В начале августа премьер-министр анонсировал запуск Mobile ID к концу 2017 года. В след за этим заявлением Государственная служба специальной связи и защиты информации разработала законопроект, призванный урегулировать нормативные противоречия в украинском законодательстве.
Mobile ID в Украине. В чем сложность внедрения
По этому проекту закона, для идентификации, украинских абонентов могут заставить приходить в центры обслуживания операторов с личными документами. Такое решение может лишить многих граждан возможности пользования мобильной связью, ведь в законопроекте не указано, каким образом неидентифицированные клиенты могу ее использовать.
Более того, проект предлагает создать базу, в которую будут заноситься все IMEI-коды мобильных устройств. Госспецсвязи утверждает, что подобные изменения позитивно скажутся на кибер и террористической безопасности внутри страны. «Минфин» расспросил «большую тройку» украинских операторов, что они думают по поводу законопроекта и его противоречивых «моментах».
Советник по регуляторным вопросам Киевстар Максим Савченко
Законопроект разработан с целью повышения национальной безопасности путем идентификации абонентов и уменьшения анонимности при террористических, криминальных и национальных угрозах.
Проект закона уже размещен на сайте Госслужбы специальной связи и защиты информации и он доступен для общественного обсуждения. Конечная дата подачи замечаний прошла 18 августа. Теперь проект должны доработать, а КМУ — должен его одобрить. После этого его внесут на рассмотрение Комитета информатизации Верховной Рады. Когда это произойдет — точной даты нет.
Киевстар, как и вся телеком отрасль не поддерживает законопроект в нынешней редакции. Министерство юстиции также выступает против законопроекта. Принятие проекта в нынешней редакции может привести к потере доступа к жизненно необходимым услугам для социально незащищённых слоёв населения. Для операторов – это громадные затраты на реорганизацию систем продаж и процесс регистрации.
Среди наших главных замечаний:
- Законопроект не учитывает правовой статус и порядок предоставления услуг абонентам, которые не зарегистрированы, но уже пользуются услугами мобильной связи;
- Проект не устанавливает сроки регистрации существующих абонентов, которые используют мобильную связь без идентификации;
- Законопроект возобновляет введение базы IMEI, хотя согласно п. 100 Плана дерегуляции хозяйственной деятельность, утвержденного КМУ, функционирование подобной автоматической базы отменяется;
Хотя регистрация дает абонентам преимущества, например, они могут обезопасить свой номер телефона от кражи, нужно отметить, что 90% абонентов предпочитают анонимное обслуживание. Это необходимо учитывать.
При этом, по законопроекту, для идентификации абонент должен прийти в центр обслуживания оператора с паспортом. Не все это могут сделать, в частности, жители сел, где нет центров обслуживания или люди с ограниченным физическими способностями. Ассоциация GSMA, в своих рекомендация, обращает особое внимание на это наших национальных законодателей и регуляторов.
Операторам необходим длительный переходной период, чтобы перестроить систему продаж, найти решение, которое устроит интересы и права добросовестных клиентов, выбравших неидентифицированное пользование связью. Быстрые и непродуманные решения в этих вопросах могут вызвать недовольство граждан, привести к новым правовым коллизиям и нарушению прав добросовестных клиентов.
Вообще, на суть проблемы нужно смотреть не с позиции «есть ли такое в других странах», а «как такая идентификация там проводилась?». Осуществлялась ли регистрация постепенно, в процессе «жизненного цикла» абонента, или в директивном порядке. В Польше или Пакистане, например, такая регистрация привела к потере 20% абонентской базы на определённое время.
Что касается госбезопасности и криминогенной обстановки – это сфера компетенции соответствующих органов. Приведу только один пример: Мексика, введя обязательную регистрацию абонентов мобильной связи, отменила её через два года, поскольку такой механизм не повлиял на понижение уровня криминала, а, наоборот — повысил уровень краж мобильных терминалов.
Пресс-служба Vodafone
Регистрация абонентов с использованием какого-либо надежного идентификатора — электронной цифровой подписи, Bank ID или Mobile ID – это затратный, но правильный процесс. Он позволит развиваться, например, мобильной коммерции, электронному самоуправлению.
Как в любом начинании есть, безусловно и риски. Самый главный риск — это то, что часть абонентов, которые не успеют зарегистрироваться, могут остаться — согласно законопроекту — без услуг связи.
В истории телекоммуникаций уже есть подобные прецеденты. Так, несколько лет назад около 10% мобильных абонентов Казахстана, которые не успели зарегистрироваться в отведенный срок, остались без услуг связи в результате введения обязательной регистрации.
Главное в этом процессе для нас, как для оператора — чтобы были соблюдены интересы наших клиентов. Поэтому разумным решением здесь было бы соблюдение достаточного для регистрации всех абонентов переходного периода.
Для создания системы электронной регистрации нам необходим год с момента утверждения таких изменений — это касается организации процесса регистрации новых абонентов. Учитывая большое количество клиентов компании — их у Vodafone 20,9 млн - для того, чтобы зарегистрировать существующих абонентов, нужно будет ориентировочно два года. Также важна разъяснительная кампания.
Сегодня более 90% мобильных абонентов предоплаченной связи, что не предусматривает хранение данных абонента оператором. Большинство из них делают это для того, чтобы сохранять анонимность. Таким абонентам важно будет видеть преимущества, которые они получат после регистрации.
При этом необходимо понимать, что у каждой страны свой путь. Где-то внедрена обязательная регистрация, например, в Италии, Венгрии, где-то - ее нет. Вопросы по поводу безопасности стоит задавать соответствующим госорганам.
Начальник департамента регуляторных отношений и стратегий Lifecell Наталия Давиденко
В Украине все чаще встает вопрос об общей регистрации обезличенных потребителей телекоммуникационных услуг для обеспечения национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
Как показывает практика большинства стран, введение обязательной регистрации абонентов положительно отражается на облегчении доступа к электронным правительственным услугам, улучшает возможность ведения мобильной коммерции, а также поддерживает правительственные программы финансового учета.
Кроме того, самое главное, на наш взгляд, регистрация облегчает процесс смены оператора мобильной связи потребителями в процессе переноса абонентского номера (MNP).
Мы считаем, что государство просто обязано доносить обществу необходимость и позитивный эффект от внедрения идентификации. Также стоит отметить, что проводить регистрацию согласно текущей процедуре будет достаточно сложно – этот процесс будет длительным и достаточно дорогостоящим для операторов, так как требует личного визита абонента с паспортом в магазин оператора.
Этот процесс можно упростить и ускорить с помощью современных цифровых технологий, позволив абоненту проходить процедуру регистрации и идентификации удаленно, например, с помощью такого инструмента как BankID.
Комментарии - 34
Сейчас если посмотреть на рекацию операторов, такая система работает не только в Европе, но и в Азии и на дальнем Востоке и т.д.
Просто отвести нужно этому реальное время, чтоб не было так что будет очередь в Центры КиевСтара, Водафон и др. как ранее в Ощадбанк в коммунальные дни, и стоять по 3-6 часов.
Кто желает регистрироваться — милости просим на контракт.
Во-первых, дурачков, которые со своего мобильного телефона звонят и сообщают о минировании вокзалов. Далее, тех, кто создает на olx фейковые объявления со своего личного номера. И прочую мелкую шушеру. Всех их спец. службы безо всяких проблем вычисляют уже сейчас, в перерывах между наездами на бизнесы.
А рынок ворованных/подставных сим карт был и будет существовать для настоящих террористов и мошенников (что есть и в Европе и в Штатах).
Лично мне во всем этом видится лобби самих операторов, которые занимаются двуличную позицию:
— на публику они негодуют и ратуют за право на анонимность абонентов;
— в кулуарах сами продвигают закон, т.к. абонента, которые пришел в отделение с паспортом, намного легче удержать, меньше вероятность, что он купить сим-карту на кассе в Сильпо и убежит к конкуренту. А также, операторы уповают, что деанонимизация приведет к «улучшению возможностей ведения мобильной коммерции»…
Вообщем, не то, чтобы вредные, но достаточно бесполезные потуги.
Действительно, а как же маркетинг, соц. инженерия, соц. настроения или система для силовиков с их правилами.
Все для того, чтобы палить кто на митинги ходит :)
К тому же там это произошло после, как раз таки, митингов против данной силовой власти. У нас что похоже?
Петя 3 года назад конфетки продавал, а не КГБшник с 20 летним стажем.
ЗЫ. надеюсь сейчас не будет про блокировку ВК, потому что у вас там был магазин кроссовок…
у всех мобильных операторов в биллинге есть карточки контрактных абонентов, ну создадут из неё за неделю-другую местные программеры карточку абонента предоплаченного сервиса. В центрах обслуживания сидящие на зарплате менеджеры заполнят эту карточку переписав циферки и буковки из паспорта гражданина и на этом вопрос закроется.
возможно заставят докупать ксероксы, бумагу и копировать эти документы для подтверждения факта их предоставления — вот это действительно затраты — 100 млн листов офисной бумаги — это минимум 200 тысяч пачек по 500 листов — вот где затраты.
если судить по текущим зарплатам (а сейчас там основа на аутсорсе), то только на зарплаты кьюашникам уйдет пару миллионов :) (офк я считаю за период более 6 месяцев)
а переделывать там есть что. тем более что подготовки не было никакой (по факту так точно) и вся разработка по припейду была в другую степь
как там в киевстаре и лайфе хз
И получается, что просто потерять пару миллиардов гривен в ликвидируемых банках МТС может без проблем и напряга, а потратить намного меньшие деньги на модификацию парочки формочек в своём ПО — это для них неразрешимая проблема…
Переделки копеечные и только по созданию карточки абонента предоплаченного сервиса. Денег на новый сайт хватило и на новый интернет-помошник в двух вариантах тоже, а на такую мелочь уже нет.
Ничего страшного — заработают ещё…
+ Всякого рода, угроз и шантажа по мобильному номеру, например когда детки не успешных родителей угрожают учительнице.
+ Разводил по телефону, представляющихся работниками Банка.
+Нечестных продавцов в OLX продающих несуществующие или фейковые товары.
— Просто тотальный контроль за каждым гражданином. И не нужно верить, что это будет использоваться только в благих целях. После обретения тотального контроля со стороны гос спец служб, последние с еще большим рвением будут выполнять политические и корпоративные заказы на слежку.
! Но если ты серый работяга и звать тебя никак. То тебе должно быть фиолетово,
ведь все это делается для твоей Безопасности!
Базы номеров продаются, чем и воспользуются мошенники.
Я голосую за равенство — пусть телефоны мошенников тоже будут в этой же базе.
И мы с мошенниками будем в равных условиях.
А ведь они одни из первых в своей системе «Мой Киевстар» сделали возможность видеть кроме номера телефона ещё и IMEI-код.
Потом одумались и удалили такой функционал.
Это конечно все фиксится, но, не вдаваясь в подробности, это геморно и… никто этого делать не будет.
Хотя я всеми руками за.
Но после одного случая (во дворе моего дома:) , я понял что в этой стране еще лет 50 нужно САМОМУ защищать свою частную собственность. Если в какой-то момент ты думаешь что есть система, которая сможет тебе помочь… считай что ты попал :)
И я бы сказал что это нормально, для молодого государства. Систему строят люди. Когда мы научимся в начале сами отстаивать и защищать свою собственность, тогда, со временем, и система (под нашим влиянием и даже несознательными действиями) будет продолжением наших начинаний. И будет базироваться на данной практике.
А пока вся наша защита это вечный «СТРЁМ». Все на стреме, все всех подозревают и проверяют. Пока так :)
Сейчас уже конец 2017 и большая часть этого барахла уже реально сдохла, а к 2020 сдохнет окончательно.
Хотя да — надо обязательно и в первую очередь учитывать интересы лохов, контрабандистов и кидал, а нормальные люди подождут…
несколько раз у детей воровали мобильные телефоны и даже смарфоны — всегда удавалось находить их у скупщиков на раскладках и возвращать назад именно благодаря уникальному IMEI а не набору нулей и единиц…
а вот с идентификацией звонящих с припейд-номеров — это сейчас проблема, которую желательно оперативно решить и не парить мозги глупыми отмазками.
Про смарты я привел пример прецедента. Вам нужно обдумать свое поведение со стороны. Пока вы считаете определенный круг людей «лохами», спонсорами контрабандистов и кидал, то вы рискуете оказаться в такой же немилости при учете вашего мнения в других вопросах. Какой-то максимализм, при том что я уверен что тут 30+- есть.
Я не против закона. Я обьясняю что он решает минимум проблем. И этот минимум должен быть бонусом, а не шилом в заднице для наших любителей вечных ток-шоу по стб.
И индентификация не является проблемой для тех, для кого закон принимается. Или вы думаете что сможете сами что-то узнать благодаря ему?)
С таким подходом ни одна проблема не решиться — ведь никто не желает ничего делать для её решения…
За последние минимум лет пять сотни тысяч клиентов Приватбанка были ограблены наглым образом путём переоформления финансового номера телефона, активированного на припейде, на мошенников по стандартной схеме замены — несколько последних номеров звонков + дата и сумма последнего пополнения и т.д.
Казалось бы — зарегистрируй номер на контракт или по паспорту — и этот метод мошенничества автоматически умрёт, но нет же — клиенты будут и дальше наступать на те же грабли.
Другая проблема — звонки с мобильных номеров предоплаченного сервиса — я могу выяснить только адрес базовой станции, на которой он был зарегистрирован во время звонки и ничего больше.
А была бы фамилия с кодом инн и адресом регистрации — вопросы решались бы куда проще.
Просто это вопрос борьбы. Паспортные данные очередное препятствие или изощрение, как вам угодно. А не панацея, за которую нужно рвать и гнать лошадей.
А вот проблемка таки в том, что данный закон поначалу придавит «гопников» и совсем уже деревянных «кидал с олх», «ваш сын попал в аварию» и т.д.
У людей появится некая иллюзия сохранности и уверенности при звонках. И учитывая что сложностей для плохих парней прибавится на +15 минут, эта сохранность граждан будет роковой ошибкой в частных случаях.
Борьба с тероризмом так вообще смешна.
Приведу простой пример — после «запрета» российской социальной сети вконтакте, через месяц украинская аудитория вконтакте снизилась на 60%.
По мобильной связи цифры будут более интересными…
Рядовой «мутила» должен регистрировать номера на утерянный, украденный или поддельный паспорт либо за взятку сотруднику оформить на уже зарегистрированного клиента.
Кстати в базе будет сохраняться информация о том, кто регистрировал клиента.
Я бы рекомендовал в базу вносить отсканированные страницы паспорта и кода, конечно с наложением логотипа оператора.
Понимая, что вы прекрасно в этом разбираетесь, а мы только учимся — хотелось бы узнать минимальные подробности о возможных действиях плохих парней в те 15 минут, которые им придётся дополнительно потратить для совершения их коварных замыслов…
Не понял связь людей в ВК и данного закона. Хотя если по закону отрубят мобильную свзяь вообще, то да. Будет похоже :)
По номерам, я даже не буду говорить про сип номера, левые атски, билинговых «маклеров» (которые кстати, есть подозрение, сидят подкормышами от самих операторов).
Банальная передача симки третьим лицам, недобросовестные контрагенты. + я уверен, что не будут трогать корпоративные пулы.
Да, тут всегда будет виновный и будут офф. «концы», особенно в короткий промежуток времени после закона. Но чем дальше, тем более насыщенным будет этот рынок.
Сколько там уже закон в рашке? Или вот хоть в Польше?
Если в России я не был после принятия и, в принципе, могу судить только на расстоянии, то в Польше мне лично предлагали этим летом :)
А ведь можно и поговорить — значит службе безопасности опсосов придётся хоть немного потрудиться и отловить все незарегистрированные номера и после окончания срока регистрации их просто заблокировать…
номера биллинговых «маклеров» раньше регались на юрлица — вот эти юрлица и будут нести ответственность за мошенничество или хулиганство с этих номеров — тут всё в рамках закона…
«Банальная передача симки третьим лицам»
По крайней мере всегда можно найти того, кто её на себя регистрировал и «пришить» ему дело, а это уже его проблема доказывать в суде свою невиновность.
Несколько лет назад у знакомых на работе на посту охраны сотрудники попросили автомат у охранника для «пофотографироваться» — на следующий день охранника уволили за передачу табельного оружия посторонним лицам.
Всё в рамках норм закона — нарушил, получи наказание.
А если служба безопасности пропустит или отработает плохо (к примеру, что она сейчас и делает, а еще подает все как пострадавшая сторона, которая терпит убытки, клоуны)?
Тут почти все решает человеческий фактор.Плохим ребятам проблемы не достаточны, это их поле возни, их работа. А простым людям гемор даже при банальной потере симки\телефона.
Нужно для начала прикрутить контроль операторов, всех кто владеет лицензией. Потом развернуть войну с пиратами. А потом уже, гарантировав, хотя бы в теории, невозможность простого получения доступа к средствам связи левым людям — заставлять регистрироваться всех.
Сейчас на припейде действительно гемор — надо что-то вспоминать или объяснять, чтобы получить новую симку со старым номером.
А на контракте ещё проще — прихожу с паспортом и прошу выдать новую сим-карту в замен старой и ничего вспоминать ни о звонках ни о суммах и датах пополнений не надо, также я уверен что кроме меня никто не получит симку с этим номером на законных основаниях.
Для ускорения реформ их надо делать не последовательно одна за одной с длительными перекурами, а можно параллельно по разным направлениям двигаться — так быстрее получим положительный результат.
В Украине законодательно запрещена проституция, наркотики, торговля оружием и убийства.
И всё равно находятся люди, которые занимаются проституцией, торгуют наркотиками и оружием. И даже периодически в СМИ проскакивает информация о заказных убийствах.
Значит по-вашему, если мы не можем полностью искоренить эти нарушения, то что мы должны делать по вашему мнению?
Не обращать внимания и делать вид что ничего не видим или разрешить?
Лично я только «за», если разрешат свободное владение и ношение огнестрельного оружия, по лёгким наркотикам тоже можно разрешить с выдачей лицензии, как и по проституции — внести изменения в классификатор профессий, создать профсоюзы путан и пусть платят налоги в бюджет и в трудовых книжках ведут учёт стажа работы по специальности.
так и с анонимностью в мобильной связи — кому надо будет позарез — заплатят тройную цену и получат, остальные пусть идут и регистрируются.
А в Польше я был проездом на пару дней. И не лазил по улице даже после 20…
Я понимаю о чем вы говорите и какой результат ожидаете. Но в моем понимании это больше сказка, чем история будущего, если закон примут вот при такой структуре работы рынка связи. При таком взаимодействии и доверии органам власти.