Сколько стоит легальный бизнес в Украине

Американский фонд USAID опубликовал результаты ежегодного исследования делового климата среди малых и средних предприятий Украины (МСП). В 2016 году нестабильная политическая ситуация перестала быть их главной проблемой. Теперь болевой точкой для бизнеса стал низкий спрос, а врагом №1 — правительство.

Американский фонд USAID провел ежегодное исследование делового климата в Украине среди малых и средних предприятий.

Сколько стоит

По данным исследования USAID, в котором принимало участие 1 851 представителей МСП, бизнес в среднем тратил 27 412 грн в прошлом году на ведение легальной деятельности (регистрацию, получение лицензий, уплату штрафов при проверках и т.д.). В 2015 году эта сумма была больше – 29 761 грн. Сокращение расходов, в первую очередь, связано с уменьшением затрат при правительственных проверках.

В 2016 году с проверками столкнулись 68% респондентов-предпринимателей. Это на 16,9% больше, чем в 2015 году. При этом ревизоры выписали значительно больше штрафов: 60,7% инспекций закончились наложением санкций. За год до этого данный показатель был на уровне 34,7%.

С другой стороны, сама стоимость проверок упала почти в полтора раза: с 40 938 грн в 2015 году до 27 325 в прошлом.

В 2016 году регистрационные процедуры проходили 27,1% опрошенных МСП. В среднем они тратили на это 11 дней и 432 грн. Если сравнивать с 2015 годом, ситуация изменилась не сильно: тогда процедуры занимали 10,5 дней и стоили 380 грн. В 2016 году лицензии имело 30,5% МСП, что на 0,8% меньше показателя 2015 года.

Общий тренд

Малый и средний бизнес позитивно оценивает краткосрочную перспективу. Хотя оптимизм предпринимателей очень умеренный. По шкале от -1 (совсем плохо) до +1 (очень хорошо) индекс делового климата МСП составил +0,06 п. Это на 0,05 п. больше, чем в 2015 году. Большинство предприятий видит позитивные тенденции в деловой активности в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной — ожидания ухудшились.

Больше трети всех МСП негативно оценили нынешнюю деловую среду. По поводу своего финансового положения практически половина МСП была оптимистичной: 41% ожидают улучшения финансово-экономической ситуации в первом полугодии 2017 года.

Препятствия

В прошлом году низкий спрос помешал росту 59% малых и средних предприятий. Высокие налоги стали проблемой для 35%. Война на Востоке и нехватка квалифицированных кадров не позволила расширить свой бизнес 20% МСП.

Дальше — лучше

Практически половина малых и средних предприятий планирует расширить свою деятельность в ближайшие 2 года. Главные вызовы для них в этот период: тяжелая экономическая ситуация, низкий спрос на товары и отсутствие финансовых возможностей.

Враг №1

В прошлом году больше половины малого и среднего бизнеса считало правительство главным препятствием для своего бизнеса. Практически треть МСП видела во власти своего врага. Подавляющее большинство МСП считают, что для успешного бизнеса необходима благоприятная политика правительства.

Перемен!

Государственная дерегуляция — главный шаг на пути роста бизнеса. За это высказалось 82% респондентов. Такж, жизненно необходимо упростить налоговое администрирование и создать единый информационный ресурс для бизнеса.

Кто такие

В среднем одно предприятие предоставляет 22 рабочих места. ФОПовцы — дают работу 3 людям. Средний возраст предпринимателей — 45 лет. При этом ФОПовцы оказались самыми «молодыми»: средний возраст среди них составляет 39 лет. В подавляющем большинстве случаев предприятиями управляют мужчины.

Комментарии - 9

+
+13
LF117
LF117
1 мая 2017, 13:10
Главное в исследовании может и новость для иностранцев, но для нас (жителей Украины) это уже давно не новость.
Главный враг не только МСП, но и всего народа — правительство.
Не так уж важно, они «голубые», «синие», «оранжевые» или «красные» — суть у них одна и та же.
Сама система такая. Если в «верхушке» тупо хамелеоны — какой цвет надо, в такой и «красятся».

Главный вывод — налоги должны оставаться на местах в регионах. Тогда и контролировать их станет проще. И 450 «ызбранников» не смогут уже «декларировать» миллионы в матрасах и подушках. Возможностей для «миллионов» станет меньше
+
0
Ukrmercy
Ukrmercy
1 мая 2017, 21:42
Проверками… штрафами… остатки МСБ загоняют в тень. Они хоть отстреливают что коровку доить надо, а не резать?)
+
0
kalchu
kalchu
2 мая 2017, 14:49
Яркий пример уничтожения малого бизнеса — это введение кассовых аппаратов, данный закон явно пролобирован крупными торговыми сетями с целью закрыть небольшие магазины. В моем небольшом городе из-за этого уже закрылись два крупных магазина, в которых обороты превышали 3 мил. из-за чего они были разделены на несколько предпринимателей. Хозяева просто прикинули, что та марока с которой они столкнуться — просо не стоят той прибыли которую приносит их бизнес. Общаясь с другими — предпринимателями — все просто в ожидании до первого штрафа (в 1 грн.), после которого большая часть тоже закроется. Я как предприниматель — магазин компьютерной техники и одновременно сервисный цент, тоже попадаю под этот закон. Обороты у меня так же не превышают 3 мил. поэтому ставить кассовый аппарат — очень накладно, разделять бизнес и закрывать направление торговли, тоже безсмысленно, так как ни одно из направлений по отдельности не будет приносить достаточную прибыль, чтоб марочится с этим бизнесом. Вот и остается ждать первого штрафа…
+
+41
Ukrmercy
Ukrmercy
2 мая 2017, 15:43
В Вашей ситуации есть нюанс: оформляем наемных как фоп, переплачиваем при этом 2%, зат оизбавляемся от проверок трудяг и прочей шелупони, и не надо ни отчитываться, ни графики составлять и естественно 2 категория за вами останется. Далее: ставим только терминал, без кассового аппарата, и вывеску размещаем: «только безналичный расчет», а по налу продолжаем работать как работали. Т.е. в такой ситуации, остается вот такая интересная лазейка.
+
+15
Александр Чернов
Александр Чернов
3 мая 2017, 20:19
«Т.е. в такой ситуации, остается вот такая интересная лазейка.»
Ну если не считать контрольной закупки)

И мне кажется человек говорил про новый закон запрещающий продажу ПК и комплектующих без кассового… Хотя при продаже ПК все поставщики офф. и дадут налоговую накладную. Не вижу проблем перейти на общую систему и поставить кассовый. Или Ваш бизнес не способен заплатить 3000 бухгалтеру на пол ставки? :) И туда всех наемных на 3200, аренды, почтовые и т.д...- расходы раздувать…
А вот ремонт вынести на ФОП 2й группы причем без кассового, пусть рисует меньше ляма в год и на ремонт кассовый не надо. Соотв с этой налички можно доплачивать все что выше 3200 до реальности.
Как то так… Чего закрываться?
+
0
kalchu
kalchu
3 мая 2017, 22:10
Вы явно путаете Киев, Одессу, Львов, Харьков и др. областные центры с небольшими городками, я указал, что реальный оборот не превышает 3 мил. грн. Какой бухгалтер?? Какая общая система? У подобных предпринимателей месячных доход от 5 до 10 тыс грн. Почему мы не закрываемся? Да потому, что зарплаты повсюду около 3 тыс грн. и эту работу еще надо найти.
Лазейки?! Да знаем мы их, более того, каждый предприниматель на 80% знает своих клиентов в лицо. Только вот контрольная закупка (с приезжими налоговиками) рано или поздно случится и тогда первый штраф и размышления как быть дальше…
+
+15
Ukrmercy
Ukrmercy
3 мая 2017, 22:27
Контрольной закупки на такую проверку не существует, в этом и нюанс. Т.е. если кто-то из проверяющих органов такое сделает- то без плана и расопряжений, а за такое сейчас дерут сильно.
И тут нюанс- у сетей жизнь проста на оптовых закупках, а у мелкого бизнеса такого нет, и дело упирается в таможню и конкуренцию. У кого крыша есть на таможне- не платят сбор, и имеют себестоимость ниже- с того и живут. А те кто платят- вынуждены как уж на сковороде крутиться. И это не считая нелегалов, которые на вордпрессовских заготовках продают товар. И встает вопрос: какого х. нужно работать по-белому будучи мелким, если нету одинаковых условий для всех.
Живой пример: потеплело, бабки-дедки-жучки на улице продают цветы, при том местовое и любые другие налоги не платят, а у меня магазин цветов- при том уплачиваю все что надо уплачивать. Продают они не то что на клумбе у себя выдрали, а вполне голландскую срезку, только без сертификатов, и с себестоимостью в разы ниже чем у меня, ведь они за растаможку-налоги-жкх-зп не платят. И вопрос: почему их не гоняют? Мне то нормально, ибо клиенты набиты за 20 лет постоянные, а те кто поменьше в бизнесе этом- тяжко и многие закрываются. Вот вам и ответ.
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
3 мая 2017, 9:39
Проверки и государство завели многих ФОП в тупик, а последнее повышения минималки вообще поставило многих перед выбором или самим становится у прилавка или скоращать персонал или переводить на режим работы сокращенного дня. Хотя всех собирала налоговая ФОП-в каждая в своем районе и т.д. и предупреждала, кто будет неофициально работать и держать персонал — ждут большие штрафы и это не шутка, будут проверки.
Правительство повысило минималку, при этом покупательская способность на том же месте.
При такой ситуации — самое лучшее было б уменьшать коррупцию и создавать рабочие места на госудаственном уровне в регионах или по крайней мере не мешать инвесторам заходить в каждый регион отдельно.
+
+11
Ukrmercy
Ukrmercy
3 мая 2017, 12:46
Проще всех продавцов перевести на ФОП- не надо мучаться с графиками и отчитываться по наемным, не надо переживать про сокращенный режим или про рабочий день в 12 часов- у ФОП ненормированный рабочий день. И самое главное- не будет проверок насчет наемных, если не буде тсамих наемных, и разница в цене всего 2%. И второй метод- уход в онлайн, когда продавец может из дому продажи осуществлять, и никаких проверок. Есть множество контор которые предпочли такое решение проблемы с обходом минималочки. И вишенка на тортик: удивляются госорганы что минималка может быть меньше 3200, при этом центр занятости редко когда может дать работенку даже на 3200.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться