Минфин - Курсы валют Украины

Установить
10 октября 2018, 8:03 Читати українською

Кто защитит потребителей финансовых услуг

Очень простой вопрос: «Куда податься потребителю-физическому лицу, который считает, что его права нарушены в сфере финансовых услуг?», — в Украине ответа на этот вопрос нет, — пишет в своем блоге на «Минфине» генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.

Дуже просте питання: «Куди податись споживачу-фізичній особі, який вважає, що його права порушені у сфері фінансових послуг?
Фото: Marketing.by

Или же Вас пошлют в «десять» инстанций. И это не потому, что финансовые учреждения пытаются доминировать. Нет. Например, в нашей ассоциации действует апелляционная комиссия на основе финансового омбудсмена, у наших коллег существуют аналогичные институции, а в парламент по инициативе, в том числе, бизнес-среды, наконец внесен Закон «Об учреждении финансового омбудсмена», который отрабатывала группа депутатов при поддержке USAID.

Ранее существовала Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей Украины, которая подчинялась МЭРТ и первому вице-премьер-министру Украины. Права потребителей финансовых услуг у инспекции были далеко не на первом месте, но такая служба была. «Comе on» — сказал бы американец в значении: «Не делайте из меня дурака».

В таких условиях новая команда Нацкомфинуслуг (один из трех существующих финансовых регуляторов, находящихся в ветви власти Президента Украины) с 2015 года, имея довольно слабый ресурс в осуществлении профессионального (пруденциального) надзора, начала «работу по жалобам». В то время Верховная Рада Украины секвестрировала функции Национальной Комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг в отношении любого другого влияния на небанковский финансовый сектор. Это сделали в ожидании внедрения президентского, первоочередного законопроекта №2413 о перераспределении функций Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР.

Таким образом, Нацкомфинуслуг постепенно с 2015 года де-факто взяла на себя функцию, которую другие органы в системе государственного управления не совершали. Для «чистоты эксперимента» следует заметить, что может в недрах Кабмина, кто-то, где-то, кому-то и отчитывался по какой-то работе в этой сфере. Зато результат такой работы зафиксирован в который раз в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в 2017 на странице 100: «Результаты мониторинга Уполномоченного показали, что в течение 2017 продолжались также нарушения имущественных прав граждан — потребителей финансовых услуг.

По-прежнему, основными причинами такой ситуации являются:

— недостаточно эффективная и непрозрачная деятельность Национального банка Украины по обеспечению стабильности национальной денежной единицы;

— недостаточно эффективная деятельность органов государственного надзора и контроля в сфере финансовых услуг;

— низкая осведомленность граждан в сфере финансовых услуг;

— ограниченность доступа потребителей финансовых услуг к информации о деятельности финансовых учреждений и непосредственно об услугах, которые ними предлагаются».

Отрицать то, что Правительство не дорабатывает в этом направлении, становится невозможным.

Вернемся к первоочередному, президентскому законопроекту № 2413а, под названием СПЛИТ. Требование развития действенного Регулятора — требование времени. Законопроект № 2413а в этом году начал двигаться в сторону принятия, оттесняя владельцев и менеджмент финансовых учреждений, которые привыкли играть по нечестным правилам, от их «корыта». Здесь не помешает вспомнить об отсутствии механизма проверки «деловой репутации» в небанковском секторе, кроме знаменитой справки об отсутствии судимости. Как вы думаете, что бросились защищать сторонники? «Оставить все, как есть»? Конечно! Они стали самыми искренними защитниками потребителя. На словах.

Ок. Меня здесь радует одно. Тему защиты права собственности на имущество/имущественные права в финансовом секторе начали освещать. И даже предлагать «решение» — оставить, как есть.

Еще до Революции Достоинства Нацкомфинуслуг прославился громкими уголовными делами и давлением на рынок в части так называемого регулирования хозяйственной деятельности. Есть ли необходимость возвращаться к коррупционному прошлому, вернув Нацкомфинуслуг тот мандат, который был у нее ДО Революции Достоинства? Для некоторых сил в парламенте и бизнес-среде ответ однозначен. ДА, — есть такая потребность. Однако такая идея идет в разрыв с политикой дерегуляции, которую пока осуществляет МЭРТ.

Ответ для тех, кто хочет перемен и работать по цивилизованным правилам европейского сорта — очевидно, что возвращаться к прошлому нельзя. В конце концов, мы не некроманты. Но оказалось, что теперь нужно позаботиться и о работе Кабинета Министров Украины. При трансформации Регуляторов нужно найти решение, какой государственный орган возьмет на себя защиту прав потребителей физических лиц в финансовом секторе. Для этого у нас есть год-полтора до введения в действие 2413а. Айда к работе? «Come on», — объединяемся! Это может быть и финансовый омбудсмен, который финансируется обычно теми же финансовыми учреждениями на которые жалуются.

У меня нет рецепта, что делать тем, кто вцепился в старое и хочет его сохранить. У меня нет рецепта, что делать тем, кто боится, кроме того, чтобы читать литанию против страха, которую приведу здесь. Она из моего любимого произведения Фрэнка Герберта.

«Я не должен бояться.

Страх — убийца разума.

Страх — это малая смерть,

что влечет за собой полное уничтожение.

Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.

Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня.

И, когда он уйдет, я обращу внутренний взгляд на его путь.

Там, где был страх, — НЕ БУДЕТ НИЧЕГО.

Останусь только я.»

Повернись лицом к своему страху, иначе он ударит тебе в спину.

Комментарии - 1

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
10 октября 2018, 19:37
#
СБУ провела обыски в кредитной компании Moneyveo
https://mbiz.censor.net.ua/news/3090719/sbu_provela_obyski_v_kreditnoyi_kompanii_moneyveo

Эта компания давно напрашивалась
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться