Всю прошлую неделю импортеры и экспортеры вели позиционную войну на валютных торгах. Поскольку их задачи по курсу абсолютно противоположные, а объемы межбанка сейчас низкие, любые выходы клиентов с покупками/продажами на $10-20 млн кардинально меняют тренд на рынке.
Испытание для гривны
Это доказали события прошлой недели. Доллар начал ее с уровня 27,16/27,19 гривен, но постепенно просел к среде до 26,95/26,99 гривен. В пятницу ситуация снова изменилась: бакс вернулся к котировкам 27,12/27,20. Помогло ему увеличение объемов покупки валюты крупными игроками.
Что будет влиять на межбанк с 6 по 10 февраля
Факторы против гривны:
- Возврат НДС. Остатки на казначейском счете на начало февраля составили 34,87 млрд грн. Значительная часть этих денег — пока что невозмещенный бизнесу НДС за январь. Как только эти средства вернутся в банковскую систему на счета клиентов, они начнут «давить» на курс. Нечто подобное уже было в конце декабря 2016 года. Тогда на рынок почти единовременно вышло 16 млрд грн возмещения НДС. Это быстро привело к росту котировок на межбанке на 1 гривну — с ориентиром в 28 гривен. Наличный доллар при этом вырос почти до 29 гривен. Погасить пожар удалось только благодаря интервенциям НБУ и ситуативному перевесу предложения над спросом в первые рабочие дни января. Но как только рынок вошел в рабочий ритм, гривна опять девальвировала до уровня в 27,2 гривен и выше. Сейчас — ситуация похожая. Вливание значительных бюджетных сумм в банковскую систему создаст проблемы на валютном рынке;
- Вымывание валюты из страны. Дефицит внешней торговли — хроническая проблема для Украины. НБУ даже был вынужден ухудшить прогноз негативного сальдо текущего счета на 2017 год с $2,9 млрд до $3,5 млрд. Вялая активность и низкие объемы операций на межбанке (на прошлой неделе они не превышали $254 млн при количестве сделок до 500) говорят о том, что застой во внешнеэкономической деятельности продолжается. В случае ситуативных перекосов между спросом и предложением, единственным игроком, способным удержать рынок, остается НБУ. От его оперативности в принятии решений фактически полностью зависит тренд на межбанке в моменты пиковых нагрузок на гривну;
- Неопределенность с получением нового транша МВФ. Обещания чиновников звучат достаточно бодро. Но сроки выделения транша все время откладываются. Сперва в НБУ и Минфине говорили, что деньги зайдут в Украину в ноябре, потом — в декабре, а затем -в январе. Но уже начался февраль, а вопрос окончательно не решен. В такой ситуации мантра о получении правительством 4-х траншей в этом году выглядит, скорее, слишком оптимистичной сказкой, нежели реальным прогнозом. Кроме того, не стоит забывать о разыгрываемой сейчас карте с долгом Януковича (решение международного суда пока не оглашено). Еще один важный фактор — назревающая война между иностранными кредиторами Приватбанка и государством Украина, которое не желает признавать эту задолженность после национализации Привата. Эти юридические угрозы не добавляют оптимизма инвесторам. Они предпочитают подождать определенности в этих вопросах;
- Низкие объемы «чистых» ЗВР (в расчет не берутся кредиты МВФ) не позволяют Нацбанку активно тратить валюту во время спекулятивных раскачек рынка. Это особенно опасно в зимний период, когда необходимо закупать энергоносители. Перекосы в сторону скачкообразного роста спроса на валюту - серьезная угроза для стабильности гривны в ближайшее время;
- Что бы ни говорили власти, рост социальных стандартов в этом году, в сочетании с необходимостью выплат вкладчикам обанкротившихся банков, будет давить на наличный рынок. Причина кроется в ментальности населения — как только курс начинает расти, украинцы бросаются скупать валюту. Это подхлестывает рост доллара. Растущая разница между наличным и безналичными валютными котировками только раззадоривает аппетиты спекулянтов на межбанке.
Наличная гривна в виде повышенных соцвыплат, которая вышла на рынок — неплохой ресурс для формирования инфляционных ожиданий у населения. Это, в свою очередь, стимулирует скупку импортных товаров и приводит к росту отрицательного сальдо платежного баланса. В результате — новые перекосы между спросом и предложением на межбанке. Круг замыкается...
Все эти объективные и субъективные причины будут «давить» на гривну как на этой неделе, так и весь февраль.
Факторы в пользу гривны:
- Экспортерам нужно закрывать свои хозяйственные операции в первой декаде месяца. Как правило, это предоплата арендных платежей, расчеты по зарплате, авансы на поставку сырья и материалов. Учитывая еще и рост тарифов на электроэнергию с 1 февраля для предприятий, а также рост коммуналки по аренде офисов и производственных помещений — затраты экспортеров растут. Это будет заставлять их активнее заводить и продавать валюту;
- Рост цен на товары первой необходимости, а также транспорт заставляет граждан активно сдавать валютные накопления. Не помогает даже увеличение соцвыплат. После отмены пенсионного сбора с обменных операций и появления возможности многократно менять курс в течение дня, банковские обменники успешно конкурируют с небанковскими организациями в части скупки валюты у населения. Это увеличивает поступления валюты в систему. Чего не скажешь о ее продаже. Установленное НБУ ограничение по продаже валюты на сумму до 12 тысяч гривен в одном банке в течении дня сохраняется. Оно делает обменники банков менее конкурентоспособными по сравнению с обменками финкомпаний, где эти ограничения весьма условны.
Что будет с валютным рынком на этой неделе:
Нацбанк попытается пополнять ЗВР за счет интервенций на межбанке в случае ситуативного превышения предложения валюты над спросом. Но шансы такого развития событий очень малы. Весь излишек предложения будет поглощать растущий спрос на валюту со стороны импортеров энергоносителей. Это не даст гривне возможности сильно укрепляться. Скорее всего, тренд на постепенный рост валютных котировок усилится и продлится почти до конца второй декады февраля — вплоть до периода бюджетных платежей, когда экспортеры начнут активно продавать валюту.
Если спрос на валюту будет перевешивать, НБУ постарается не тратить ЗВР. Он будет выходить с продажами доллара только в крайних случаях — если «зеленый» начнет приближаться к отметке в 28 гривен. В этом случае Нацбанку придется гасить недостаток валюты на межбанке за счет резервов. Делать это НБУ очень не хочет. Скорее всего, он будет стараться в таких ситуациях не выходить на рынок, и давать возможность экспортерам поднимать курс доллара до приемлемого им уровня 27,20-27,50 гривен. Но и стремительного роста курса НБУ допустить не может — слишком велики инфляционные риски. Нацбанку придется лавировать между интересами экспортеров (максимально возможный курс доллара) и своими антиинфляционными задачами.
Прогноз курса доллара, объемов и активности на межбанке с 6 по 10 февраля
Рост доллара в прошлую пятницу заставит участников рынка пересматривать свою стратегию в понедельник, чтобы определится с трендом на рынке. Это уменьшит их активность в этот день. Объемы торгов вряд ли превысят $210-230 млн при совершении до 450-470 сделок.
Максимальная активность будет наблюдаться во вторник, среду и четверг. Объем торгов в эти дни составит до $250-300 млн при заключении до 470-550 сделок. Причина проста: разрывать надолго финансирование производственных циклов предприятия не могут. Поэтому все будут вынуждены принять решения по своей стратегии на рынке не позднее вторника.
В пятницу деловая активность традиционно снизится — объемы торгов составят до $200-220 млн при количестве сделок до 450-480.
Шансы пополнить резервы у Нацбанка на этой неделе очень малы. Но и выход регулятора на рынок с аукционами по продаже доллара или через «запрос лучшего курса» возможен только при резких скачках курса к уровню в 28 гривен, что также маловероятно. Скорее всего, бои местного значения между экспортерами и импортерами продолжаться в пределах коридора 27,20-27,50 гривен за доллар. Разрыв между наличным и безналичным курсами увеличиваться сильно не будет. Спред между курсом межбанка и наличным рынком сохранится в пределах 30-50 копеек.
Комментарии - 3
А вот о чем стоит подумать правительству — так это о механизмах удержания молодежи в стране и квалифицированных специалистов — и создания им достойных условий для работы в Украине. Так как, если свалят грамотные специалисты, то останется кто — пенсионеры и низкоквалифицированные ребята. Эти — во-первых, не смогут обеспечивать необходимый рост ВВП в стране, во-вторых — опять же не смогут обеспечивать и самих себя. Старики в этом не виноваты, они свое отпахали и не их вина, что государство так к ним относится -это вопрос к государству. А вот социальный лифт для развития своей квалифицированной рабочей силы и молодежи нужен, иначе превратимся в Европейское Зимбабве.
Во вторых, все внимание уходит на латание текущих дыр. О перспективе некогда и не за что заботиться.
По принципу «Щось, та й буде». А еще у нас модно быть Оптимистом, «не дивлячись нi на що». Поэтому, вроде и делать до на долгосрочную перспективу ничего не надо. Все буде добре!