никаких проблем не будет. «Мы изучали этот вопрос. Больше всего, что нас беспокоило — способность наших таможенных органов. Мы потратили на изучение вопроса много времени, таможня готова для растаможивания авто», — сказала председатель Комитета.
Готовы ли граждане за короткое время собрать необходимый пакет документов и есть ли у них средства на растаможку — вопрос также открыт. Судя по реакции представителей «Авто Евро Силы», принятыми изменениями они не удовлетворены. Через несколько минут после принятия первого закона лидер активистов Олег Ярошевич сообщил, что они будут требовать наложения вето. А на странице организации появилось следующее сообщение: «Закон приняли с правками автоолигархов, против народа. Все области готовятся к всеукраинской акции протеста для ветирования закона президентом. Детали сообщим вскоре, будьте готовы».
Комментарии - 26
Алло, это Украина, а не Европа. У нас реинкарнацию ДПСника в канаву могут скинуть за претензию к собственности, т.е. евробляху =) Реформировали беззубую полицию, хочу посмотреть как их голыми в участок возвращать будут.
ну понятно… интересная отмазка.
Общество раскололи не СМИ, а движение мелких мошенников — «евро-*опо-сила», которое начало что-то там требовать от общества.
значит намекаете что это движение создала власть.
Отмазка — это считать что любая проблема вызвана попытками власти «разделить общество». При этом непонятно — а зачем это власти? лишь бы вставить свой пятак, как говориться
Ребята может пора платить, ездить и жить по законам как все остальные?!