Читати українською

Может ли ФЛП взять на работу бухгалтера

Физическим лицам — предпринимателям (ФЛП) предоставлено право вести только упрощенный учет доходов и расходов. Поэтому возникает вопрос, может ли в принципе у ФЛП работать бухгалтер как наемный работник по трудовому договору?

Физическим лицам — предпринимателям (ФЛП) предоставлено право вести только упрощенный учет доходов и расходов.

Казалось бы, зачем предпринимателю обращаться к услугам бухгалтера для ведения бухгалтерии, ведь государство якобы заинтересовано в развитии малого бизнеса и, соответственно, упрощении учета? Но любой отечественный предприниматель знает, что на практике все далеко не так весело. А порой количество и качество законодательных изменений в этой сфере приводит не к упрощению, а к возникновению большой путаницы.

В свою очередь, неправильное ведение бухгалтерии или вообще отсутствие ведения бухгалтерии у ФЛП может привести не только к уплате огромных штрафов, но и к закрытию бизнеса. Задача бухгалтера, который предоставляет бухгалтерские услуги, – наладить соответствующее ведение бухгалтерии на основе первичной документации, своевременно реагировать на изменения в законодательстве и пытаться оптимизировать налогообложение для процветания бизнеса.

Так может ФЛП нанять на работу бухгалтера? На вопрос, есть два варианта ответа: за и против. Далее приведем доводы в пользу каждого из них.

Доводы против

Против заключения трудового договора между физлицом-предпринимателем и бухгалтером свидетельствуют следующие факты:

Во-первых, как уже отмечалось выше, ФЛП не ведет бухгалтерский учет, что является основной трудовой обязанностью бухгалтера. А в обязанности бухгалтера входят:

  • самостоятельное ведение бухгалтерского учета;
  • обеспечение соблюдения установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности;
  • организация контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
  • участие в оформлении материалов, связанных с нехваткой и возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов.

Во-вторых, Законом о бухучете предусмотрена возможность введения в штат должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером для предприятий. Из этого можно сделать вывод, что главный бухгалтер может быть только у юридического лица, а не у ФЛП.

Но вместо записи «бухгалтер» в трудовой книжке при приеме на работу, ФЛП может оформить его с записью, например, «консультант по бухгалтерскому учету» или «консультант по налогам и сборам».

Доводы за

Возможность заключения с бухгалтером именно трудового договора указывают те факты, что даже не будучи обязанным вести налоговый учет, ФЛП нужен бухгалтер, например, для:

  • заполнения и ведения книг учета доходов (или книги учета доходов и расходов – в зависимости от системы налогообложения);
  • заполнения налоговой отчетности;
  • если у предпринимателя есть наемные работники, то: для уплаты НДФЛ и ЕСВ, заполнения и представления отчетов по форме № 1ДФ и по формк № Д4);
  • заполнения первичных документов и тому подобное.

Выполнение именно этих обязанностей ФЛП может возложить на бухгалтера в рамках трудового договора.

Поэтому действующее законодательство запрета на заключение такого договора не содержит.

Таким образом, из аргументов «ЗА» делаем вывод, что ФЛП может принимать работника по трудовому договору с записью в трудовой книжке «бухгалтер».

О праве подписи

Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь своего представителя, как и участие налогового представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в таких отношениях (ст. 19 НКУ).

В свою очередь, представительством является правоотношение, в которых одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет (ст. 237 ГКУ).

Представителями налогоплательщика признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Доверенность, выданная налогоплательщиком — физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна быть заверена в соответствии с действующим законодательством.

Представитель налогоплательщика пользуется правами, установленными НКУ для налогоплательщиков.

Налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представления налоговой декларации в органы налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета (п. 48.5 НКУ)

Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие в электронном документе электронной цифровой подписи налогоплательщика:

  • физического лица — налогоплательщика или его законного представителя;
  • лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета и представления налоговой декларации по договору о совместной деятельности или соглашением о разделе продукции.

Бухгалтеру — штатному работнику может быть оформлена ЭЦП. Но право подписи уполномоченному лицу вместо ФЛП должно быть передано по доверенности.

Таким образом, налоговая отчетность может быть подписано представителем налогоплательщика с соблюдением норм ст. 19 НКУ.

Что касается первичных документов, то бухгалтер, который работает у ФЛП, не только может, но и обязан подписывать первичные документы, составленные им.

Первичные документы являются подтверждением осуществления той или иной хозяйственной операции, представлять ФЛП в которой по выданной им доверенности может наемный работник, в том числе и бухгалтер.

Об обязанности подписывать первичные документы, составленные бухгалтером, достаточно указать в его должностной инструкции без оформления дополнительных приказов.

Комментарии - 1

+
0
Stanislav Skalozub
Stanislav Skalozub
1 октября 2017, 13:38
Складностей не бачу. В нашій Бухгалтерській компанії більше 200 ФОП на обслуговуванні
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться