Среда на этой неделе обещает быть жаркой для финансовых рынков. ФРС должна повысить ставку, популисты могут выиграть на выборах в парламент Нидерландов, а Центробанк Великобритании решит, менять ли монетарную политику.
Адская среда
Начиналась неделя не менее напряженно. Во всяком случае, на туманном Альбионе. В понедельник Палата общин, избираемая гражданами Великобритании, приняла законопроект, позволяющий правительству активировать статью 50 Лиссабонского договора. Это позволит премьер-министру Терезе Мэй выполнить свое обещание и начать переговоры о выходе страны из ЕС к концу марта. По информации источников Bloomberg, премьер сделает это в последнюю неделю месяца.
Фунт уже успел отреагировать на решение законодателей. Ночью с понедельника на вторник британская валюта потеряла 0,5% стоимости против доллара и упала до $1, 2153. Днем падение увеличилось до 0,9%.
В понедельник первый министр Шотландии Никола Старджен заявила, что на следующей неделе запустит процесс получения разрешения на проведение референдума о независимости. По ее словам, шотландцы проголосовали за членство в ЕС, а действия премьер-министра Мэй противоречат воле Шотландии. Потому плебисцит необходим, чтобы ответить на «дефицит демократии».
Старджен хочет провести референдуму в промежутке между осенью 2018 и весной 2019 года. К этому времени уже должны быть известны все детали будущих отношений между ЕС и Великобританией.
Событие недели
Правление ФРС начинает двухдневное заседание. Большинство экспертов ожидает, что завтра регулятор объявит о повышении базовой процентной ставки на 0,25% до 0,75 — 1% из-за роста индексов фондовых бирж и укрепления экономики. Однако вряд ли регулятор решится на ускорение темпов ужесточения монетарной политики. То есть четвертое повышение вряд ли состоится.
В течение этих двух дней ФРС обновит свои экономические прогнозы, включая рост ВВП, индекс расходов потребителей, а также точечный график повышения процентной ставки в будущем. Глава ФРС проведет пресс-конференцию, во время которой инвесторы будут искать подсказки по поводу дальнейших действий регулятора. По январскому прогнозу правления ФРС, ставку в этому году должны повысить 3 раза на 0,25%.
Выборы-выборы
Пятнадцатое марта – день выборов в парламент Нидерландов. Предвыборные опросы показывают, что крупнейшие партии страны идут практически в ногу. Всего 5% разделяет первую и пятую партию по популярности.
Народная партия за свободу и демократию, возглавляемая нынешним премьер-министром Марко Рютте, набирает больше остальных – 16%. Ей на пятки наступает крайне правая Партия за свободу, возглавляемая Гертом Вилдерсом.
За третье место борются три партии с незначительным разрывом: Христианский демократический союз, центристская партия D66 и левая партия GroenLink.
Инвесторы будут следить за выборами, так как победа популистской партии может означать рост популярности евроскептиков по всему ЕС. Особенно это опасно во Франции, где в апреле состоятся президентские выборы.
Рост популярности евроскептиков поднимает вопрос о существовании ЕС в целом, что добавляет неопределенности в без того сложную геополитическую ситуацию в Европе. В этом случае инвесторы традиционно будут искать «убежища» в безопасных активах, таких как золото.
Сегодня золото уже подорожало на 0,2% — до $1,206 за унцию.
Спокойный четверг
Правление Банка Англии соберется в четверг, чтобы решить, стоит ли повышать процентную ставку и изменять программу по скупке активов. С ноября прошлого года регулятор придерживался нейтральной позиции, утверждая, что следующее решение, скорее, будет о повышении ставки, чем понижении.
Большинство экономистов не ожидает никаких действий от правительства. Инвесторы считают, что первое повышение ставки произойдет в конце следующего года.
Кроме английского регулятора, решение о монетарной политике будут принимать Швейцарский, Японский и Индонезийский центральные банки. Большинство инвесторов не ожидают каких-либо изменений в их политике.
Тонкости общения
В пятницу финансовые министры и главы Центробанков стран G-20 соберутся на двухдневный саммит в немецком городке Баден-Баден.
Этот саммит будет первым для главы Министерства финансов Стивена Мнучина, ставленника нового президента США Дональда Трампа, известного своими протекционистскими взглядами на торговлю.
Изменения в темы обсуждений учли приход к власти новой администрации. Например, формулировку, одобренную министрами финансов G-20 в прошлом году, — «противостоять всем формам протекционизма» — просто убрали. Также пропала фраза «отказываемся от конкурентной девальвации и использования курса валют в конкурентных целях».
Вместо этого добавили: «Мы будем поддерживать открытую и справедливую международную торговую систему» и «мы подтверждаем приверженность нашей политике в области валютных курсов».
На протяжении лет предыдущие коммюнике G-20 включали формулировку «чрезмерная волатильность и беспорядочные движения валютных курсов могут иметь прямое влияние на экономику и финансовую стабильность. Мы будем тесно сотрудничать на валютных рынках». Это предложение также пропало.
Дело в том, что любые заявления G20 по валютным курсам могут «попасть под огонь» Трампа. За свое непродолжительное президентство тот уже успел обвинить Китай, Японию и Германию в искусственной девальвации валют.
По материалам Financial Times
Комментарии - 2