Читати українською

Что гонит украинские компании в оффшоры

Большинство крупных украинских компаний зарегистрированы в иностранных юрисдикциях — Кипре, Нидерландах, Британских Виргинских островах. И причина отнюдь не в непосильной налоговой нагрузке, как принято считать. Главные виновники — «кривая» судебная система и отсутствие современного регулирования в сфере корпоративных отношений. Как изменить сложившуюся ситуацию в своем блоге на НВ написала руководитель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины Юлия Ковалив. «Минфин» сократил. 

Большинство крупных украинских компаний зарегистрированы в иностранных юрисдикциях — Кипре, Нидерландах, Британских Виргинских островах.
Юлия Ковалив
Юлия Ковалив

Деятельность ООО сегодня регулируется четырнадцатью статьями закона «О хозяйственных обществах» от 1991 года, разработка которого началась еще в советское время. В этих статьях устанавливается несколько императивных правил, например, количество участников ограничивается сотней, а для принятия решения необходим кворум — то есть недобросовестные совладельцы могут полностью заблокировать работу предприятия, просто не явившись на общее собрание. При этом мажоритарный участник общества может исключить из него миноритария даже без решения суда, что делает возможными рейдерские захваты предприятий.

Впрочем, важнее даже не то, что есть в законе, а то, чего в нем нет.

Есть в нем возможности заключать корпоративные договора — те же «завещания», позволяющие совладельцам самостоятельно договориться об условиях партнерства.

Нет процедуры взыскания залога корпоративных прав — компания не может взять кредит под залог доли уставного капитала. Ни один банк такого залога не примет, ведь забрать его в случае неуплаты кредита фактически невозможно.

Нет возможности конвертации долга в капитал компании, что значительно ограничивает варианты действий общества-должника в случае его несостоятельности выплатить ссуду. Фактически, выход остается едва ли не единственный — процедура банкротства.

Нет понятия «наблюдательный совет», а без совета как механизма контроля над менеджментом ни один иностранный инвестор не согласится вложить деньги в компанию.

Все это — инструменты, давно существующие в развитых странах и позволяющие компаниям эффективно работать, структурировать отношения между владельцами, избегать корпоративных конфликтов или справедливо их решать, строить крупные компании и холдинги. Главный же инструмент, который вынуждены были использовать украинские предприниматели с начала девяностых и до последних лет — это «понятийные соглашения», расписаны на листочках по схеме «ты мне — я тебе». Никакой юридической силы они не имели, а в случае корпоративного конфликта санкции за невыполнение этих соглашений лежали скорее в плоскости уголовного кодекса, чем хозяйственного.

Сегодня мы имеем возможность ввести в Украине современные, цивилизованные инструменты корпоративного управления. В марте был принят закон о корпоративных договорах. На этой неделе Верховная Рада будет рассматривать во втором чтении проект закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», разработанный при участии лучших юридических компаний Украины, которые не в теории, а на практике компаний наших реалий и «продвинут» опыт иностранных юрисдикций.

Большинство крупных украинских компаний зарегистрированы в иностранных юрисдикциях — Кипр, Нидерланды и Британские Виргинские острова успешно занимают первые места в рейтинге главных инвесторов Украины.

Есть три основные причины, почему украинцы регистрируют бизнес в оффшорах. Первой из них является несовершенство украинской судебной системы. Предприниматели хотят иметь возможность защитить собственные интересы в беспристрастном суде. Судебная реформа, призванная решить эту проблему, начата. Впрочем, это дело не быстрое. Надеюсь, что мы сможем увидеть ее результаты уже в следующем году.

Вторая причина, которую традиционно называют самой важной, — налоговая нагрузка. Считается, что в Украине она высокая. Но на самом деле уровень налоговой нагрузки в Украине далеко не самый высокий в мире. По данным рейтинга Doing Business 2017, средняя налоговая нагрузка в Украине на середину 2016 составляла 51,9%. Для сравнения, в США это 44%, в Австрии — 51,6%, в Китае — 68%, во Франции — 62,8%. В Германии — 48,9%. В России — 47,4%. В знаменитой оффшорной Панаме — 37,2%.

Третья же причина — именно отсутствие гибкого современного регулирования в сфере корпоративных отношений. Владельцы бизнеса не имеют тех же инструментов структурирования и управления бизнесом, не имеют возможности договориться по-другому, чем записано в императивном законе, даже если все они согласны с такой позицией. И как, например, объяснить большой международной компании логику, что на 0,0000000001% в уставном капитале их украинского подразделения нужно записать какого-то украинца, до сих пор сложно.

Даже если у вас нет собственного бизнеса, есть простая аналогия, позволяющая осознать необходимость изменений: у вас есть семья. Муж или жена, ваши родители, ваши дети. У вас счастливая семья и вы вполне способны договориться о том, как вести хозяйство, сколько раз в год ездить в отпуск и во сколько приходить домой. Но такой возможности у вас нет, ведь все эти вопросы определены в законе и обжалованию или обсуждению не подлежат: максимальное количество членов семьи — десять человек, все они должны вкладывать свою долю в семейный бюджет и мыть посуду в равных частях, иначе они будут исключены из состава семьи, все решения должны приниматься только в присутствии более половины членов семьи. В отпуск ездить не менее двух, но и не более пяти раз в год, детей рожать не реже чем раз в пять лет, но не чаще, чем раз в год. А тот, кто контролирует более 50% семейного бюджета, имеет возможность исключить из состава семьи других участников — без разводов, возмещений и алиментов.

Женились ли вы бы при таких условиях?

Комментарии - 2

+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
22 мая 2017, 17:58
В оффшоры гонит отнюдь не это а то что друзья нашей Юли уходят от декларирования средств, налоги дело второстепенное.

Конечно закон о ООО надо улучшать но не всё в нём так плохо как она говорит, Против рейдеров и блокировщиков роботы предприятий есть специальные органы, полиция.

А делать надзор это расходы, создание новых правил это тоже расходы и дать каждому на голосование закона ещё надо на лапу.

Есть обратная строна, я понимаю Юлю, я бы сам так лоббировал, что бы потом завладеть чужими активами ссылаясь на несоблюдение корпоративных обязательств.
+
+11
09104
09104
23 мая 2017, 17:58
Органы есть, но насколько эффективно они работают, это уже другой вопрос.
Противно платить двум хозяевам: одному в кассу (типа за лицензию) а другому в карман (ты на моей территории место занимаешь). Хозяин должен быть один, а не куча вымогателей. И всё же должна представлять реальный интерес доходность от дела.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться