2018 год гривна начала со слабых позиций в более чем 28 грн/долл, укрепившись к первой неделе апреля до 26 грн за долл (а между этими датами успела побывать и ниже 26 грн/долл). Многие подсознательно оценивают этот тренд, как позитивный, однако это не совсем так.
Почему укрепление гривни — не всегда хорошо
Почему — в своей колонке на НВ обосновал директор департамента корпоративных финансов BDO Украина Андрей Боренков. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.
Несмотря на то, что внешний фон неплохой (цены на ресурсы растут, а платежный баланс и в 2016, и в 2017 году был позитивный), одной из важных причин роста курса национальной валюты остается работа НБУ по ограничению инфляции.
В начале 2018 год прогноз НБУ по инфляции за год составил 8.9%, однако уже за январь-февраль потребительские цены (к аналогичному периоду) выросли на 14.1%. Ключевая причина — высокий рост цен производителей в прошлом году (26.4%), который во многом связан с печально известным Роттердам+ и другими инициативами правительства. Цены производителей понемногу переносятся на потребителей, что и разгоняет потребительскую инфляцию.
Теперь НБУ снова перешел к увеличению учетной ставки: учетная ставка НБУ в несколько этапов выросла с 12.5% в конце октября 2017 года до 17% в начале марта 2018 года. Сама по себе учетная ставка не оказывает большого прямого влияния на экономику, однако за ней выросли и ставки по депозитным сертификатам НБУ (последние операции проходили под те же 17%), с помощью которых Национальный банк привлекает депозиты у коммерческих банков. Это позволяет НБУ временно связывать свободную гривну, но увеличивает стоимость кредитования для всех участников рынка. Гривны в системе становится меньше, а ее курс — растет (одновременно снижая рост цен на импортные товары).
Такими действиями действительно можно ограничить инфляцию, но от удорожания кредитования и отсутствия ресурса страдает рост экономики, а рост курса национальной валюты ухудшает платежный баланс, замыкая порочный круг.
Единственное, что может помочь украинской экономике выйти из этого круга — иностранные инвестиции, которые ускорят экономический рост и обеспечат стабильный приток валюты в страну. Иностранные инвестиции же придут в страну только в результате реформ, которые помогут существенно улучшить инвестиционный климат: суды, гарантия прав собственности, дерегуляция и другие важные элементы прозрачного рынка.
Так и получается, что не всегда рост курса национальной валюты — это хорошо. Кроме того, важные реформы, которые сами по себе далеки от курса валюты, могут оказывать на этот курс очень важное (хоть и косвенное) влияние, так как залогом сильной валюты может быть только сильная экономика, а не как не желание обеспечить «доллар по восемь» любой ценой.
Комментарии - 12
Заграница на поможет. :-)
Сколько можно одну и ту же мантру повторять — «иностранные инвестиции».
А может надо научиться закрывать каждый бюджетный год с профицитом или хотя-бы в ноль, а не с миллиардным дефицитом, который покрывают эмиссией в разных вариантах, что тоже одозначно сказывается на инфляции.
Да и торговый баланс не плохо бы выровнять в ноль или даже выйти в плюс, а не как сейчас — импортируем больше, чем экспортируем.
В остальном мысли верные. Как по мне гривну пережали слишком сильно, Экономика тормозится без кредитования.
Инфляция порождается перекосом между денежной массой и товарной.
Выплаты необеспеченных ничем национальных денег «давят» на рынок раскручивая маховик инфляции.
ОВГЗ — это не инвестиции. Это одолжили деньги на месяц государству. Это кредит, а не инвестиция.
Инвестиции — это построили завод по производству злаковых батончиков в Днепре, который выпускает их 5 миллионов штук в месяц — что увеличивает товарную массу в стране.
Хотя путать кредиты и инвестиции — это национальная забава.
Денежная масса увеличилась на сумму выплат по ОВГЗ.
«У них сердце останавливается когда за ростом курса растут цены.»
Вы перепутали последовательность…
Сначала повышают соцвыплаты, затем идёт рост гривневых цен и только потом может скакать курс а может и не скакать.