О том, как бездарно государство тратит бюджетные средства, можно говорить бесконечно. Деньги налогоплательщиков исчезают в «черных дырах», не принося сколько-нибудь ощутимого результата. Во многом такая ситуация — наследие советского прошлого. Как изменить систему и начать тратить деньги с умом в своей колонке на «Новом времени» написала заместитель директора Центра экономической стратегии, эксперт РПР Мария Репко. «Минфин» сократил.
Госплан: главное — результат
Через расходы госсектора сейчас распределяется более 43% всего ВВП Украины.
На страницах паспортов бюджетных программ можно увидеть, сколько денег на них заложено, сколько выделено, сколько «освоено» и т.д. Но каков конечный результат расходования этих средств для общества, улучшилась или ухудшилась ситуация – неизвестно.
Целесообразность существования некоторых из этих программ, также как их эффективность, пропорции распределения средств вызывают все больше вопросов у общества.
Для примера: на каждого ученика в школах социальной реабилитации (в которых обучаются малолетние правонарушители) налогоплательщики потратят в этом году по 280 тыс. гривен (для сравнения, студент университета им. Тараса Шевченко «стоит» государству около 41 тыс. гривен в год). При этом, по мнению чиновников, единственным весомым критерием выполнения государством своей задачи по социальной реабилитации правонарушителей является получение ими школьного аттестата. Так ли должен быть сформулирован результат для общества?
Мириться дальше с подобным положением вещей уже не представляется возможным. Бизнес хочет снижения налогов (соответственно, снизятся доходы бюджета). Кредиторы требуют обслуживания долгов, которые стали слишком дорогими после девальвации гривны. Институционную возможность государства распоряжаться такими большими объемами средств все чаще ставят под сомнение. Все это требует масштабного пересмотра государственных расходов.
Существует известный в мировой практике метод целевого бюджетирования: «затраты – продукт – результат». Он базируется на том, что распорядители бюджетных средств количественно определяют общественно-значимый результат, которого они хотят достичь (например, сокращение отставания в развитии регионов на какой-то определенный процент). Затем определяют продукт, с помощью которого можно добиться такого результата (определенное количество километров современных качественных дорог в областях), и какие ресурсы на это нужны (сотрудники, заказ проектной документации). В конце концов подсчитывают, какие расходы должен понести бюджет, чтобы эти ресурсы были задействованы в производстве продукта и, как следствие, достижении результата.
Распорядители средств, которые привыкли жить по старым правилам, будут очень трудно переходить на новую колею. Им нужна помощь – как именно устанавливать показатели, где брать и как анализировать информацию, каким образом финансировать исследования, как формировать и обнародовать отчеты.
На первое время также важно, чтобы те, кто будет внедрять целевой метод, не чувствовали опасности для своих должностей или денежного обеспечения за потенциальное недостижение целевых показателей. Сейчас в бюджетных паспортах почти все показатели выполняются на 100%, и люди будут смущены резкими изменениями, что чревато саботажем среднего звена.
Чтобы достичь экономии бюджетных средств, выплатить государственный долг, прекратить «поборы» с официального бизнеса, снизить коррупцию, государству нужно внедрить среднесрочное планирование расходов на базе ожидаемого общественного результата и просмотреть каждую из программ. Это не является привлекательной для реформаторов «быстрой победой», это сложный и затратный процесс, где сопротивление может быть бешеным. Но это именно тот сектор, куда надо прилагать постоянные и системные усилия, если мы хотим получить стабильный и устойчивый рост и вывести страну из третьего мира.
Комментарии - 1
Результат мы всегда имеем, главное какой результат мы имеем — запланированный или НЕзапланированный.
Существует известный в мировой практике метод целевого бюджетирования: «затраты – продукт – результат».
Это не есть «целевое бюджетирование» — это целевое РАСХОДОВАНИЕ.
Распорядители средств, которые привыкли жить по старым правилам, будут очень трудно переходить на новую колею. Им нужна помощь – как именно устанавливать показатели, где брать и как анализировать информацию, каким образом финансировать исследования, как формировать и обнародовать отчеты.
Проблема не только в распорядителях,которые привыкли жить по старым правилам, а и в тех, кто вводит «новые» правила.
Ведь если им будет оказываться «помощь – как именно устанавливать показатели, где брать и как анализировать информацию, каким образом финансировать исследования, как формировать и обнародовать отчеты» с такими ОШИБКАМИ как я выделил выше — то распорядителям действительно будет очень трудно «трудно переходить на новую колею» .