Как не превратить Приват в черную дыру. Когда будет готова стратегия развития госбанков. Которое из подопечных Минфину финучреждений продадут первым. Что написано в Меморандуме с МВФ. Обо всем этом в интервью Лиге рассказал министр финансов Александр Данилюк. Вот ключевые тезисы.
Александр Данилюк: моя задача — продать госбанки как можно скорее
Приват наш
То, что банк испытывал проблемы, было известно достаточно давно. НБУ делал все, чтобы вывести его на правильную траекторию развития. Мы следили за этим, так как понимали, что если национализация станет неизбежной, нам нужно оперативно действовать.
Опыт показывает, что у госбанков не должно быть миноритарных собственников. У ПриватБанка был отрицательный капитал. Государство докапитализировало Приват, чтобы спасти его от банкротства, сохранить деньги 20 млн вкладчиков и всю финансовую систему страны. В противном случае банк ушел бы на ликвидацию. В такой ситуации оставаться миноритарием было уж точно невозможно. Теперь моя задача — чтобы банк эффективно развивался и не стал черной дырой.
Бывшие собственники ПриватБанка взяли на себя обязательства в течение шести месяцев внести залоги. То, что мне известно на текущий момент — этот процесс не соответствует нашим ожиданиям и предоставленным обязательствам.
Остальные госбанки
Далее нам нужно внедрение новой стратегии развития госбанков. Ведь после национализации ПриватБанка государство контролирует 55% всего банковского рынка. Важно понять, каким образом государство будет выходить из капитала госбанков. Моя задача — продать их как можно скорее. К примеру, по Ощаду мы уже подписали меморандум с ЕБРР, в соответствии с которым можно улучшить процессы в банке и увеличить его стоимость.
Первым на продажу пойдет Укргазбанк. Задача — продать его в этом году.
Объединять Ощадбанк и ПриватБанк нецелесообразно. Потратим только кучу времени на интеграцию. Это разные корпоративные культуры, их нельзя объединить просто так, назвав одним именем. Я вижу их развитие отдельно друг от друга.
Необходимость докапитализации Ощадбанка и Укрэксимабыла понятна еще после стресс-тестов, она просто была разбита по времени. Но понятно, что в госбанках нужно усиливать корпоративное управление. Для этого мы уже подали на согласование в Кабмин законопроект, который пропишет более четкие требования к независимым членам набсоветов госбанков. В ПриватБанке уже есть такой набсовет. Мы сформировали его в ходе национализации, для нас это был уникальный шанс продемонстрировать принципиально новый подход в управлении госбанком. Нынешний набсовет ПриватБанка, наверное, самый сильный набсовет на рынке. Это одно из его конкурентных преимуществ. То же самое нужно сделать с другими госбанками.
Я не доволен кредитной политикой госбанков. Но ручного вмешательства в их работу тоже не приемлю. Функцию контроля должен выполнять набсовет с сильными независимыми членами.
Пока в госбанках не будет отстроена система управления, эффективно работать они не смогут. Когда мы сформируем там сильные набсоветы, ваши вопросы отпадут сами собой.
Тайны МВФ
В программе МВФ предусмотрены четыре транша, я уверен, что мы их получим.
Мы согласовываем детали меморандума. Это очень важный документ, каждое слово имеет значение. У нас в стране много видов национального спорта, в том числе и отслеживание траншей МВФ. Но в этом вопросе день или неделя ничего не решает.
Вы всегда ставите вопрос так: что нам навяжет МВФ и почему правительство этому не сопротивляется? Но у правительства другой подход. Мы понимаем важность проведения реформ, которые не делались годами. У нас сложная и запутанная пенсионная система. Но достойных пенсий у большинства людей нет, а у Пенсионного фонда есть дефицит бюджета. Как балансировать систему? Прежде всего, увеличивать поступления. Те, кто сейчас не оплачивает социальные взносы, должны будут это сделать. Обсуждается также повышение страхового стажа. Это очевидный параметр, который должен играть одну из ключевых ролей в балансировке пенсионной системы.
Упрощенка
Ликвидация упрощенной системы не обсуждается. Она есть во многих странах. Главный вопрос — как минимизировать злоупотребления, чтобы ею не пользовался крупный бизнес. Торговые сети, брендовые магазины должны быть выведены из упрощенки. При правильной и эффективной работе ГФС, это можно было сделать уже сейчас, и без каких-либо изменений в закон.
Банковская тайна
Я думаю, что рано или поздно доступ налоговиков к счетам будет обеспечен, но не сейчас. Иначе банковской тайны вообще не будет как таковой. Сначала нужно пресечь все возможности для утечки информации из ГФС. В противном случае ее получит большое количество людей с непонятными целями. Опять вопрос доверия к ГФС.
Земельная реформа
Земельной реформе быть. Но какой она будет — мы еще обсуждаем. Лично я считаю, что необходим максимально открытый рынок. Сейчас как всегда нагоняется истерия, популизм. Когда-то люди приватизировали землю, а потом важные дяди сказали, что вы не можете ее продать, потом что «мы вас защищаем». Но в теневом сегменте земля и продается, и переоформляется. Это ограничивает развитие аграрной отрасли. И пока мы думаем, как полететь в галактику, проблемы ключевой сферы экономики не решаются.
Тарифы на газ
Должен работать рынок, единая цена. Поэтому рассматривается вариант пересмотра цены газа для населения каждые полгода в зависимости от того, как меняется его стоимость на мировом рынке — как в сторону снижения, так и в сторону повышения.
Приватизация
Часть меморандума посвящена вопросу полноценной приватизации. Это, как и другие реформы, прописанные в меморандуме, нужно в первую очередь Украине. Речь идет не только о доходах бюджета, но и о привлечении эффективного собственника в компании, которые сейчас неэффективно управляются. Сейчас мы улучшаем корпоративное управление госпредприятиями и говорим о приватизации. А я хочу, чтоб мы не говорили, а приватизировали.
При президенте создан инвестиционный совет, поставлена задача привлекать инвесторов.
Я считаю, что очень неправильно фокусироваться на одном-двух объектах. Это должен быть десяток крупных предприятий. Может быть Центрэнерго, пакеты облэнерго, хотя там продать сложнее, так как уже есть миноритарные акционеры. Но не мне этот вопрос комментировать, у нас есть целый глава Фонда госимущества.
Комментарии - 11
Особенно «улыбнуло» про тарифы на газ — «Должен работать рынок, единая цена.»
Как будто какую-то «методичку» пересказывают и даже не задумываются о СМЫСЛАХ.
У нормальных людей «работа рынка» связана сРАЗНЫМИ ценами, а «единая цена» может быть только при монополии, и только у наших «специалистов» может работать рынок с едиными ценами.
Так что не удивляйтесь, как «запрягаем», так и «едем» — задом наперёд.
Достаточнознать экономику.
Сейчас — нет.
''Оставлю их там только в случае передачи какому-либо известному западному банку'' — а вы много ''известных зарадных банков'' знаете?)
Среди них тоже немало помоек.