Украинцы уже давно привыкли пользоваться банковскими картами. По данным НБУ, количество активных карт на 1 апреля 2017 года достигло 31,984 млн. Всего на эту дату банки выпустили 58,089 млн карт. Однако чем больше граждан переходит на безналичный расчет, тем активнее ведут себя мошенники. Какие уловки используют преступники, и как не потерять деньги на карточном счету, «Минфину» рассказал начальник отдела безопасности карточного бизнеса Идея Банка Вадим Яковец.
Как не попасть на удочку мошенников
Звонки и сообщения от имени банка
Ваш банк уже имеет всю необходимую информацию, чтобы обслуживать клиентов. Поэтому он не будет вам звонить и отправлять смс — сообщения, чтобы попросить указать номер банковской карты, срок ее действия, ПИН-код или CVV2/CVC2-код карты, пароль к системе интернет-банкинга, а также пароли, которые поступают в СМС-сообщениях.
Банк также не будет запрашивать конфиденциальную информацию о платежной карте и, тем более, просить назвать эти данные по телефону. Если вы позвонили в банк, то его сотрудник может уточнить кодовое слово, идентификационные данные. Однако сотрудники банка никогда не звонят клиентам для уточнения этой информации! А все СМС-сообщения от вашего банка поступают по единому образцу: отправитель сообщения — название вашего банка.
Мошенник может представиться как сотрудник банка, сотрудник полиции, сотрудник пенсионного фонда или налоговой, волонтер или благотворитель, сотрудник СБУ, покупатель вашего товара. Если вы все же стали жертвой мошеннических провокаций и сообщили реквизиты своей платежной карты, необходимо немедленно позвонить в свой банк и заблокировать карту, а также обратиться с заявлением в киберполицию онлайн. Сделать это можно на сайте www.cybercrime.gov.ua. Если нужно позвонить в банк, всегда используйте только номер телефона, который указан на обратной стороне карты или на официальном сайте Банка.
Пин-код, логин и пароль
Храните Ваш ПИН-код, логин и пароль к системе интернет-банкинга в недоступном для посторонних людей месте и никому их не передавайте. Никогда не записывайте ПИН-код на пластиковой карточке: в случае кражи или потери карты посторонние лица могут беспрепятственно снять с нее средства. Ознакомьтесь с основными требованиями к безопасным паролям. Никогда не просите незнакомых людей помочь вам воспользоваться пластиковой картой или интернет-банкингом. Самостоятельно вводите ПИН-код, логин и пароль, не показывая его окружающим и не произнося вслух. Раз в 2-3 месяца меняйте Ваш ПИН-код к карте и пароль к системе интернет-банкинга.
Не храните номер платежной карты, CVV2/CVC2, месяц и год окончания срока действия платежной карты на бумаге, в телефоне, смартфоне, планшете, ноутбуке, домашнем или рабочем компьютере, не используйте формы автозаполнения данных о платежной карте. В случае, если вам необходимо предоставить данные вашей платежной карты (ксерокопию) в официальные учреждения (например, в посольство для оформления визы), скройте (заклейте) на платежной карте код CVV2/CVC2, нанесенный на обратной стороне карты, и только после этого делайте ксерокопию платежной карты.
Расчеты в интернет
При оплате покупок в сети Интернет, необходимо указывать только номер карты, срок действия и CVV2-код. В целях безопасности никогда не передавайте код CVV2/CVC2 вашей карты, а также пароли, которые приходят в СМС-сообщениях, посторонним лицам! Будьте осторожны и не сообщайте личные данные. Если вас просят назвать дату и год рождения, девичью фамилию матери и другие личные данные или набрать различные комбинации цифр на телефоне, то вы имеете дело с мошенником.
Также похитители часто используют похожие интернет-сайты, создавая ресурсы-двойники, имеющие одинаковый дизайн с сайтом-оригиналом, для хищения данных о платежной карте. Поэтому не пользуйтесь сайтами, вызывающими подозрение, покупайте только на известных интернет-сайтах. Всегда обращайте внимание на интерфейс сайта для оплаты. Любая смена цветовой гаммы и шрифта, наличие орфографических ошибок должны вызывать подозрения. Адрес Интернет-ресурса должен быть правильным и использовать безопасные протоколы передачи информации. Адресная строка должна начинаться с HTTPS, что говорит о защищённом протоколе.
Оптимальным решением является отдельная карта с ограниченным лимитом для расчетов в сети Интернет, на которую можно перевести сумму, необходимую для покупки. Таким образом, вы обезопасите ваши деньги на карте. Также лучше пользоваться картой, которая поддерживает технологию 3D-Secure для повышения безопасности Интернет транзакций.
Снятие наличных в банкомате
Перед использованием платежной карты в банкомате, необходимо его внимательно осмотреть и убедиться, что на устройстве приема карты, отверстии получения наличных и ПИН-клавиатуре отсутствуют накладные элементы. Например, это могут быть фальшь-панели. Как правило, они крепятся на клей или на двусторонний скотч и помещаются поверх оригинальных элементов банкомата и практически не отличаются по цвету и структуре от оригинала. Банкомат имеет антивандальную конструкцию, поэтому если какая-то часть агрегата кажется вам подозрительной, то можно смело попытаться ее оторвать. Не снимайте наличные, если люди, стоящие рядом, вызывают у вас подозрение. Перед тем как ввести ПИН-код сравните банкомат с его экранной заставкой. Прикрывайте рукой или портмоне ПИН-код во время ввода.
Старайтесь пользоваться одними и теми же банкоматами, запомнить вид их клавиатуры и отверстия для платежной карты. Не пользуйтесь банкоматом, если он вам незнаком, поскольку он может содержать мошеннические устройства; банкоматом с плохим освещением или если он находится в укромном месте; если заметили, что на нем установлены лишние устройства, которых вы не замечали раньше.
Если операция снятия наличных завершена успешно, и вы услышали, как банкомат отсчитал наличные, а денежные средства так и не появились в отверстии для получения наличных, не отходите от банкомата. Проверьте отверстие для получения наличных, на него может быть наклеена «накладка» с двухсторонним скотчем.
Установите индивидуальные лимиты на операции снятия наличных. Это можно сделать по телефону или в системе Интернет-Банкинг.
Будьте бдительны: Социальные сервисы
Сегодня не редкость — случаи взлома аккаунтов почты и мессенджеров. Если вам на e-mail, в Skype или Viber поступила просьба финансового характера от родственника или вашего знакомого, свяжитесь с ним в голосовом режиме и подтвердите просьбу. Аккаунт могли взломать мошенники.
Также обратите внимание, что банк никогда не присылает электронные письма и СМС-сообщения с запросами указать конфиденциальные сведения или перейти на адрес сайта. Не открывайте такие письма, это мошенничество. При приеме подозрительных звонков или смс, связанных с предоставлением платежной информации, перезвоните в контакт-центр банка.
Будьте на связи с банком
Храните телефонные номера контакт-центра банка и кодовое слово в надежном и быстро доступном месте для быстрой связи в случае необходимости.
Если вы потеряли карту, необходимо немедленно сообщить об этом в банк и заблокировать карту. При звонке в Банк у вас спросят Ваше ФИО, паспортные данные и контрольную информацию. Если вдруг у вас спрашивают ПИН-код, или код CVC2/CVV2 (последние три цифры с обратной стороны карты) – это мошенники! Убедитесь, что номер, по которому вы звоните, действительно принадлежит банку.
Платежная безопасность
Обязательно подключите услугу СМС-информирования об изменении баланса и каждой произведенной по счету операции (даже если она платная). Так вы всегда сможете контролировать состояние своего счёта и своевременно принять необходимые меры в случае подозрительных операций. Также стоит перейти на использование карт с ЧИП. Секретные данные на чиповых картах хранятся не на магнитной ленте, а в микропроцессоре ЧИПа с применением сложных алгоритмов шифрования, что максимально повышает уровень защищённости средств на вашем карточном счёте.
Комментарии - 1