НБУ впервые за более чем два года повысил учетную ставку. Таким образом регулятор пытается обуздать разбушевавшеюся инфляцию.
НБУ против инфляции
На Институтской подкорректировали прогноз роста цен: теперь там считают, что инфляция будет на 3,1% больше, чем Нацбанк надеялся раньше, и достигнет 12,2% к концу года. Прогноз на 2018 год также ухудшили — до 7,3% (предыдущий прогноз – 6%).
Поэтому регулятор решил повысить учетную ставку до 13,5%, что должно привести к росту ставок по вкладам. Это, в свою очередь, заставит население меньше транжирить деньги, и больше думать о сбережениях. В Нацбанке пообещали, что будут держать «руку на пульсе»: если цены продолжат расти, ставка будет повышаться дальше. Если же инфляцию удастся обуздать, учетную ставку начнут снижать — примерно в конце следующего года.
Зато Нацбанк стал более оптимистично смотреть на перспективы экономики. В ведомстве считают, что ВВП в 2017-19 гг будет расти быстрее, чем ожидалось раньше. Один из главных драйверов роста — потребительский спрос, который увеличивается из-за роста реальных зарплат.
Об этом и многом другом сегодня рассказал и.о. главы НБУ Яков Смолий на монетарной пресс-конференции. «Минфин» приводит главные тезисы из речи главного банкира страны.
Инфляция
Правление повысило учетную ставку до 13,5%. Более жесткая монетарная политика будет способствовать снижению потребительской инфляции и ее возвращению к целевым показателям в следующем году.
Потребительская инфляция в сентябре ускорилась до 16,4% в годовом измерении и превысила июльские прогнозы. Прежде всего, это обусловлено ростом цен на сырые продовольственные товары, повышением производственных затрат, а также некоторым оживлением потребительского спроса. Как и месяцем ранее, из-за действия факторов предложения на внутреннем рынке высокими темпами росли цены на овощи, фрукты, мясную и молочную продукцию.
Подорожание сырых пищевых продуктов, косвенно повлияло и на уровень базовой инфляции, которая также превысила прогнозы. Рост цен на услуги также сказалось на базовой инфляции. Услуги, в свою очередь, подорожали из-за роста производственных расходов, в том числе на оплату труда.
Ускорению роста базовой инфляции до 7,7% способствовал рост потребительского спроса. Вследствие повышения зарплат в частном секторе, из-за высокого спроса на рабочую силу, выросли реальные доходы населения. Социальные инициативы способствовали улучшению потребительских настроений. Домохозяйства продолжили тратить накопленные ранее сбережения.
Ожидания
В дальнейшем инфляция будет замедляться и приблизится к целевым показателям, но более медленными темпами. Это предусмотрено в обновленных прогнозах.
Обновление связано как с ускорением инфляции за последние месяцы, так и с появлением новых проинфляционных факторов. В частности, из-за активного восстановления потребительского спроса, повышение социальных стандартов, акцизов на табачные изделия, мы ожидаем, что инфляция к концу года замедлится до 12,2% (в сентябре в годовом измерении показатель инфляции достиг 16,4% — «Минфин»).
В следующем году она продолжит замедляться и достигнет 6,2% +/- 2% в третьем квартале 2018 года. К концу следующего года инфляция составит 7,3%. Прогноз на 2019 не изменено — 5% на конец года.
Инфляция будет снижаться в последующие годы из-за достаточно жесткой монетарной политике, затухания роста цен на продовольственные товары, и умеренные колебания обменного курса.
Больше всего в последующие годы будут расти административно регулируемые цены — более чем на 10% в год. Происходить это будет через постепенное повышение мировых цен на энергоресурсы и политику правительства по гармонизации ставок акциза на табачные изделия до уровня в ЕС.
Валюта
Валютный рынок не оказывал давления на уровень инфляции. В целом сохранились фундаментальные факторы, которые в течение года обусловили укрепление гривны. В частности, цены на сталь на мировых рынках сегодня на 56% выше, чем год назад. На железную руду — на 7%. Поэтому металлургические компании сохранили достаточно высокие объемы продаж валютной выручки.
Также цены на зерновые, в частности на пшеницу, выше на 14%, чем год назад. Постепенно растет предложение валюты со стороны инвесторов, которые заводят валюту в Украине для инвестирования в гривневые ОВГЗ и в рамках соглашений по приватизации.
Ослабление курса в сентябре-октябре обусловлено ситуативными факторами, а также влиянием фактора сезонности предыдущих лет на настроения экономических агентов. Во-первых, сезон сбора урожая совпал с подорожанием нефти на международных рынках. Поэтому нефтетрейдеры увеличили объемы покупки валюты.
Во-вторых, украинские компании более активно покупали валюту для возврата и обслуживания кредитов, взятых у нерезидентов, и валютных займов, полученных в украинских банках. Это соответствует годовым пикам деловой активности.
В-третьих, вырос спрос на валютном рынке среди населения под влиянием психологических факторов. В то же время предложение было ограниченным, поскольку еще не в полной мере поступает на рынок валютная выручка от продажи компаниями агропромышленного комплекса нового урожая.
Национальный банк сглаживал колебания курса гривны. С начала сентября чистая продажа валюты через интервенции составила $ 227 млн.
ВВП
НБУ также пересмотрел прогноз роста ВВП. На этот год мы улучшили прогноз с 1,6% до 2,2%. Этому поспособствовали как внутренние, так и внешние факторы. В частности, оживилось личное потребление из-за роста реальных зарплат.
Предприятия продолжили осуществлять активную инвестиционную деятельность. Благоприятной была и ситуация на внешних рынках, как с точки зрения цен на украинские экспортные товары, так и спроса на них.
Экономический рост в этом году сдерживало снижение производства в отдельных отраслях промышленности в связи с ограничением доступа к продукции предприятий, расположенных на неконтролируемых территориях.
В 2018 и 2019 годах ускорится рост ВВП до 3,2% и 3,5% соответственно. Частное потребление останется основным двигателем экономического роста. Его будут стимулировать повышение зарплат и пенсий, улучшение потребительских настроений населения, и активизации потребительского кредитования. Предприятия в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, металлургии и строительстве будут демонстрировать высокую инвестиционную активность.
Активизация потребительского спроса, увеличение инвестиций и потребности во внешних источниках энергоресурсов вызовут рост импорта. Экспорт будет расти благодаря ожидаемому возвращению металлургических предприятий к предыдущим уровням производства, в результате переориентации на новые источники поставок ресурсов, вместо неконтролируемых территорий.
МВФ и резервы
Дефицит текущего счета платежного баланса в 2017-19 годах сохранится на уровне около $4 млрд. Его полностью компенсируют поступления по финансовому счету. Ключевое предположение этого прогноза — дальнейшее сотрудничество с МВФ. Профицит платежного баланса вместе с траншами по программе EFF обеспечат дальнейший рост международных резервов.
Мы ожидаем очередной транш от МВФ в 1 квартале 2018 года. Вместе с профицитом платежного баланса это позволит нарастить международные резервы до $22,2 млрд на конец следующего года.
Комментарии - 17
Как можно с такой «кашей» в голове — управлять страной?
То они снижают учётную ставку — «что должно привести к росту ставок по вкладам. Это, в свою очередь, заставит население меньше транжирить деньги, и больше думать о сбережениях.»,
то у них по росту ВВП — Один из главных драйверов роста — потребительский спрос, который увеличивается из-за роста реальных зарплат.
Ну как можно совмещать ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ вещи — заставить население меньше транжирить И ожидать роста потребительского спроса?
Возможно или одно, или другое.
У этих «эффективных» менеджеров — правая рука не ведает что творит левая, правое полушарие не ведает что творит левое?
Цитата
Тому регулятор вирішив ПІДВИЩИТИ облікову ставку до 13,5%, що повинно привести до зростання ставок за вкладами. Це, у свою чергу, змусить населення менше тринькати гроші, й більше думати про заощадження.
Придивіться уважно: підвищити, а не знизити.
Цитата
У відомстві вважають, що ВВП в 2017-19 рр зростатиме швидше, ніж очікувалося раніше. Один з головних драйверів зростання — споживчий попит, який збільшується через зростання реальних зарплат.
Так адже зарплати ростуть і люди тратять більше. Навіть збереження зумовлене попередньою мірою (підвищення ставки) не перекриє повністю ріст витрат від підвищених зарплат.
Ну как можно совмещать ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ вещи — заставить население меньше транжирить И ожидать роста потребительского спроса?
Возможно или одно, или другое.
От так, вони хоч і протилежні але не є взаємовиключеними. Збільшення зберігання не перекриє повністю ріст зарплат от і все.
Так що, поважний диванний експерт, по перше уважно читайте перед тим як обливати лайном, а по друге не обливайте лайном щось лише тому що ви цього не розумієте.
Для НЕдиванных экспертов и всёпонимающих-внимательночитающих объясняю более популярно.
Транжирить не на сленге значит ТРАТИТЬ, меньше транжирить — меньше тратить.
А вот рост потребительского спроса значит БОЛЬШЕ тратить.
Вот и совместите МЕНЬШЕ и БОЛЬШЕ тратить, и при этом не взаимоисключите одно или другое раз уж адвокатом выскочили выступать.
Пора понять, что все эти проблемы от нах самих, от того кужа мы движемся.
А президент и правительство не хотят двигать страну по Европейским нормам и вовсю сопротивлются реформаам, судам которые бы сажали и их, приватизации где они и далее отмывают бабло как на ОНПЗ и т.д.
1. В основу положена концепция инфляционного таргетирования которая НЕ ПРИМЕНИМА к текущей экономической ситуации в стране — для тех кому интересно почему, моно почитать отчеты Бундесбанка и центробанка англии — в их аналитике четко указаны факторы которые говорят о том, что данный инструмент можно использовать, так же приведена очень интересная статистика, которая показывает эффект в 1% — 3% уменьшения инфляции при применении механизма инфляционного таргетирования
2. При чем тут учетная ставка — от нее в нашей стране ни чего не зависти, ни ставки по депозитам, ни ставки по кредитам — учетная ставка просто не влияет на них. Ни видел ни одного нормативного документа Минфина или НБУ в котором четко говорится о корреляции — если ставка 13,5% то кредитная ставка не может быть больше чем…
Лечение одно — политика протекционизма внутреннего производителя и производства, с планом замещения импорта, создание рабочих мест. Это те факторы которые напрямую влияют на инфляцию.
И еще — все объяснения НБУ это по детски, так можно в каком то слабоуправляемом корпоративном бизнесе оправдываться, а НБУ экономикой страны управляет…
2. При чем тут учетная ставка — от нее в нашей стране ни чего не зависти, ни ставки по депозитам, ни ставки по кредитам — учетная ставка просто не влияет на них. Ни видел ни одного нормативного документа Минфина или НБУ в котором четко говорится о корреляции — если ставка 13,5% то кредитная ставка не может быть больше чем…
Не треба ніяких норм законодавства аби діяла невидима рука ринку. Підвищення ставки завжди тягне за собою підвищення ставки по депозитам (і кредитам звичайно). Це те що каже економічна теорія, перший курс вишу.
Наскільки ця міра відпрацює в Україні залежить від того наскільки наша фін галузь конкурентна і відкрита, але в тій чи іншій мірі вплив обов'язково буде.
Сегодня пришли мысли для «экспертов», желающих конструктива. Хотелось бы у них узнать, какая принципиальная разница между инфляцией в 7% и 13%? Из-за чего, собственно, в НБУ такой переполох? Инфляция — это или хорошо, или плохо. Уж определитесь в этом вопросе. Если инфляция хорошо, то чем она больше — тем лучше. Если это плохо — значит чем больше — тем хуже. Почему 7% — это хорошо, а 13% — плохо? Где грань между хорошо и плохо и в чём разница между хорошо и плохо. Можно изучить пример Японии, которая вот уже много лет живёт в постоянной дефляции. Ничего — одна из самых зажиточных стран мира. Экономисты всего мира ждут развала японской экономики, поскольку, по их мнению, без инфляции экономика умирает. Могу открыть секрет: инфляция не оказывает положительного влияния на экономику. Япония тому подтверждение. Почему? Да потому, что деньги — это эквивалент прошлого труда, который не должен менять цену по чьей-то прихоти. Даже умным людям не стоит вмешиваться в вопросы цены труда, не говоря уже о недоумках. Цена труда — это вопрос баланса между спросом и предложением на те или иные специальности и специалистов в этих специальностях.
1. Каждый год индексировать накопления граждан. Пусть только в банках на депозитах. Оборотные средства предприятий тоже следует индексировать. После индексации начислили положенные прпоценты, с которых и взяли налог, как с чистого дохода. Вот сейчас НБУ пусть проиндексирует сбережения по состоянию на 2014 год, если уж он хочет бодаться с таргетируемой инфляцией.
2. Просто удерживать инфляцию на отметке ноль. Для этого надо то, чего добивается МВФ. Расходы госбюджета не должны превышать доходы. Не можете определить кому урезать финансирование — урежьте всем на столько, сколько не хватает денег. Не хватает 7% — вот всем и дайте 93% имеющихся в наличии. Кстати, такой подход стабильности покупательной способности национальной валюты полностью решит вопрос использования долларов для накоплений. Доллар станет только инструментом внешнего товарообмена.
Если честно, я не понимаю, как этого можно не понимать. Это ж каким дебилом надо быть, чтобы этого не понимать и считать инфляцию добром. Кстати, дефляция более понятна и логична: по мере развития технологий, за то же время человек с той же квалификацией производит больше товаров — потому единица товара может стоить дешевле, если цена производства всех товаров осталась прежней.
Первый вариант неприемлем и неправильный, так как на инфляцию прямо влияют ДОХОДЫ населения, а не накопления.
Поэтому если индексировать — то ДОХОДЫ, а не накопления.
Вот второй вариант хорош, особенно в части про доллар.
Действительно — такой подход стабильности покупательной способности национальной валюты полностью решит вопрос использования долларов для накоплений.
Но понимание этого не для средних умов, у которых СБЕРЕГАТЬ и ТРАТИТЬ — вещи НЕ противоположные и НЕвзаимоисключающие.
Поэтому они, стимулируя сбережения — рассчитывают получить рост потребительского спроса.
«Эффективные» менеджеры короче.