Впервые в Украине прошел форум по финансовой инклюзии Finclusion UA, организованный Mastercard и Национальным банком Украины. Более 200 участников и гостей события, среди которых — спикеры из Азербайджана, Великобритании, Польши, Сингапура и Швеции, обсудили, как включать людей в финансовые услуги и почему это важно для государства и бизнеса.
В Киеве состоялся первый форум по финансовой инклюзии Finclusion UA
Яков Смолий, Глава НБУ, отметил, что залог формирования устойчивой финансовой инклюзии находится в трех плоскостях: доступность финансовых услуг, финансовая грамотность и защита прав потребителей.
«По подсчетам Всемирного банка, в 2011 году среди взрослого населения Украины 41% жителей имели по крайней мере один банковский счет. В 2017 году этот показатель вырос и составил уже 63%. В мировом масштабе показатель Украины средний, однако он ниже, чем у государств нашего региона», — отметил глава Национального банка.
На сегодня 100% уровня финансовой инклюзивности населения уже достигли такие страны, как Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и Австралия. Вместе с тем, более 138 млн европейцев не имеют банковского счета.
Вера Платонова, генеральный директор Mastercard в Украине, представила результаты опроса, проведенного Mastercard накануне форума среди участников украинского рынка – банкиров, представителей бизнеса и госслужащих. 45% опрошенных определили уровень финансовой включенности в Украине как низкий.
«По мнению участников опроса, ключевыми причинами такой ситуации и, соответственно, барьерами на пути к финансовой инклюзии является недостаточная финансовая грамотность, неготовность к новому опыту, низкий уровень и слабое доверие к финансовой системе в целом. При этом пути к дальнейшему развитию эксперты видят в интеграции сервисов в инфраструктуру города, расширении сети доступа к финансовым сервисам, а также во внедрении новых финансовых услуг», — поделилась Вера Платонова.
Ян Тейлор, вице-президент по развитию бизнеса, правительственный и общественный сектор, Mastercard Europe, отметил, что на сегодня 2 млрд или 39% глобального населения остается за пределами финансовой системы. При этом высокий уровень финансовой включенности способствует развитию иностранного инвестирования в стране, росту среднего класса, гендерного равенства, развития туризма, малого и среднего бизнеса. Опыт пользования сервисами и формирование привычки у потребителя, по мнению Яна Тейлора, — одни из ключевых факторов для финансовой включенности.
Скотт Бэйлз, управляющий директор Innovation Labs Asia, эксперт по вопросам финансовой инклюзии, на форуме рассмотрел, как тщательный интерес к человеческим потребностям в ежедневном использовании денег становится источником важных изменений и формирования финансово инклюзивного общества.
В свою очередь советник департамента финансовой стабильности Sveriges Riksbank Габриэль Сёдерберг, рассказал о становлении безналичного общества и финансовой вовлеченности населения в Швеции (уровень финансовой инклюзии – 100%), отметив, что путь к финансовой инклюзии был комбинацией инициатив как со стороны государства, так и частного сектора.
Фират Сабит, руководитель службы консалтинга на быстрорастущих европейских рынках Mastercard, поделился с гостями форума опытом проекта Roadmap to Cashless Azerbaijan, сосредоточив внимание на том, как проходило исследование теневого рынка Азербайджана и разрабатывалась стратегия трансформаций к безналичной включенной экономике страны.
В рамках панельных дискуссий были представлены успешные кейсы и проекты, нацеленные на развитие финансовой включенности в Украине, среди них – опыт «Укрзалізниці», Vodafone, WOG, Укрпочты, Киевского метрополитена и других компаний.Особое внимание спикеры форума уделили диджитал-сервисам и их потенциалу в формировании финансово включенного общества.
По мнению экспертов, будущее финансовых сервисов — за удобством, простотой, минимумом действий и универсальностью.
В конце форума Александр Яблунивский, директор Департамента платежных систем и инновационного развития НБУ, и Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, сделали вывод, что в общем в финансовой инклюзивности бизнес видит бизнес-возможности, при этом задачей государства становится создание соответствующих условий для их комфортной и эффективной реализации.
Комментарии