23 мая 2018, 17:21 Читати українською

Как отобрать госбанки у политиков

В этот четверг профильный финкомитет Рады планирует рассмотреть два законопроекта об управлении госбанками: основной депутатский 8331 и альтернативный ему 8331-1. Чем отличаются эти документы и что ожидает госбанки в случае принятия каждого из них, на своей странице в Facebook написал эксперт финансового рынка, юрист Александр Ярецкий. 

В этот четверг профильный финкомитет Рады планирует рассмотреть два законопроекта об управлении госбанками: основной депутатский 8331 и альтернативный ему 8331-1.

Разница между этими двумя законопроектами в части именно подходов к регулированию управления госбанками принципиальная.

Авторы первого законопроекта, надеюсь, искренне верят в то, что для исключения политического влияния на госбанки достаточно выбрать в их набсоветы большинство независимых директоров, кандидаты в которые должно предложить ведущее кадровое агентство, отобранное КМУ и имеющее опыт подбора управленцев в ведущие мировые банки. Выбирать при этом самих директоров будет все равно правительство, но только из предложенных таким способом кандидатов.

Авторы альтернативного законопроекта подошли к проблеме нейтрализации политического влияния на банки абсолютно по-другому. Признавая, что этого в нашей политической системе все равно не избежать, какими бы формально независимыми не были директора в их набсоветах, они предложили иное решение для его нейтрализации. Через признание государственной банковской группы и создание отдельной управляющей компании банковской группы для госбанков и банков, контролируемых государством (что и так должно было быть реализовано Минфином и НБУ согласно требований закона о банках и банковской деятельности), обеспечение равного представительства (баланса) президентской, правительственной вертикалей и ВРУ, максимальное усложнение принятия решений по существенным сделкам банков и утилизации такого влияния на уровне управляющей компании без возможности прямого вмешательства отдельной вертикали власти непосредственно на уровне банка (в отличие от сегодняшнего состояния, где госбанки поделены между НФ и БПП).

У каждого из предложенных вариантов есть свои сторонники и противники, преимущества и недостатки. Лично я не верю в успешную реализацию в нашей стране первого варианта, потому что для этого придется поверить, что банки, контролируемые государством, перестанут быть предметом торгов для правящих политсил. Потому мне представляется предложенный альтернативный законопроект  в этом плане более честным. Кроме того, его реализация дает возможность попутно решить много других важных задач: иметь качественную экспертизу рынка, возможности по комплексному управлению ресурсами всех госбанков (а ля стратегический КУАП), реализацию консорциумного кредитования и пр. Кроме того, в рамках банковской группы могут быть решены вопросы управления и вспомогательными компаниями, например, по управлению NPL.

Комментарии - 4

+
+25
Игорь Коляда
Игорь Коляда
23 мая 2018, 21:39
#
На мой взгляд, при нынешнем устройстве государственной системы, когда основанные на телефонном праве, кумовстве и сватовстве «вертикали власти» не работают, реализация любого из этих законопроектов потерпит фиаско.
+
0
Wless
Wless
24 мая 2018, 7:15
#
Автор доступно изложил благодарность за краткость. Но не получится нечего. как же они у себя деньги то заберут
+
+8
AleksandrBank
AleksandrBank
24 мая 2018, 10:02
#
Если брать реалии. УкрГазБанк может и продадут 20% кому-то, хз успеют ли до 2018 г… Это мало что решает.
Ощад — не думаю что в 2018 это свершится. потом выборы, короче — тут забудьте!
УкрЭксим — забудьте.
Приват — никто не сможет поглотить, также нет надежды.
+
0
bonex
bonex
24 мая 2018, 23:04
#
Сладкие мечты…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться