Постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Йоста Люнгман поговорил с «Минфином» о реформах в кулуарах Ukrainian financial forum-2017, организованного группой ICU. Он также объяснил, что Киеву нужно сделать, чтобы получить следующий транш МВФ.
Постпред МВФ: Украине нужна определенность в вопросе назначения руководителя центробанка
— В сентябре Украина после долгого перерыва вернулась на международный рынок капитала и разместила еврооблигации на $3 млрд. Как вы оцениваете последствия этой долговой операции для нашей страны? Повлияет ли удачное размещение евробондов на дальнейшее сотрудничество Украины и МВФ?
— Возвращение Украины на внешний рынок заимствований говорит об успешности реформ, проведенных в стране за последние 3 года. Теперь очень важно, чтобы Украина продолжила идти по этому пути. Особенно важно направить усилия на принятие пенсионной реформы, ускорение приватизации, борьбу с коррупцией. Также необходимы реформы в энергосекторе и в фискальной политике. Нужно, чтобы они продолжались и шли в русле тех обязательств, которые Украина взяла на себя в рамках программы с МВФ.
— В Министерстве финансов Украины озвучили намерение снова разместить еврооблигации в 2018 году и привлечь еще порядка $3 млрд. Может ли быть успешно реализован этот план и в каком случае?
— Пусть инвесторы говорят за себя, насколько интересны для них инвестиции в еврооблигации Украины. Мы видим, что после кризиса 2014-2015 годов украинская экономика возобновила рост. В этом году, согласно прогнозам, рост ВВП может составить порядка 2%, в 2018% — около 3%. Мы также видим благоприятные внешние условия и рост на европейских рынках. Это позитивно для Украины, так как Европа является экспортным рынком для украинской продукции. Это создает хорошую почву для продолжения реформ в стране и дальнейшего усиления экономики.
— Как МВФ относится к тому, что Национальным банком Украины с мая месяца руководит исполняющий обязанности главы центробанка, а не постоянный руководитель?
— Первое, что я хотел бы отметить, что Валерия Гонтарева провела великолепную работу в очень сложных условиях. Она смогла усилить монетарную политику, политику финансового сектора в целом, решить вопрос с неплатежеспособными банками. Эта работа очень важна, ее должен продолжить новый глава НБУ. Он (или она) обязательно должен быть независимым, профессиональным, иметь должные знания и опыт. Мы также считаем, что Украине нужна определенность в вопросе назначения руководителя центробанка, чтобы проводить стабильную, прогнозируемую и уверенную экономическую политику.
— «Чистка» в банковском секторе завершилась. Какие задачи будут стоять перед новым главой НБУ? Каким должен быть следующий этап?
— Внимание должно быть сконцентрировано на укреплении политики финансового сектора, макропруденциальной политики и усилении банковского надзора. Эти важные реформы уже были начаты, но их нужно завершить.
— Доволен ли МВФ темпами наполнения международных резервов Украины?
— Резервы НБУ растут в соответствии с показателями, оговоренными в программе с Фондом. Но подчеркну, что для Украины очень важно наращивать резервы, чтобы усилить потенциал для сопротивления возможным шокам и потрясениям. Это должно быть приоритетом для центробанка.
— Есть ли у МВФ замечания к доработанному проекту пенсионной реформы, который украинский парламент намерен принять в ближайшее время?
— Существующая в Украине пенсионная система нестабильна, и ее дефицит необходимо сокращать. Также очень важно, чтобы люди платили взносы в Пенсионный фонд на протяжении более длительного времени до выхода на пенсию. Таким образом они смогут получать достойную пенсию в будущем. Очень важно гарантировать, чтобы пенсионная система была стабильной, расходы госсектора – умеренными, а размер пенсий, которые получают люди – адекватным. Это касается не только сегодняшних, но и будущих пенсионеров. Это основное в пенсионной реформе, и это причина, по которой она нуждается в поддержке.
— Подготовленный украинским правительством документ позволяет достичь этих целей?
— Мы хотели бы, чтобы пенсионная реформа отвечала оговоренным критериям.
— МВФ говорил о необходимости повысить пенсионный возраст в Украине. Правительство пошло по другому пути и предложило увеличить требования к страховому стажу граждан. Насколько этот вариант является адекватной заменой повышению пенсионного возраста?
— Прописанная в проекте пенсионная система является гибкой в плане пенсионного возраста. Она позволит увеличить период, на протяжении которого люди будут платить взносы в Пенсионный фонд. Это поможет исправить существующий сейчас структурный дисбаланс в системе и сделать ее более справедливой. Люди, которые заплатят больше взносов, будут получать большую пенсию.
— Считаете ли Вы, что Украине не стоит вводить на данном этапе накопительный уровень пенсионной системы, а ограничиться лишь реформированием действующей солидарной системы?
— Думаю, внедрение накопительного уровня должно быть очень хорошо подготовлено. Нужно больше времени, чтобы проанализировать этот вопрос, создать почву для его внедрения.
— Украинские власти делают оптимистические прогнозы относительно продолжения сотрудничества с МВФ. В НБУ до конца этого года ожидают один транш от Фонда, в Минфине допускали возможность двух траншей. Какой из сценариев более реалистичен?
— В нынешней программе особое внимание отведено принятию пенсионной реформы, ускорению приватизации, продолжению антикоррупционной реформы, а также выполнению обязательств в энергополитике и фискальной политике. Украина должна обеспечить выполнение всех этих условий и принятие всех перечисленных реформ.
— Как Вы оцениваете проект госбюджета-2018, который недавно презентовал Минфин?
— Мы согласовали параметры фискальной политики. Мы ожидаем, что бюджет, который будет принят, будет соответствовать этим параметрам. Пока же мы на начальной стадии бюджетного процесса. Мы активно вовлечены в обсуждение бюджета и фискальной политики, но комментировать пока слишком рано.
— Что Вы думаете в целом о процессе внедрения реформ в Украине? Довольны ли тем, что уже сделано?
— Мы впечатлены тем, что было сделано в Украине за последние три года. Это касается всех сфер. В том числе, модернизации украинского центробанка, монетарной политики, фискальной политики. И мы уже видим результаты – экономика стабилизировалась и начинает расти. Но опять-таки, очень важно, чтобы усилия по внедрению реформ продолжались. И приоритетные направления – пенсионная, антикоррупционная реформы и приватизация – должны быть реализованы как можно скорее. Это сделает Украину сильнее и устойчивей к внешним шокам и позволит ей выровняться относительно ключевых экономических показателей стран-соседей в Центральной и Восточное Европе.
Беседовала Татьяна Очимовская
Комментарии - 3
Это всего-лишь перераспределение активов — одни теряют, другие находят.
«Работая в налогово-бюджетном департаменте МВФ и Департаменте Ближнего Востока и Центральной Азии, Люнгман получил существенный опыт работы с восточноевропейскими и переходными экономиками».
Интересно, а оппоненты Люнгмана на этом форуме хотя-бы владеют экономическим образованием или для критиканов оно не обязательно…
P.S. Спасибо Татьяне Очимовской за интересные вопросы, а Люнгману за содержательные ответы.