Эксперты МВФ оценили одну из главных украинских реформ

Одним из своих главных достижений в кресле главы НБУ Валерия Гонтарева не раз называла введение гибкого курсообразования и переход к таргетированию инфляции (далее – ИТ). "Мы перешли к инфляционному таргетированию. Мы стали практиковать плавающий валютный курс, преодолели фискальное доминирование и достигли нашей первой цели по инфляции. Мы уверены, что в среднесрочной перспективе нам удастся выйти на уровень в 5% и дальше таргетировать более низкие показатели инфляции, как это делают ведущие центробанки мира", — заявила Гонтарева на своем последнем в качестве главы НБУ монетарном комитете.

Национальный банк ввел гибкое курсообразование в 2014 году.

Сотрудники МВФ решили посмотреть, как регулятору удалось добиться поставленных целей, и что угрожает новому режиму.

«Минфин» выбрал главное из 57-страничного исследования старшего экономиста МВФ Памелы Мадрид и старшего эксперта департамента монетарной политики и рынков капитала Фонда Ивана Луис де Оливейра Лима.

Долгий путь

МВФ еще в 2005-06 годах оказал техническую помощь НБУ. Благодаря ей регулятор разработал план по переходу к ИТ. Но его реализацию сдерживал страх украинских властей перед плавающим курсом.

С ним не удавалось справиться вплоть до 2014 года. Тогда в рамках программы сотрудничества с МВФ «стенд-бай» власти обязались принять ИТ не позднее первой половины 2015 года. Но ухудшение макрофинансовой ситуации снова заставило НБУ отказаться от перехода к ИТ и сфокусироваться на сдерживании кризиса.

Параллельно со стабилизацией ситуации, регулятор выполнял необходимые технические условия, разработанные совместно с МВФ. С 2014 года НБУ улучшал процессы, коммуникацию и операционную систему монетарной политики – ключевые элементы ИТ.

Например, Нацбанк создал комитет монетарной политики, ввел структурированный цикл анализа и прогнозирования политики, регулярно проводил пресс-конференции и публиковал квартальные инфляционные отчеты.

В марте 2016 года НБУ опубликовал дорожную карту по переходу к ИТ, а в октябре того же года – обнародовал стратегию валютных интервенций на межбанковском рынке, направленных на накопление международных резервов и уменьшение колебаний гривны. После этого Совет НБУ одобрил основы новой денежно-кредитной политики и регулятор официально принял режим ИТ в декабре прошлого года.

Политический вопрос

По мнению авторов исследования, НБУ может самостоятельно устанавливать цели ценовой стабильности, вне зависимости от действий правительства. Но политическая поддержка ИТ – важный элемент для построения доверия к новому режиму. А ее слишком мало.

Например, недавно Верховная Рада хотела законодательно ограничить независимость НБУ и вернуться к фиксированному курсу. Повышение минимальной зарплаты вдвое, по мнение авторов, не было хорошо скоординированным, а потому нельзя было точно определить его влияние на экономику. Кроме того, НБУ и Министерство финансов недостаточно сотрудничали в обмене качественными прогнозами. Это вредило прогнозам ликвидности НБУ.

Первые в своем классе

По утверждению авторов, юридическая независимость НБУ и его аналитико-информационная структура кажутся более передовыми, чем в других рыночных экономиках, переходящих к режиму ИТ. Более того, кажется, что снизилась привязка к валютным курсам, а сама гибкость курса близка к среднему показателю в других рыночных экономиках, которые приходят к ИТ.

Но в Украине еще остаются административные ограничения и контроль над движением капитала. Кроме того, сама экономическая структура с высоким уровнем долларизации делает систему более уязвимой. Поэтому существует опасение, что стабильность валютного курса может стать более приоритетной, чем ценовая. 

Кроме того, низкий уровень финансового развития, большая доля неработающих кредитов и постоянная рекапитализация и реструктуризация вызывают сомнения в способности НБУ достичь целей по ценовой стабильности.

Совет не нужен

По сравнению с другими странами, НБУ занимает довольно высокую позицию в рейтинге независимости центральных банков. Например, руководитель Нацбанка назначается по принципу двойного вето, что приводит к балансу власти между президентом и парламентом. В результате этого глава может быть более нейтральным.

Но, согласно конституции, Совет НБУ может утверждать принципы денежно-кредитной политики и контролировать их реализацию. Члены Совета не назначаются по принципу двойного вето. Это делает их более связанными с конкретными политическими интересами.

Под давлением

Авторы утверждают, что правительство имеет рычаги, чтобы заставлять НБУ финансировать дефицит бюджета, хотя юридически это запрещено. Более того, власти могут давить на Нацбанк при проведении политики и заставлять регулятора принимать решения, не поддерживающие режим ИТ.

В общем, слабое управление – одно из главных препятствий для доверия к режиму ИТ. Есть риск, что правительство либо Верховная Рада захотят изменить правила и ослабить контроль НБУ над своим балансом, что приведет к повышенному инфляционному эффекту. Например, такими изменениями может стать реструктуризация ценных бумаг НБУ, или непрямая поддержка адресного кредитования.

Такие действия могут снизить уровень доверия к режиму ИТ, а потому правительство должно улучшать уровень управления.

Больше резервов

Достаточный уровень международных резервов – один из главных элементов макроэкономической стабильности и доверия к национальной валюте. Поддержание макроэкономической стабильности помогает уменьшить уровень долларизации. Следовательно, международные резервы помогут улучшить трансмиссионный механизм.

Кроме того, по утверждению авторов, в переходе к ИТ поможет последовательная стратегия валютных интервенций с четким положением о валютном курсе. Например, интервенции должны быть направлены на сглаживание чрезмерных колебаний курса, а не таргетировать конкретный курс. Такие валютные интервенции должны поддержать доверие к ИТ.

Влияние учетной ставки

Начиная с 2015 года банковские депозитные и кредитные ставки более активно, хотя и не в полной мере, реагировали на изменения процентных ставок НБУ. С начала прошлого года кредитные ставки были более чувствительными к изменению депозитных или межбанковских процентных ставок, чем учетной. Снижение учетной ставки с марта 2016 года отразилось на кредитных ставках, хотя и с опозданием.

Авторы исследования утверждают, что такая ситуация могла происходить из-за слабых балансов некоторых банков и крупной доли проблемных кредитов. Кроме того, банки нехотя кредитовали из-за незащищенности прав кредиторов. Если не решить эти проблемы, в будущем они могут сдерживать рост кредитования, что ограничит влияние учетной ставки на инвестиции и потребление.

Межбанк

По мнению авторов, НБУ недостаточно активно управляет ликвидностью, что не способствует развитию межбанковской торговли. В настоящее время банкам с краткосрочным дефицитом ликвидности приходиться ограничиваться мелким межбанковским рынком или брать дорогие кредиты НБУ. Действующая система препятствует банкам накапливать краткосрочные позиции на более продолжительное время, даже если у некоторых игроков есть желание это делать в ожидании снижения процентных ставок.

Аналитики пришли к выводу, что украинский межбанковский рынок односторонний, а активность на нем ограничена. Потому, если бы НБУ начал проводить интервенции на основе ежедневного точного прогноза ликвидности, приверженцев коротких позиций стало бы больше. Они бы знали, что найдут партнеров на рынке, удерживающих длинные позиции. Кроме того, они были бы уверены, что НБУ сможет выйти с интервенцией и предоставить ликвидность, необходимую для уравнивания рыночных колебаний.

Рекомендации МВФ

Рекомендации Статус выполнения

Повышение роли учетной ставки НБУ при управлении рыночными процентными ставками

Для начала установить систему с двумя краткосрочными инструментами. Один для поглощения, второй – для предоставления ликвидности

Ставки по инструментам установить заблаговременно и тесно привязать к учетной ставке

Со временем, инструмент поглощения ликвидности (7- или 14-дневные депозитные сертификаты) должен стать ключевым инструментом и регулярно продаваться на аукционе, в порядке ценообразования

7- и 14-дневные РЕПО должны стать инструментом, дополняющим инструмент предоставление ликвидности.

Другие краткосрочные и долгосрочные операции должны остановиться.

Внедрение коридора для краткосрочных процентных ставок. Коридор должен действовать автоматически для платежеспособных банков без дискриминации и по требованию

Усреднение требований к обязательному резервированию; упрощенная система с унифицированными ставками для депозитных сертификатов и других инструментов

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться