По мере того как восстанавливается украинская экономика, крепнет и ощущение, что страна больше не нуждается в деньгах МВФ и вполне способна прожить без кредитора. Как долго продержится Украина без новых траншей, в своей статье на «УП» написала Елена Белан. «Минфин» сократил.
Когда придет пора прощаться с МВФ
С середины 2015 года макроэкономическая ситуация в Украине стабилизируется.
Во втором квартале 2016 года ВВП вырос на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в третьем — уже на 2%. Годовой показатель инфляции снизился до 12% против максимального значения 61% в апреле 2015 года.
Резко сократился дефицит бюджета и текущего счета. Резервы НБУ выросли до $15,3 млрд, что соответствует 3,7 месяцам импорта.
Макроэкономическая стабилизация, как и рост резервов НБУ — в значительной степени результат финансовой помощи от официальных кредиторов — МВФ, Мирового Банка, США, ЕС и других. В 2014-2016 годах Украина получила от них $17 млрд финансирования. Это большая сумма для экономики, которая генерирует около $90 млрд ВВП в год.
Финансирование Украины официальными кредиторами в 2014-2016 гг. ($ млрд)
2014 | 2015 | 2016 | Всего | |
Займы (чистый показатель) | 5,4 | 8,8 | 2,7 | 17,0 |
в т. ч.: | ||||
МВФ (чистый показатель) | 0,9 | 5,1 | 1,0 | 7,0 |
займы | 4,6 | 6,5 | 1,0 | 12,1 |
погашение долга | (3,7) | (1,4) | -- | (5,1) |
Мировой банк | 1,3 | 1,0 | -- | 2,3 |
США | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 3,0 |
ЄС | 1,7 | 0,9 | -- | 2,6 |
Другие* | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 2,0 |
*Без учета займов официальных кредиторов частному сектору. Источники: МВФ, Мировой Банк, расчеты автора |
Создается впечатление, что вместе с улучшением ситуации желание украинской власти сотрудничать с МВФ угасает. Комментарии относительно сотрудничества с фондом остаются позитивными, но требования кредитора выполняются очень медленно, в том числе и те, которые требуют только решения правительства.
Недавно Министр финансов Александр Данилюк заявил, что страна продержится, даже если не получит вовремя следующий транш $1,3 млрд. Такая точка зрения оправдана для перспективы в несколько месяцев, но не выдерживает критики, если смотреть на несколько лет вперед.
Затраты на обслуживание внешнего долга Украины начнут расти с середины 2017 года. Выплаты основной суммы и процентов по суверенному и квази-суверенному долгам в ближайшие 3 года составят $14 млрд. Это почти равно нынешним резервам НБУ. Львиная доля этой суммы должна быть выплачена из госбюджета. Между тем, валютные запасы правительства гораздо меньше, чем у НБУ — около 1,5 млрд на конец октября.
Выплаты по внешнему долгу достигнут максимума в $7,5 млрд. в 2019 году. Это год президентских и парламентских выборов. Поэтому золотовалютные резервы нужно наращивать дальше, а не тратить.
Внутренних источников привлечения инвалюты недостаточно. Основной источник — банковская система. Но ее запас инвалюты всего около 5,5 млрд. Это вдвое меньше $11 млрд, которые необходимы правительству.
Украине нужно привлекать средства с внешних рынков и сосредоточиться на недорогом финансировании, поскольку долговые показатели уже достигли угрожающих размеров — государственный долг составляет 80% ВВП, ы выплата процентов по нему — 4,5% ВВП.
Доступ к внешнему финансированию зависит от сотрудничества Украины с МВФ и выполнения программы реформ.
Доходность украинских еврооблигаций сейчас колеблется около 9% годовых. Это один из самых высоких показателей среди развивающихся рынков. Единственный способ снизить стоимость привлечений на частном рынке — это уменьшить премию за риск, связанный с инвестированием в Украину. Лучший способ это сделать — ускорить реформы.
Замораживание или разрыв сотрудничества с МВФ может иметь катастрофические последствия для экономики и даже для будущего развития страны в целом. Накануне выборов страна может оказаться на пороге еще одного экономического кризиса.
Комментарии - 7
Попробуйте развивать страну на коммерческих условиях — Украину надо было несколько раз уже продать или оставить в залог, чтобы получить тот миллиард, который так с легкостью дают под волшебное слово «реформы».