В течение двух лет Украине необходимо выплатить внешним кредиторам около $11 млрд. Об этом заявил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб в интервью изданию FinBalance.
До 2019 года Украина должна выплатить внешним кредиторам около $11 млрд — зампред НБУ
По словам Сологуба, если посмотреть на остаток финансирования по программе МВФ (около $10 млрд), то выплаты не выглядят неподъемными.
«Риски 2019-2020 годов не выглядят столь значительными, если принять во внимание возможности привлечения капитала на международных рынках, программы со Всемирным банком, ЕБРР, ЕС и т.д. Хотя, конечно, если будут задержки, возможны варианты», — отметил зампред НБУ.
Он также подчеркнул, что программа МВФ остается ключевым элементом. Потому что это, с одной стороны, деньги, с другой — отражение политической поддержки для Украины, которая в последние годы достаточно активно демонстрировалась. Кроме того, сотрудничество с МВФ всегда является сигналом для частных инвесторов.
Комментарии - 12
Во-первых, что в ближайшие 3 года долговая нагрузка останется на нынешнем уровне – на 1 апреля 2017 года госдолг равен 76% ВВП. Во-вторых, это существенно выше, чем общепринятый безрисковый уровень уровень госдолга, составляющий 60% ВВП.
Всего, в ближайшие 3 года выплаты по внешнему долгу составят 22 млрд долларов (см. Таблицу), а не 16 млрд долларов, как утверждает Нацбанк и правительственные чиновники. Дополнительных 6 млрд долларов в 2018-2020 годах (по информации Министерства финансов, размещенной на сайте Верховной Рады), должно быть выплачено по кредитам, которые выданы под государственные гарантии.
Кстати, в Основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 нет совершенно никакой информации о динамике и размере внешнего долга (ни в абсолютных, ни в относительных размерах), а также о сумме расходов на обслуживание государственного долга (ни в абсолютных, ни в относительных размерах). Отсутствие конкретики и огромный набор благозвучных деклараций – этим пронизан весь документ
Очень просто. В бюджетной резолюции записан гениальный рецепт – для этого необходимо «обеспечить полноценный доступ к внешним источникам финансирования для рефинансирования внешней задолженности». Все просто – «финансирование для рефинансирования».
Для погашения долгов залезть в новые долги. Вечный долговый двигатель, точнее, долговой тормоз.
Получается, для того, чтобы оставаться в рамках бюджетной резолюции, правительству необходимо набрать новых кредитов на сумму от 22 до 30 млрд долларов в ближайшие 3 года. Не инвестиций привлечь, а именно кредитов взять под проценты.
МВФ столько не даст. Максимум еще 2-3 миллиарда долларов. По миллиарду в год. Например, как в прошлом 2016 году – ожидали 6 миллиардов от МВФ – получили 1. Тот же сценарий повторяется в этом году и нет никаких причин, чтобы что-то изменилось в оставшиеся 2 года действия программы EFF между Украиной и МВФ. Еще пару миллиардов кредитов можно будет получить от других международных финансовых организаций, таких как Мировой банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и др.
Первый вариант выглядит мало реалистичным. С таким плачевным состоянием украинской экономики и низкими международными рейтингами можно привлечь только краткосрочные (на 2-3 года) и очень дорогие внешние кредиты (7-8% годовых). С учетом того факта, что последний раз Украина размещала евробонды в 2013 году (кстати, также под 7,5% годовых, несмотря на то, что состояние украинской в то время намного лучше), существует очень маленькая вероятность, что Украине в течение ближайших 3-х лет удастся привлечь на международном рынке капитала 15-25 млрд долларов.
Намного выше вероятность дефолта и/или очередной реструктуризации внешнего долга. Очень желательно не по сценарию 2015 года – реструктуризации имени Яресько, которая привязала выплаты по внешнему долгу к росту украинской экономики. В результате чего, с 2021 по 2040 года Украина должна будет выплатить внешним кредиторам несколько десятков миллиардов долларов.
Если правительство планирует уменьшить платежи по внешнему долгу, оно должно в ближайшее время либо отменить кабальную реструктуризацию имени Яресько, либо провести новую, на условиях которые выгодны Украине, а не только внешним кредиторам. Об этом в бюджетной резолюции, ни слова. Видимо, правительство ставит интересы внешних кредиторов выше украинских.
Кризисы: 1998, 2008, 2014-2015. Очередной — 2019…
Другими словами, в 2019 году встретятся два пика – пик предвыборного популизма с пиком выплат по внешнему долгу. Худшего сценария для экономики, обменного курса и инфляции сложно придумать. Особенно, если мировые цены на основные экспортные украинские товары (металл, руда и зерно) будут оставаться на низком уровне.
Отсутствие реформ, оголтелый популизм, коррупционная борьба с коррупцией, монополизация многих рынков, долговая кабала в угоду внешним кредиторам, сырьевая структура экономики, 95%-ая зависимость от внешней конъюнктуры, отсутствие защиты прав собственности, как частной, так и государственной – это неполный перечень причин, почему украинская экономика живет от одного кризиса к другому, так и ни разу восстанавливаясь до докризисного уровня